Найти в Дзене

История МиГ 1.44. Как советский истребитель пятого поколения оказался не нужен в современной России

Самолет 1.44 29 января 2010 года совершил первый полет Т-50 — прототип истребителя пятого поколения, создаваемого по программе ПАК ФА. Сейчас он принят на вооружение под индексом Су-57. За десять лет до этого события в воздух впервые поднялся самолет под индексом 1.44 — прототип истребителя пятого поколения от КБ МиГ. Через некоторое время проект закроют и направят средства как раз на программу ПАК ФА. В этой статье я постараюсь кратко рассказать об этой интересной машине и попробовать понять, чем был вызван отказ от ее развития. Начало Почти во всех источниках называются разные года, когда в СССР началась проработка перспективного истребителя нового поколения. Но все они укладываются в период первой половины 1980-х годов. Интересно, что в это время и истребители 4-го поколения Су-27 и МиГ-29 только начинают серийно выпускаться и осваиваться строевыми летчиками. Таким образом, работать над новым поколением начали еще до полной готовности представителей предыдущего. То есть работали на
Оглавление
Самолет 1.44
Самолет 1.44

29 января 2010 года совершил первый полет Т-50 — прототип истребителя пятого поколения, создаваемого по программе ПАК ФА. Сейчас он принят на вооружение под индексом Су-57.

За десять лет до этого события в воздух впервые поднялся самолет под индексом 1.44 — прототип истребителя пятого поколения от КБ МиГ. Через некоторое время проект закроют и направят средства как раз на программу ПАК ФА.

В этой статье я постараюсь кратко рассказать об этой интересной машине и попробовать понять, чем был вызван отказ от ее развития.

Начало

Почти во всех источниках называются разные года, когда в СССР началась проработка перспективного истребителя нового поколения. Но все они укладываются в период первой половины 1980-х годов.

Интересно, что в это время и истребители 4-го поколения Су-27 и МиГ-29 только начинают серийно выпускаться и осваиваться строевыми летчиками. Таким образом, работать над новым поколением начали еще до полной готовности представителей предыдущего. То есть работали на перспективу.

В то же время в США шли исследования по программе ATF (Advanced Tactical Fighter), что переводится как усовершенствованный тактический истребитель. Программа стала ответом на усиление возможностей советских ВВС и ПВО в результате появления истребителей 4-го поколения, перехватчиков МиГ-31 и новых самолетов ДРЛО А-50, которые ко второй половине 1980-х должны были войти в строй. В этих условиях прошлая концепция маловысотного прорыва ПВО становилась все более уязвимой, также более остро вставал вопрос завоевания превосходства в воздухе.

Су-27 и А-50 в одном строю
Су-27 и А-50 в одном строю

По итогам большого исследования было решено сделать ставку на создание маневренного истребителя с крейсерским сверхзвуком, укороченным взлетом и применением технологий малозаметности («стелс»).

Предполагалось возложить на него задачи по завоеванию превосходства в воздухе, а ударные функции выполняли бы модернизированные бомбардировщики F-111, многофункциональные истребители F-15 и на тот момент еще засекреченные F-117.

Прототипы самолетов, построенные по программе ATF
Прототипы самолетов, построенные по программе ATF

Результатом программы ATF стало создание прототипов истребителей 5-го поколения YF-22 (Lockheed) и YF-23 (Northrop). Оба самолета впервые взлетели в 1990 году. Впоследствии конкурс выиграет самолет от «Локхид», в серийном облике он получит индекс F-22A Raptor.

-4

С американцами все понятно. А какими видели истребители нового поколения в СССР? Первоначально определили следующие критерии:

  • Многофункциональность — способность наряду с ведением воздушного боя эффективно наносить удары по наземным целям.
  • Малая заметность во всех спектрах (визуальном, радиолокационном, тепловом и электромагнитном).
  • Сверхманевренность, предполагавшая возможность применения нетрадиционных приемов ведения воздушного боя и расширение диапазона возможных режимов полета без выхода на грань срыва и сваливания.
  • Полет на сверхзвуковых скоростях в крейсерском режиме без использования форсажа для эффективного ведения воздушного боя.

В 1986 году, когда в США выбрали Lockheed и Northrop для строительства прототипов, активизировались работы и в СССР. Тогда вышло совместное закрытое постановление Совмина и ЦК КПСС, которое оговаривало основные этапы, сроки и ответственных по программе МФИ — Многофункционального Фронтового Истребителя. В том же году комиссии ВВС представили эскизный проект, также были выпущены первые рабочие чертежи.

Облик

Учитывая схожие требования, американские и советские прототипы истребителя 5-го поколения могли оказаться весьма похожими. Но в этот раз закономерность явно не сработала.

Аэродинамика

Для соблюдения всех основных требований специалисты ЦАГИ рекомендовали применить следующие решения в части аэродинамики:

  • схема «утка» с задней центровкой, статически неустойчивая;
  • треугольное крыло большой площади со стреловидностью по передней кромке 40-45°;
  • двигатели с отклоняемым вектором тяги;
  • подфюзеляжный регулируемый воздухозаборник, оптимальный как для дозвуковых, так и сверхзвуковых скоростей;
  • конформное или внутреннее расположение вооружения.
МиГ МФИ построен по схеме «утка». В ней стабилизатор расположен впереди крыла.
МиГ МФИ построен по схеме «утка». В ней стабилизатор расположен впереди крыла.

Все это позволяло добиться высокой маневренности на разных режимах, а также способствовало снижению заметности. Правда скорость и маневренность, судя по всему, были в большем приоритете.

На этом фото с авиасалона МАКС-2015 можно хорошо разглядеть двухсекционный воздухозаборник и стабилизатор с вихреобразующим зубом
На этом фото с авиасалона МАКС-2015 можно хорошо разглядеть двухсекционный воздухозаборник и стабилизатор с вихреобразующим зубом

При отработке аэродинамики помимо привлечения математического аппарата и множества продувок в трубах использовались крупномасштабные летающие модели длиной в 4 метра и массой порядка 500 кг. После сброса с вертолета они выходили на крайние режимы, демонстрируя поведение и управляемость будущей машины.

Двигатели

Силовая установка разрабатывалась специально под МФИ. Самолет нового поколения должен был получить два двигателя АЛ-41Ф с форсажной тягой в 18 000 кгс. Для сравнения: этот же параметр у двигателя АЛ-31Ф на Су-27 равняется 12 500 кгс.

Пара АЛ-41Ф в хвостовой части МиГ МФИ
Пара АЛ-41Ф в хвостовой части МиГ МФИ

Учитывая, что массу перспективного истребителя планировали удержать примерно в тех же рамках, машина получалась

Первоначально планировалось применить плоские сопла для уменьшения заметности. Однако с ними возникли проблемы и решено было остановиться на круглых, но с отклоняемым вектором тяги. Их реализовать удалось.

Позднее на базе 41-го будет создана уменьшенная в размерах модификация для Су-57.

Кстати, плоских сопел нет и на серийных Су-57. Макет самолета с двигателем второго этапа с плоскими соплами показали впервые только осенью 2025 года на авиасалоне в Дубае.

Вооружение

При проработке размещения вооружения рассматривалось весьма смелое и оригинальное предложение: разместить ракеты во внутреннем отсеке в верхней части фюзеляжа. При старте они бы выбрасывались вверх специальными гидропневматическими толкателями. Аналогичное решение ранее было отработано на МиГ-31, но там ракеты отталкивались вниз из полуутопленных в фюзеляже точек подвески. Тут же предстояло выбрасывать вверх.

К чему такие сложности? Предполагалось, что так будет удобнее атаковать цели, летящие выше а также осуществлять пуски при маневрах с перегрузкой. Но имеются подозрения о другой истинной причине — из-за выбранной схемы подфюзеляжным двухсекционным воздухозаборником оставалось не так много места, где можно разместить отсек с вооружением. А вот сверху место вполне находилось.

Вероятнее всего, полноразмерный макет МиГ МФИ
Вероятнее всего, полноразмерный макет МиГ МФИ

Но идея не взлетела: при такой компоновке для установки ракет требовались бы специальные краны и помосты на всех аэродромах, которых просто не существовало. И даже при их появлении и повсеместном наличии все равно подвеска ракет с земли оставалась проще и быстрее.

Поэтому отсек с вооружением решили разместить внизу. Правда где конкретно — загадка. Не существует ни одного фото с его открытыми створками.

-9

Также на самолет планировалось установить 30-мм пушку ГШ-30-1. Как и в случае с МиГ-31, она спрятана под обтекателем и подвижной створкой для снижения аэродинамического сопротивления.

БРЭО

Самолет планировалось оснастить современным бортовым радиоэлектронным оборудованием. Ключевых моментов тут два: в носовой части должна была разместиться РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). В хвостовой части, в одной из балок, планировалось установить РЛС заднего обзора (во второй — комплекс активных помех).

-10

При этом рассматривалась возможность не только обнаружения целей сзади, но и пуска по ним ракет.

Помимо РЛС, для обнаружения и сопровождения целей самолет должны были оснастить комплексы с оптическим и ИК-каналом, чье применение вместо РЛС способствует большей скрытности.

Судьба прототипа

После 1991 года работы по перспективному истребителю серьезно замедлились, но полностью не прекратились. С 1989 года самолет проходил уже под новым индексом — 1.42. Когда точно воплотили в металле первый прототип, неизвестно. Но в 1994 году самолет еще не оборудованный частью агрегатов перевезли в ЛИИ имени Громова в Жуковском. К этому моменту проект претерпел шесть редакций. В декабре на самолете была выполнена первая скоростная рулежка с отрывом передней стойки, после чего машина отправилась пылиться в ангар.

-11

В последующие годы самолет обещали показать на авиасалонах МАКС-1995 и МАКС-1997, но раз за разом демонстрации отменялись. При этом в прессе одновременно фигурировали заявления о недостатке финансирования и бравурные обещания превзойти F-22. Тем временем, в 1997 году американцы уже производили установочную партию «Рапторов», а ОКБ Сухого без лишнего ажиотажа и переноса сроков подняло в воздух С-37 (Су-47)«Беркут».

С-37, он же Су-47
С-37, он же Су-47

Удивительно, что проект в принципе еще как-то теплился, учитывая, что в самой фирме в то время творился бардак. С начала 1990-х предприятие несколько раз меняло название, структуру, объединялось с другими заводами. Также постоянно тасовалось руководство. При этом средств больше не становилось: за редким исключением, например, в виде модернизации МиГ-21 для Индии, найти заказчиков не удавалось.

Сначала ММЗ имени Микояна был преобразован в Авиационный научно-промышленный комплекс (АНПК) «МиГ», в 1995-м он вошел в состав образованного на базе Московского авиационно-производственного объединения имени П. В. Дементьева МАПО «МиГ». Еще через год МАПО «МиГ» входит в состав ГУП «Военно-промышленный комплекс МАПО».

В итоге первая демонстрация для официальных лиц, включая иностранных атташе, а также прессы состоялась только 12 января 1999 года на аэродроме ЛИИ. При этом за день до показа в журнале Aviation Week & Space Technology появилась публикация с детальным описанием и фото.

Самолет 1.44 на той самой демонстрации
Самолет 1.44 на той самой демонстрации

Первый полет же состоялся только через год и полтора месяца — 29 февраля 2000. Он продолжался 18 минут на высоте в 1000 метров и скорости в 500-600 км/ч — всего два круга над аэродромом ЛИИ. 27 апреля был совершен второй полет продолжительностью 22 минуты. Возможно, он стал последним, поскольку информации о последующих нет.

-14

Отмечу, что летный образец получил наименование 1.44. От облика самолета 1.42 он отличался отсутствием значительной части бортового оборудования: были установлены только системы, необходимые для совершения полета.

Уже после первого полета стало ясно, что перспектив у машины нет. На пресс-конференции руководитель МАПО «МиГ» Николай Никитин, только что перешедший из ОКБ Сухого, заявил: «Мы уверены, что многое из заложенного в опытно-экспериментальный истребитель «Изделие 1.44», может быть использовано при создании истребителя пятого поколения». Таким образом, МиГ МФИ уже не рассматривался как прототип истребителя пятого поколения, а скорее виделся чем-то вроде летающей лаборатории.

-15

Тут можно подумать, что Никитин таким образом устранил конкурента для С-37 (Су-47), но нужно учесть, что МАПО в тот момент находилось в кризисе, а перспективный самолет год за годом стоял в ангаре.

В 2002 году вышло постановление правительства о начале программы ПАК ФА, после чего работы по МиГ МФИ были полностью прекращены. Хотя не исключено, что и до этого реально ничего не делалось.

Широкая публика впервые увидела изделие 1.44 в 2015 году на МАКСе. Самолет тогда продемонстрировали на статической экспозиции.

-16

Почему отказались?

Трудно сказать, на какой стадии готовности реально находился проект на момент прекращения. Встречал утверждения, что системы, отсутствовавшие на самолете 1.44, были отработаны отдельно на земле и летающих лабораториях — якобы оставалось только установить. Но, учитывая нехватку средств и трудное положение на предприятии и заводах-смежниках, верится в это с трудом.

Например, по сей день у МиГа нет РЛС с АФАР — на самом передовом МиГ-35 установлена станция «Жук» с ЩАР. И это только один пример.

Впрочем, проблемы с бортовым оборудованием вполне решаемы. Больше всего вопросов к самолету 1.44 как представителю пятого поколения вызывает его малозаметность.

С одной стороны, вооружение убрано во внутренний отсек (хотя внешние держатели тоже можно установить), каналы воздухозаборников сделаны S-образными, кили выполнены с развалом наружу, а зазоры по стыкам элеронов, закрылков, носков крыла и рулей выполнены минимальными. С другой стороны бросаются в глаза нижние кили, играющие роль уголковых отражателей, угловатые стыки килей, крыла и фюзеляжа, наличие гаргрота с теми же «углами». Также конструкторы почему-то пренебрегли апробированной на тех же американских «стелсах» пилообразной организацией кромок люков и панелей.

Обратите внимание на прямой угол между нижними килями и крылом
Обратите внимание на прямой угол между нижними килями и крылом

Устарел ли МиГ МФИ к началу 2000-х, соответствовал ли критериям самолета пятого поколения — не берусь судить, поскольку не обладаю всей информацией и требуемой компетенцией.

Отмечу лишь, что машина все равно получилась интересной, поскольку демонстрирует, каким видели в СССР истребитель будущего.

Ну и напоследок нельзя не упомянуть первый китайский истребитель 5-го поколения J-20, который будто создан нейросетью, смешавшей фотографии МиГ 1.44 и F-22A. Каких-то доказательств передачи Китаю документации или ее кражи, нет. Однако с большой уверенностью можно говорить, что МиГом конструкторы из «поднебесной» явно вдохновлялись.

J-20
J-20

На этом все. Спасибо, что дочитали материал, надеюсь, было интересно. Если да, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал: у меня каждую неделю выходит что-то новое.

Также можете подписаться на меня в Telegram и ОК. Там публикуются ссылки на все новые статьи и короткие заметки, которых нет на Дзене.

Нравится мое творчество и хотите, чтобы статьи выходили чаще? Поддержите канал рублем! Сделать это можно по ссылке или с помощью кнопки «Поддержать» под статьей.

До скорых встреч!