Найти в Дзене
Сергей

Демографические аутсайдеры Европы

СКР на 2025 год - оценочный. Несмотря на некоторые позитивные сигналы в отдельных странах Европы, демографическая ситуация в её восточной части остаётся тяжелой. Особенно выделяются Польша и страны Балтии: их суммарной коэффициент рождаемости (СКР) опустился ниже показателей Японии, которая долгое время была символом демографического кризиса. Но если в Японии падение рождаемости в этом году составило -2.80%, то Польша и Прибалтика, продолжают падение без тормозов. Конечно, не во всех странах Восточной Европы такое удручающее положение. Например, Словения демонстрирует относительную стабильность: СКР на 2024 год составил 1.52, а падение в этом году - всего -0.74%. С учётом снижения числа женщин фертильного возраста, страна близка к тому, чтобы выйти в ноль по динамике, что на данном этапе можно считать успехом. Экономика - не главный ключ? Если искать простые объяснения, то рост ВВП и уровень инфляции не показывают явной корреляции с рождаемостью в 2025-м. Например, у Литвы показатели
СКР на 2025 год - оценочный.
СКР на 2025 год - оценочный.

Несмотря на некоторые позитивные сигналы в отдельных странах Европы, демографическая ситуация в её восточной части остаётся тяжелой. Особенно выделяются Польша и страны Балтии: их суммарной коэффициент рождаемости (СКР) опустился ниже показателей Японии, которая долгое время была символом демографического кризиса. Но если в Японии падение рождаемости в этом году составило -2.80%, то Польша и Прибалтика, продолжают падение без тормозов.

Конечно, не во всех странах Восточной Европы такое удручающее положение. Например, Словения демонстрирует относительную стабильность: СКР на 2024 год составил 1.52, а падение в этом году - всего -0.74%. С учётом снижения числа женщин фертильного возраста, страна близка к тому, чтобы выйти в ноль по динамике, что на данном этапе можно считать успехом.

Экономика - не главный ключ?

-2

Если искать простые объяснения, то рост ВВП и уровень инфляции не показывают явной корреляции с рождаемостью в 2025-м. Например, у Литвы показатели были лучше, чем у Словении, но это не помогло. Ещё более показателен другой пример: в 2020 году уровень фертильности в Латвии, Эстонии и Словении был примерно одинаковым, но за пять лет Латвия и Эстония потеряли почти 30%, а Словения - всего 5,6%. Для сравнения, Россия за этот же период показала падение примерно на 8%, что гораздо ближе к словенской, а не к прибалтийской модели.

Альтернативные гипотезы тоже не работают

-3

Даже если проверить эту экстравагантную теорию, корреляции обнаружить не удаётся.


Пожалуй, кроме как списать всё на влияние «второй теоремы Тарана», остаётся проверить лишь гипотезу о влиянии роста цен на жильё.

Данные евростата
Данные евростата

Но даже тут корреляции никакой нет.

Остаётся лишь констатировать: Польша и Прибалтика ещё не достигли дна. Всё указывает на то, что их пике продолжится без признаков стабилизации.