Найти в Дзене
О Туле с любовью

Оборона Тулы. День за днём. 7 декабря 1941 года. Психическая атака немцев на Мясново

Отдельным эпизодом в обороне города стала психическая атака, предпринятая немцами уже после окончания Тульской оборонительной операции, когда по всем направлениям началось контрнаступление Красной Армии под Москвой. Четвёртая и последняя попытка овладеть Тулой была проведена немцами в ночь с 6 на 7 декабря 1941 года (В некоторых воспоминаниях указывается, что атака проходила в ночь с 7 на 8 декабря, но будем опираться на данные из журнала боевых действий 50-й армии). Из журнала Боевых действий 50-й армии. В 1.00 7.12 противник повёл психическую атаку со стороны Маслово на совхоз "Мясново" (на участке обороны 755 сп), освещённый прожектором противник был встречен пулемётным и артиллерийским огнём и, понеся большие потери, был обращён в бегство. Для отражения атаки использовались следующие технические средства. Прожекторная сигнальная станция была передана в зал "Воинская слава туляков" основной экспозиции Тульского областного краеведческого музея бывшим командиром прожекторной роты 7

Отдельным эпизодом в обороне города стала психическая атака, предпринятая немцами уже после окончания Тульской оборонительной операции, когда по всем направлениям началось контрнаступление Красной Армии под Москвой.

Четвёртая и последняя попытка овладеть Тулой была проведена немцами в ночь с 6 на 7 декабря 1941 года (В некоторых воспоминаниях указывается, что атака проходила в ночь с 7 на 8 декабря, но будем опираться на данные из журнала боевых действий 50-й армии).

Из журнала Боевых действий 50-й армии.

В 1.00 7.12 противник повёл психическую атаку со стороны Маслово на совхоз "Мясново" (на участке обороны 755 сп), освещённый прожектором противник был встречен пулемётным и артиллерийским огнём и, понеся большие потери, был обращён в бегство.

Для отражения атаки использовались следующие технические средства.

Прожекторная сигнальная станция была передана в зал "Воинская слава туляков" основной экспозиции Тульского областного краеведческого музея бывшим командиром прожекторной роты 732-го зенитно-артиллерийского полка М.Е. Кузнецовым.

-2

Михаил Евстафьевич Кузнецов в 1941 году активно участвовал в боевых действиях в дни обороны Тулы и, в частности, в отражении со своими прожектористами психической атаки немецкой пехоты на посёлок Мясново в ночь с 6 на 7 декабря 1941 г. со стороны деревни Маслово. В послевоенные годы Михаил Евстафьевич был председателем совета ветеранов 732-го зенитно-артиллерийского полка.

-3

Прожектор З-15‑4. Буква «З» означает «зенитный», 15 – размер линзы в дециметрах, или 150 см, а 4 – мощность в киловаттах.

-4

Звукоулавливающие установки. В состав экипажа звукоулавливателя входили слухачи, за каждым из которых был закреплен один рупор. Слухачи-корректоры объединяли и анализировали поступавшие с каждого рупора сигналы. Обычно звукоулавливатели работали синхронно с прожекторными станциями.

-5

Из воспоминаний В.Г. Жаворонкова.

Сработала разведка: взяли живьем немецкого высшего офицера. Допрашивали мы его в доме на окраине, держался он нагло, было видно, что попалась важная птица, и мы выяснили, что они готовят через несколько часов. Подготовились и мы. В ночь на 8 декабря по Калужскому шоссе со стороны деревни Маслово фашисты силами только что прибывшей 296-й пехотной дивизии «Оленья голова» (попавшийся нам барон в мундире с опушкой оленьей шерсти на погоне был из этой части) предприняли психическую атаку на поселок Мясново. Шли, распахнув френчи в лютый мороз, пьяные. Бой длился два с половиной часа.

Из журнала боевых действий 732 зенап ПВО.

Секретарь партбюро 732 полка ПВО капитан Чащин.

На 1 батарею фашисты организовали психическую атаку в составе батальона. Командир - коммунист Мазуров смело встретил фашистскую гадину и двумя орудиями разгромили этих психов прямой наводкой. Фашисты потеряли более 100 фрицев убитыми и в панике бежали. После боя наша пехота заняла деревню Маслово. Ранено два красноармейца. Боевую задачу выполнили.
-6

Старший лейтенант Дубинин.

Прикрываясь темнотой, они с флангов на батарею пустили отдельных автоматчиков, создавая видимость окружения батареи. Все красноармейцы и командиры, не связанные с орудиями, были мобилизованы на оборону огневой позиции. Активным организатором обороны был заместитель политрука тов. Зосимов. Немцы шли во весь рост по четыре несколькими колоннами, рассчитывая подействовать на психику наших бойцов.
Обнаружив противника, орудрасчёты подпустили их на 200-300 метров, немецкую колонну осветили прожектористы-комсомольцы Дмитриенко, Маслов и др. Батарея в упор расстреляла психическую атаку немцев. Образцы стойкости показали командиры орудий- комсомольцы Артюков, Данилюк, наводчики Макаров, Зинченко. Немцы оставили на поле боя около 150 человек убитыми, батарея не потеряла ни одного красноармейца. Орудийный огонь поддерживали пулемётчики, где комсомолец Новосёлов, немало уложил фрицев.
Немцы оставили много автоматов, винтовок, снарядов, минометов, одну противотанковую пушку.
-7

Тимофей Дмитриевич автор множества статей и автобиографических книг: «Зенитки бьют бронебойными», «За Толстовской заставой», «Во имя безопасности Москвы» и «Непокоренная Тула». За заслуги в обороне Тулы, свою просветительскую деятельность и последнюю книгу, Тимофею Дмитриевичу Дубинину было присвоено звание Почетного гражданина города Тулы.

Глава из книги Т.Д. Дубинина «Зенитки бьют бронебойными». ПСИХИЧЕСКАЯ АТАКА

Противник усиливал удары по нашей обороне. Но все их яростные атаки встречали упорное сопротивление защитников города, Где бы они ни пытались прорваться, их везде настигал карающий меч советских бойцов.
Так произошло и в ночь с седьмого на восьмое декабря. На этот раз враг предпринял атаку с запада в направлении поселка Мясново. Оборону здесь держал 755-й полк 217-й стрелковой дивизии. Его боевые действия поддерживала наша 1-я батарея, которой командовал опытный, волевой офицер лейтенант Константин Кузьмич Мазуров. Личный состав батареи был хорошо обучен и подготовлен не только для борьбы с авиацией, но и с танками. Кроме того, к этому времени сюда перебросили дополнительно два орудия 8-й батареи. Зенитчики занимали рубеж западнее Мяснова на Старо-Калужской дороге.
Немцы находились в районе деревни Маслово. От фашистских позиций зенитчиков отделял овраг. Днем противник хорошо просматривался, и зенитчики непрерывно вели за ним наблюдение. Вести разведку нам помогали местные жители. Особенно ценные данные приносили два подростка. Мне приходилось с ними неоднократно встречаться: Но с той поры прошли многие годы, и время безжалостно стерло из памяти их имена.
На помощь пришли архивы. Используя очередной отпуск, я направился в архив Министерства обороны. И вот передо мной дела из фонда нашего полка. С душевным волнением перелистываю бумаги, уже пожелтевшие от времени, но еще сохранившие горячий накал тех дней. Здесь как бы заново открылись передо мной подвиги мужества и героизма бойцов и командиров.
А вот боевое донесение, многие годы хранившее тайну о юных разведчиках. «В ту ночь, - говорится в нем, — в разведку ходил красноармеец Воровиков с мальчиками Лешей Деминым и Витей Захаровым. Ребята в деревне Маслово испортили линию связи, проникли в Штаб фашистской части, сняли и принесли на батарею немецкий телефонный аппарат».
Да, это были имена тех ребят, которых я так долго искал. А дальше помогла газета «Молодой коммунар». По моей просьбе редакция опубликовала маленькое обращение — «Отзовитесь, друзья». И друзья отозвались. На второй же день в редакцию пришла сестра Вити Захарова.
-9
Родился Витя в Туле, учился в средней школе № 20.
Когда началась война, ему исполнилось лишь пятнадцать лет.
— Смотри, Виктор, — первый раз по-взрослому назвал сына отец, когда уходил на фронт, — ты остаешься в доме один мужчина, береги мать и сестренку!
И Виктор стал хозяином дома, старательно помогал матери.
Когда фронт подходил к Туле, Виктор все чаще и чаше исчезал из дома, Но куда — не говорил. Мать — в поселок Басово на рытье окопов, а Виктор — по своим делам. Потом стал появляться в доме с какими-то ребятами своего возраста. Лишь один среди них был пожилой. Они его звали дядей Васей.
Однажды, уйдя из дому, Виктор долго не возвращался. Мать забеспокоилась, плакала, сестренка все выглядывала в окно: не идет ли? Но Виктора нет и нет. Появился лишь через четыре дня. Пришел грязный, измученный, на лбу большой синяк.
Еле переступив порог, Виктор увидел заплаканные, печальные глаза матери,
— Не беспокойся, маманя, я ничего плохого не делаю, — по-взрослому сказал Витя, когда мать стала его журить.
Но где был — так ничего и не сказал. А уходил из дома Виктор потому, что стал партизаном-разведчиком.
И не то, чтобы матери не доверял. Просто такая служба: до поры до времени никто не должен знать, даже самый близкий человек.
На выполнение первого задания Виктору потребовалось четыре дня. Очень хотелось предупредить мать чтобы не беспокоилась, но нельзя. На задание Витя ходил со своими друзьями-однолетками Кузьминым и Дервеневым. Заминировали дорогу Узловая — Венев. Ждать пришлось недолго. Со стороны Венева послышался шум моторов. Ночь осветила яркая вспышка взрыва. Юные партизаны открыли счет мести врагу...
Однажды на рассвете пришли домой вчетвером. Один из них, которого звали Николаем, был ранен в голову. В доме Захаровых раненому оказали помощь. Ребята вымылись и завалились спать, а к вечеру опять ушли.
Витя побывал в сорока населенных пунктах, занятых противником, и добыл много данных о расположении и скоплении вражеской пехоты, артиллерии, обозов, о нахождении штабов. Эти данные использовались командованием в боевых операциях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1942 года за доблесть и мужество, проявленные в партизанской борьбе в тылу врага, Виктор Корнеевич Захаров награжден медалью «За боевые заслуги».
Особенно осталась в моей памяти разведка, проведенная ребятами шестого декабря 1941 года. Витя и Алеша сообщили такие сведения, из которых следовало, что фашисты готовятся к нанесению удара. Командование приняло необходимые меры. С наступлением темноты ближе к переднему краю, на наиболее выгодный рубеж, были выдвинуты два зенитных орудия с расчетами сержанта Артюкова и младшего сержанта Данилюка. За оврагом, почти рядом с врагом, разместили батарейный наблюдательный пункт.
Ночью наши дозорные обнаружили приближение немецкой разведки. Ефрейтор Баранов заметил, что вслед за разведкой строем движется фашистская пехота силою до батальона. Об этом он доложил командиру.
Командир 1-й батареи лейтенант Мазуров привел батарею в боевую готовность. Комиссар младший политрук Бизяев и командир пулеметного взвода лейтенант Дадонов с группой солдат и сержантов, в которую входили Замятин, Зосимов, Медведев, Воробьев, Маркин, Егорочкин, Новоселов и другие, отправились наперехват немецкой разведке. Они подпустили фашистских разведчиков на 100—150 метров и открыли по ним пулеметный и автоматный огонь.
Немцы бешено отстреливались, но внезапность сыграла свою роль: ни одному из них не удалось уйти от нашего огня.
На батарее находилось два зенитных прожектора и командир решил использовать их для освещения дороги, по которой двигался немецкий батальон.
Прожектористы красноармейцы Маслов и Дмитриенко осветили дорогу. Мощные лучи упали на вражеские боевые порядки. Фашисты оказались как на ладони. Тут же заговорила наша артиллерия. Орудия сержанта Артюкова и младшего сержанта Данилюка били по врагу прямой наводкой. Вели ружейно-пулемётный огонь и бойцы 755-го стрелкового полка.
Удар был настолько неожиданным и ошеломляющим, что фашисты начали бросать оружие и в панике разбегаться в стороны от дороги. Они метались, сбивали друг друга, падали, но их везде настигал огонь.
Как только поступил на КП полка доклад о противнике, мы вместе с комиссаром Григорием Ивановичем Морозкиным выехали на батарею. Бой ещё продолжался, но было ясно: фашистская ночная атака не удалась.
После боя подвели итоги: уничтожено 155 солдат и офицеров противника, взяты трофеи —8 минометов, 10 пулемётов, 5 автомашин, 40 винтовок, 2 повозки с боеприпасами, 11 противогазов.
Эта атака на город оказалась последней, и она вошла в боевую летопись обороны Тулы под названием «психической».

Ст. Сержант Артюков.

Находясь в укрытии, я услышал пулемётный огонь, который открыла пехота, находящаяся впереди меня, я решил помочь пехоте и скомандовал "К бою" и выбрал более лучшую огневую точку противника и послал туда несколько стаканов с шрапнелью и потом, одна за другой, точки противника взлетели в воздух.
Через несколько минут я увидел целый строй немецкой пехоты, шедший во весь рост из деревни Маслово.
Здесь я принял быстрое решение и скомандовал по пехоте "Огонь". Наводчик товарищ Макаров быстро поймал цель и фашисты стали взлетать в воздух.

Командир 1 батареи ст. лейтенант Мазуров.

Их разведчики с автоматом в руках достиг до 100-150 метров нашей обороны, но попали под наш пулемётный дозор; при первой перестрелке у них сила и скорость огня была больше.
Мы скрывали свои силы под прикрытием до прихода основных сил, дали им спуститься с горки, чтобы удобнее было их бить при их снижении.
В это время мы послали разведку красноармейца Воровикова и мальчика Лемина Лёшу. Они ходили подсчитывали количество трупов немцев. Трупы были в маскировочных халатах. Несколько трупов немцы утащили и спрятали в реку.
Но, несмотря на их хитрость, было подсчитано 150 солдат и офицеров. Во время артперестрелки из их штаба, что находится в Маслово, наш юный разведчик Витя Захаров с товарищем стащили с их штаба телефон, который и сейчас хранится в штабе, как память о фрицевской связи.
В 22 часа 6 декабря этот полк, построенный поротно и батальонно, имея перед собой 80-100 автоматчиков, стал приближаться к городу со стороны деревни Маслово. Фашисты шли в рост, не производя лишнего шума. Разведчики N части встречи движение немцев. Командование встроенной меры и решило подпустить фашистов как можно ближе.
Когда вражеский полк находился от наших позиций на расстоянии 200-300 метров, внезапно вспыхнули мощные прожекторы, которые ослепили немцев. Боевые порядки вражеского полка дрогнули. Вслед за этим наши танковые пулеметы открыли по немцам шквальный огонь. Пули скашивали целые ряды подвыпивших фашистов. Вскоре полк побежал и стал собираться в Маслово. Это было также заранее предусмотрено, и в деревне ударила наша гвардейская и дальнобойная артиллерия. Под прикрытием ее огня деревню с двух сторон обошли советские автоматчики. К утру деревня была в наших руках. Остатки 521-го полка разбежались в разные стороны, побросав оружие и боеприпасы.
Вручение 732-му зенитному артиллерийскому полку Красного знамени Тульского Обкома и Облисполкома.
Вручение 732-му зенитному артиллерийскому полку Красного знамени Тульского Обкома и Облисполкома.

Итоговое донесение "О боевой политической подготовке и партийно-политической воспитательной работе в 732 зенитном артиллерийском полку ПВО за декабрь и 10 дней января".

Когда на первую батарею 7 декабря фашисты организовали психическую атаку в составе батальона (400 бандитов) шли строем впереди рота автоматчиков, бешено обстреливая батарею, командир батареи т. Мазуров смело встретил фашистскую гадину и двумя орудиями прямой наводкой разгромил этих психов, фашисты оставили на поле боя более 100 чел. убитых, в панике бежали в деревню Маслово (по Калужскому шоссе). Противник всю ночь, по сведениям местных жителей, таскал убитых и раненых с поля боя, после этого разгрома наша пехота заняла дер. Маслово. Батарея захватила трофеи: 6 минометов, 5 пулеметов, более 500 мин и эти трофеи были переданы пехоте и из них же громили немцев. В батарее высокая воинская дисциплина, это видно из того, что благодаря четкости и высокой воинской дисциплине, батарея в бою потеряла только двух человек раненых. 2-я батар. была придана к 217 сд для поддержки пехоты, где командиром бататареи л-нт Ткаченко и комиссар батареи – мл. политрук т. Быков, 3-я батарея, где командир батареи – л-нт т. Шевцов и комиссар батареи – политрук т. Бочаров, также была придана 217 сд, умело и четко выполняя боевые задачи пехотных командиров по подавлению огневых точек противника и с закрытых позиций били артиллерийским огнем по скоплению фашистской пехоты, нанося противнику огромный ущерб в технике и живой силе. В результате чего, наша пехота очистила много сел и деревень от противника, деревни: Ямное, Алексеевка, Петрова и ряд других.
-11
«В 22 часа 7 декабря противник, подтянув 296-ю пехотную дивизию «Оленья голова», предпринял психическую атаку на западную окраину Тулы со стороны деревни Маслово на пригородный совхоз «Мясново». Защитники Тулы, осветив прожекторами дорогу, уничтожили батальон 521-го пехотного полка противника, пытавшийся прорваться к железнодорожному вокзалу. В отражении этой атаки отличились зенитчики-артиллеристы 1-й батареи и стрелки 217-й стрелковой дивизии. Это была последняя попытка врага прорваться в Тулу». - ТУЛЬСКАЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ 1941 г. В. И. Боть, председатель военно-исторической комиссии Тульского областного краеведческого музея и Тульского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов; старший научный сотрудник Дома-музея В. В. Вересаева; заслуженный работник культуры РФ; почетный гражданин города Тулы.
-12

Разгром немцев под Тулой. 13 декабря 1941 года.

Газета "Правда" и газета " Красная звезда" от 13 декабря 1941 года опубликовали статьи генерал-лейтенанта И. Болдина "Разгром немцев под Тулой" и "Разгром дивизий Гудериана", в которых представлен анализ происходивших с ноября 1941 года военных событий под Тулой. О психической атаке Болдин написал следующее.

В 22 часа 6 декабря этот полк, построенный поротно и батальонно, имея перед собой 80 -100 автоматчиков, стал приближаться к городу со стороны деревни Маслово. Фашисты шли в рост, не производя лишнего шума. Разведчики N части обнаружили движение немцев. Командование приняло необходимые меры и решило подпустить фашистов как можно ближе.
Когда вражеский полк находился от наших позиций на расстоянии 200-300 метров, внезапно вспыхнули мощные прожекторы, которые ослепили немцев. Боевые порядки вражеского полка дрогнули. Вслед за этим наши танковые пулеметы открыли по немцам шквальный огонь. Пули скашивали целые ряды подвыпивших фашистов. Вскоре полк побежал и стал собираться в Маслово. Это было также заранее предусмотрено, и по деревне ударила наша гвардейская и дальнобойная артиллерия. Под прикрытием ее огня деревню с двух сторон обошли советские автоматчики. К утру деревня была в наших руках. Остатки 521-го полка разбежались в разные стороны, побросав оружие и боеприпасы.
Генерал-лейтенант И. Болдин.

Советские войска, дислоцированные в районе Мясново перешли в наступление. Разящими строфами откликнулся на успехи наших войск в битве за Москву Алексей Сурков.

На Запад трусливо бежит убийца,
Оставив кровавый след.
От гнева народа нигде не скрыться,
От мести спасения нет.

Немецким насильникам нет пощады!
Разящая сталь строга.
Сквозь ветер и холод идут отряды
По волчьим следам врага…

Подписывайтесь на канал "О Туле с любовью" чтобы быть в курсе о выходе наших новых публикаций о славном Городе-Герое.