Здравствуйте, дорогие читатели! Перед выходом «Хроник русской революции» режиссёр Кончаловский или актёр Ткачук, исполняющий роль Ленина, заявляли, что они будут показывать Владимира Ильича неплакатно. Дескать, современные фильмы, в которых есть Ленин — это мусор. Но вот они-то сейчас покажут, каким был Ильич на самом деле. Как всегда не фартануло. История о том, как, что и кому показали «Хроники русской революции» прогремела как атомный взрыв.
Но дело даже не в заявлениях Кончаловского и Ткачука. Эти соврут — не дорого возьмут. Дело в том, что благодаря инфопомоям Перестройки, 90-х и начала 2000-х людям всё время вдалбливалась мысль, что советское кино (кроме простеньких комедий) и советские книги — это заидеологизированная, неправдивая пропаганда. Считается, что образы всех революционеров, тем более Сталина и Ленина, слишком идеализированы. И все наши продажные интеллигенты очень любят ездить на этом нарративе.
До определённого момента я этому верила. Не потому что вдумывалась, а потому что инфополе вокруг меня почти всю мою жизнь было наполнено подобными высказываниями, которые, конечно же, соседствовали с фактами, которые этим сказкам противоречили. Но до поры до времени я об этом не задумывалась.
Дело в том, что для восприятия советской культуры я была чистым листом. Я родилась перед самым уничтожением Союза. Естественно, я не помню, каково это жить в СССР (помню только, что мороженое было потрясающе вкусным, такого я больше никогда не ела). Мимо меня прошло огромное количество советских книг, фильмов, историй. Я росла на руинах, на осколках великой цивилизации, в городе, который был когда-то великой комсомольской стройкой — в городе Братске. И, конечно же, вокруг меня везде были разбросаны осколки былого. Портрет Ленина на здании в промзоне (сейчас его замазали или скололи), советские памятники, советские задания, советские книги. Нам в школе рассказывали историю нашего славного города, водили в музеи. Было время, когда по центральным российским телеканалам в новостях даже поздравляли Братск с днём города. Были парады на 9-ое мая, которые и в 90-х не прекращались. Всё это сочеталось с кучей вывесок фирм и фирмочек, рекламой по ТВ, выступлениями политиков, криминалом в жизни и на ТВ. С другой стороны — советские мультики и фильмы (в основном комедии), советские журналы («Техника — молодёжи») соседствовали с Диснеем, «Сейлормун», «Зеной — королевой воинов», Людьми Икс и голливудскими фильмами. А ещё отовсюду лилась антисоветчина. В голове же была каша из взаимоисключающих знаний.
И вот с этой кашей в голове я начинаю целенаправленно смотреть те самые советские заидеологизированные кинокартины с их «плакатными» героями. Эти фильмы оказываются просто прекрасными и глубокими. Особенно на контрасте с современными киноподелками. Ты начинаешь понимать, что тебе всю жизнь врали. Я помню это ощущение, когда во мне ещё жило это удивление: в голове уже существовал сформированный образ, и тут он взял и развалился. Потому что, во-первых, качество советских кинокартин действительно на высочайшем уровне, а, во-вторых, образы героев соответствовали их великим делам. То есть не было противоречия между историей и картинкой на экране. Такое противоречие часто возникает, когда смотришь российские фильмы о ВОВ.
Понятно, что людям 80-х и 90-х годов казалась, что всё, что им рассказывали ранее, — это враньё (конечно, не все так думали, но всё же). Они были далеки от революции, жили в условиях реставрации капитализма, которые не сочетались с советской официальной пропагандой. Общественное бытие как всегда определяло общественное сознание, и, естественно, людям, которые не понимали, что принесёт с собой капитализм, казалось, что нужно стряхнуть путы прошлого. Но когда ты пожил в капитализме, так сказать, с незамутнённым разумом, то начинаешь понимать, что что-то здесь не то, и оказывается, что всё, о чём нам «врали» в Советском Союзе, оказалось правдой (ну, кроме «культа Сталина»). После того как ты глубже и глубже погружаешься в советское культурное наследие, то всё больше понимаешь, что антисоветчики тебе не просто врали, а врали нагло и беспардонно. Врали с полной уверенностью, что ты никогда не будешь проверять информацию. Но пришли другие времена.
По поводу плакатности образа Ленина — я посмотрела уже достаточно разных советских фильмов («Ленин в Октябре», «Человек с ружьем», «Доверие», «Коммунист», «Аппассионата», «Поимённое голосование», «Шестое июля», «В Крыму не всегда лето») и могу сказать, что ни в одном из них он не показан как супергерой с плаката. Ильич везде разный, везде человечный. Иногда он сомневается, иногда забывает поесть, ему тяжело, когда судьба страны ложится на его плечи. Да, кинематографисты показывают нам разные грани личности Ленина, высвечивая то одну, то другую, но это не безупречный гений — это человек. Хоть и человек выдающийся. Ну, как бы он таким и был, выдающимся. Обычный человек вряд ли смог сделать тоже, что и Ленин.
Хорошо о восприятии личности Ленина творцами всех мастей написал Всеволод Кочетов в своей статье «Наш компас»:
Естественно, что каждый прозаик, поэт, драматург, режиссер, деятель кисти и карандаша видит и изображает Ленина по-своему. Для одних он — могучее средоточие революционной воли, яркий, взрывчатый интеллект, несокрушимая убежденность, воспламеняющая сердца и умы тысяч и миллионов, человек неустанного, активного действия. Другие ищут в нем главным образом мыслителя, теоретика, творца идей. Есть и третьи, которым в Ленине хотелось бы видеть добряка и всепрощенца, с полудетской наивной улыбкой в глазах опускающегося на корточки перед каждым встречным парнишкой, дабы отечески вытереть тому нос или при полном серьезе выслушать чушь, какую парнишка понесёт с экрана, со страниц книги по воле автора сценария, повести, рассказа.
Мне думается, Ленина невозможно ощутить и понять через второстепенное и третьестепенное, через то среднечеловеческое, которое, конечно же, всегда присутствовало и присутствует даже у самых выдающихся представителей рода людского во всю его долгую историю. Из этого общедоступного источника можно брать лишь черты и чёрточки, в какой-то мере дополняющие главное, основное, неповторимое, но ни в коем случае нельзя из них составить правдивый ленинский образ. По-настоящему творчески увидеть и осмыслить Ленина возможно с позиций единственно верного принципа, какой исповедуют великие художники мира: беру глыбу мрамора и отсекаю всё лишнее. У нас часто получается наоборот: для изображения Ильича берут одно лишнее, которым заслоняется главное.
В Ленине, если внимательно читать воспоминания современников и особенно его собственные труды, все среднечеловеческое, общечеловеческое подчинялось главному, ленинскому и только ленинскому. Ленин прежде всего был страстным борцом, которого ничто не могло остановить на избранном пути. Он шёл через любые трудности — через вопли и клевету врагов, через неверие, трусость, отступничество иных из своих соратников, через непонимание, проявляемое другими, через колебания третьих, нежелание четвертых. Зная свою правоту, Ленин не боялся остаться во временном меньшинстве и даже чуть ли не в одиночестве, когда дело касалось великих революционных принципов конечно, в видимом одиночестве: большинством для него всегда был народ, а не те единицы или десятки, которые в том или ином случае не умели или не желали его понять и поддержать. Если случалось, обстоятельства вынуждали Ленина отступить в тактике на шаг, то он отступал лишь для того, чтобы с новой силой обрушиться на противника. За революцию, за дело партии Ленин сражался каждый день, каждый час, каждую минуту, каждой речью, статьей, каждым своим точным, ясным, стреляющим словом.
Кочетов хорошо подметил то, почему нельзя образ Ленина показывать, так сказать, через быт и что-то среднечеловеческое - потому что это не соответствует главному, тому что было сутью этого человека. Если ты показываешь только: почёсывание жо..., трясение гениталиями, поедание круассана, слёзы по любовнице, нервозность, бритьё, страх перед убийством, то ты потеряешь образ Ленина. Но режиссёра Кончаловского это не смутило.
В образе Ленина главное — это непреклонный борец и политик. Это то, что нужно передавать. Плакатно или нет — не суть важно. Да, где-то мы видим, что больше добавляли добряка и всепрощенца, где-то теоретика и вождя, но везде в советских фильмах мы видим политика. Страстного борца, увы, не все смогли передать. Но так или иначе в советском кинематографе нам очень старались показать эту великую личность наиболее разносторонне. Понятно, что получалось не идеально, но и не карикатурно. Кстати, будете смотреть фильмы о Ленине или с его участием — обратите внимание, что актёра старались подбирать и гримировать максимально похоже на оригинал. Если на роли остальных революционеров старались подбирать актёров чуть красивее или гораздо красивее («Чичерин») оригинала, то Ильича старались показать максимально похожим.
Критик Григорий Цеплаков недавно озвучил шутку: неважно каким был актёр, подобранный на роль Ленина (толстый, высокий, непохожий), главное, чтобы он сыграл умного человека. Если по этому принципу формировали образ Ленина в советском кино, то понятно, почему на эти киновоплощения Ильича приятно смотреть. Вон взяли Ткачука, мягко говоря, не интеллектуала, который играл картавого dурачка - вот и получилось то, что получилось. Так Ткачук ещё и по фигуре не похож.
Вообще, сколько смотрю советское историческое кино и никак не могу найти в нём карикатур или как изволил выразится барин Кончаловский, дружеских шаржей (как образ Ленина в его кине). Если в «Хрониках» все революционеры карикатуры, то в советском кино даже враги изображены адекватно.
Так что смотрите советские фильмы и сравнивайте их современными, и вам будет очевидно, кто умел снимать кино лучше.
Екатерина Богатырёва, активист группы «Свободное время»
Благодарим за помощь с корректурой и редактурой нашего подписчика Артемия Т.
Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить или скачать бесплатно на нашем сайте.
В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.
Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».
Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут
"Основное в ленинизме (Сталин)" 1 том
Брошюра "В помощь товарищу. Справься со стрессом, овладей эмоциями, научись эффективному общению"
Бесплатно скачать брошюру можно здесь
Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"
Учебное пособие "Научный социализм"
Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"
Книга "Краткая история будущего"
Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"
Пройти опрос группы "Свободное время"
Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут: