Речь идет о том замечательном времени, когда был Советский Союз, Советская власть и мы были молоды. Критики скажут, да все время говорят, что прекрасные воспоминания у большинства людей о жизни при Советской власти, обусловлены тем, что мы были тогда молодыми. А воспоминания о молодости всегда прекрасны. Не будем отрицать этого. Когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли… . Воспоминания про свою юность действительно в большинстве случаях безоблачны. Но сейчас речь пойдет не о нас. Речь пойдет о прессе того времени. Про то идеологическое оружие, при помощи которого нас воспитывали. Современные пропагандисты либерально-демократического разлива считают, что нас оболванивали.
Так как же все-таки, воспитывали или оболванивали? Если, читая, рассматривая иллюстрации той далекой, советской прессы мы становились лучше, честнее, нравственней, то тогда воспитывали. А если через какое-то время, вспоминая прочитанное мы прозрели и сказали, что там была написана неправда, нас обманули, то тогда конечно оболванивали.
Автор (Изящный гиппопотам) сразу заявляет, что он не прозрел. Ни нашел в прессе тех лет ничего лживого, ничего не правдивого, и не считает. что нас тогда оболванивали. Наоборот, глядя сейчас на свих сверстников, на людей того поколения, убеждается насколько правильно они были воспитаны в нравственном отношение. И удивляется насколько бывают безнравственно воспитаны некоторые представители нынешнего поколения.
Первое знакомство с Советской прессой у автора состоялось в 1957 году. За год до первого класса школы. Отец автора в тот год подписался на журнал «Огонек». И конечно малолетний автор внимательно рассматривал каждый номер этого журнала, журнал ведь был иллюстрированным изданием. В памяти от этих просмотров остался лишь факт того, что журнал был и автор его рассматривал. За исключением одного номера журнала, где на первой странице журнала была фотография Первого искусственного спутника Земли. Память об этом фото прошла через всю жизнь автора. Запуск Первого искусственного спутника был таким значимым для всех событием, что не запомнить его было нельзя. И запоминались все сопутствующие этому событию моменты. И эта очень простая фотография спутника в журнале «Огонек» тоже запомнилась.
День первого полета человека в космос, 12 апреля 1961 года, запомнился в деталях. Запомнились все детали этого дня, от кого услышал про полет, как слушал радиосообщения, во что был одет, какая была погода, и многое другое. И газету, где впервые увидел фотографию майора Юрия Алексеевича Гагарина, первого человека, побывавшего в космосе, тоже запомнил. Это был номер газеты «Правда». Мать автора долгие годы подписывалась на газету «Правда». Правда «Правду» она не читала, читали её мы с отцом. А подписывалась она по тому, что за это ей оформляли дефицитную подписку Библиотеки «Огонёк». Это была подписка на собрания сочинений авторов зарубежной и отечественной классики.
А еще ежегодно семья автора оформляла подписки на журналы «Техника молодежи», «Наука и жизнь», «Работница». Еще была подписка на газету «Советская Татария». Именно на этих изданиях воспитывался автор в свои школьные и студенческие годы.
Периодически к этим изданиям добавлялись другие. Были подписки на журналы «Пионер», «Юность», «Роман-газета», газеты «Пионерская правда», «Комсомольская правда». Но это не каждый год.
Остались воспоминания о «Технике молодежи» и «Науки и жизни». Они прочитывались от корки до корки. Из произведений литературы запомнилась сказочная повесть Медведева Валерий Владимирович (1923 – 1997) «Баранкин, будь человеком!». Эту повесть автор прочел в журнале «Пионер» в 1962 году.
Бывают книги, которые делают человека, влияют на его восприятие мира, определяют его жизненную позицию. Такой книгой для автора стал роман Симонова Константина Михайловича (1915 – 1979) «Солдатами не рождаются». Опубликованный в «Роман- газете» в 1964 году. После прочтения этой книги Симонов Константин Михайлович стал одним из любимых писателей автора. Его книги с удовольствием перечитываются и сейчас.
После студенческих лет, во взрослой жизни семья автора тоже подписывались на различные газеты и журналы. Но общение с этими печатными изданиями не оставило каких-то значимых воспоминаний. Ну подписывались, и даже читали, ну и что? Не осталось эмоциональных воспоминаний. Запомнилось только, что поменяли подписку с «Советской Татарии» на «Вечернею Казань». Наверное, это не по тому, что пресса изменилась и стала не интересной. Просто изменился сам автор, он повзрослел, и пресса утратила свой воспитательный эффект. Информационный не утратила, а воспитательный утратила.
За то как автора и его сверстников воспитывала Советская пресса и вся система воспитания, которая существовала тогда в Советском Союзе, надо сказать спасибо. И в ножки поклониться тем людям, которые были причастны к этой Советской системе воспитания. К толерантной, однопартийной, и отрицающей «свободу слова» системе. Уж больно результаты хорошие давала эта система воспитания и образования. Если оценивать её в нравственных и общечеловеческих ценностях. Да и специальные знания давала превосходные.
Советская журналистика занимала в этой системе воспитания одну из ведущих ролей.
Post scriptum: Автор (Изящный гиппопотам) в настоящее время проходит обучение по программе «Журналистика». Данная статья является учебной работой, выполненной в рамках этой программы.