Найти в Дзене
Жук-эссеист

«Любовь» Ханеке

«фильм, который не давит эмоциями — и именно поэтому разбивает сердце». В 2012 году прошла премьера десятого фильма Михаэля Ханеке «Любовь», поразившая всех, она забрала все главные награды кинофестивалей и премий. Жорж и Анна, пожилая пара, живут вдвоем в большой квартире, обставленной со вкусом. Они ведут обычные беседы, дискуссируют о музыке, сполна довольствуясь компанией друг друга. Но вдруг, во время вкусного ужина, Анна внезапно перестала реагировать на происходящее и застыла, словно в оцепенении. Жорж в ту же минуту предпринял действия, чтобы привести ее в чувства: намочил полотенце водой и нежно провел им по лицу и шее Анны.  Прийдя в себя, она как ни в чем не бывало продолжила трапезу. Но это была первым знамением болезни Анны. После неудачной операции, с каждым днем, ее состояние ухудшалось. Но Жорж не считал уход за женой какой-то тяжелой ношей, как воспринимали это горе остальные, в том числе и Анна. И вот, Михаэль Ханеке приглашает нас войти в квартиру – мир обоих, и с

«фильм, который не давит эмоциями — и именно поэтому разбивает сердце».

В 2012 году прошла премьера десятого фильма Михаэля Ханеке «Любовь», поразившая всех, она забрала все главные награды кинофестивалей и премий.

Чем же зацепила и стала бесспорно лучшей картиной 2012 года?
Чем же зацепила и стала бесспорно лучшей картиной 2012 года?

Жорж и Анна, пожилая пара, живут вдвоем в большой квартире, обставленной со вкусом. Они ведут обычные беседы, дискуссируют о музыке, сполна довольствуясь компанией друг друга. Но вдруг, во время вкусного ужина, Анна внезапно перестала реагировать на происходящее и застыла, словно в оцепенении. Жорж в ту же минуту предпринял действия, чтобы привести ее в чувства: намочил полотенце водой и нежно провел им по лицу и шее Анны. 

Прийдя в себя, она как ни в чем не бывало продолжила трапезу. Но это была первым знамением болезни Анны. После неудачной операции, с каждым днем, ее состояние ухудшалось. Но Жорж не считал уход за женой какой-то тяжелой ношей, как воспринимали это горе остальные, в том числе и Анна.

И вот, Михаэль Ханеке приглашает нас войти в квартиру – мир обоих, и стать безмолвным, неосуждающим гостем. Режиссер не занимается оценкой, не несет своим фильмом никаких нравоучений, не поднимает вопросы философского характера, и что важнее всего, не старается играть с эмоциями зрителя, а позволяет окунуться в небольшую историю двоих, которая сама по себе не может не тронуть, но оживить в нас угасающую веру в любовь. 

Перед нами не трагедия о любви двоих молодых, не драма взаимоотношений супругов, которых поглотил быт или внезапно осознавших, что между ними пропасть непонимания. Чем же так выделяется фильм о любви на фоне других фильмов в этой категории? А ведь почти каждый фильм о любви чаще всего без хэппи-эндов: люди встречаются, люди влюбляются и люди расходятся. Потому что между тем, любовь убивает социальный контекст, психологический аспект личности, как эго и амбиции. Но в этом фильме мы наблюдаем за гармоничными отношениями двоих, которые смогли сохранить то чувство, пройдя сквозь все этапы трудностей встречающая каждая пара на своем пути. 

Нам не известна их история до, но она совсем не важна. Здесь и сейчас, Анна больна, а Жорж рядом. И тема эвтаназии не самоцель фильма, как например, в фильме «Море внутри» (2004) Алехандро Аменабара.

-2

Причем, Жорж решается на труднейший поступок в жизни, и никто абсолютно не ожидает такого внезапного поворота. Однако, была небольшая сцена без слов, но одновременно такая красноречивая: Жорж сидит и смотрит в сторону рояля, на котором в здравии Анна с воодушевлением исполняла произведение, затем снова сидящий Жорж, который тянется рукой назад, чтобы остановить запись воспроизводимого то самое произведение, музыка остается недоигранной и обрывается. 

Кадр из фильма «Хиросима, любовь моя», 1959
Кадр из фильма «Хиросима, любовь моя», 1959

Исполнители главных ролей, Жан-Луи Трентиньян и Эммануэль Рива, выглядят гармонично и естественно в кадре. Они впервые играют у режиссера Ханеке. Но нельзя обойти тот факт, что в своих фильмограграфиях выделяются картины французской «новой волны», которые, в свою очередь, являются практически гимнами о любви. Это «Хиросима, любовь моя» Алена Рене, где в главной роли Рива и Трентиньян в «Мужчине и женщине» Клода Лелюша.

Кадр из фильма «Мужчина и женщина», 1966
Кадр из фильма «Мужчина и женщина», 1966

Фильм начинается с того, что полиция приезжает на вызов соседей, отворяют дверь квартиры героев и обнаруживают за закрытой дверью тело Анны, покоющееся на своей кровати в черном платье и обсыпанное цветами. Все действия фильма едва выходят за границы квартиры Жоржа и Анны. Это их укромное место, в котором Жорж пожелал, чтобы Анна осталась навсегда. Еще в начале фильма, делается акцент на такую деталь: пожилая пара, заходя домой, обнаруживают, что некто пытался проникнуть в их квартиру. Так как на протяжении фильма к этому инциденту герои не возвращаются, мы можем полагать, что это был не человек, а возможно метафора приближающейся Смерти? Или сон Жоржа, в котором на него сзади внезапно кто-то в черных перчатках накидывается и душит. Сцены сна и иллюзий занимают важное место в фильме.

В конце фильма Жорж в след за Анной выходит из квартиры. Это может означать, что он не пережил ее смерть. Хотя в следующем фильме Ханеке «Счастливый конец» (“Happy-end”) Трениньян играет в деда с провалами в памяти, Изабель Юпер, и в этом фильме исполняет роль его дочери. Нет никакого намека, что данный фильм является продолжением «Любви», однако он рассказывает своей внучке, что три года назад, ему пришлось задушить ее парализованную бабушку, что бы избавить ее от страданий и мучений, что явно является отсылкой к предыдущему фильму режиссера. Когда как в этом фильме его сын Томас (Матье Кассовиц) не отличается верностью ни первой, ни второй жене. Ханеке возможно таким образом сравнивает понятия любви героев Жоржа и Томаса.

И вроде как простая по строению картина, но заключает в себе конфликт неизбежной смерти и вечной силы любви. А любовь все-таки смогла победить неизбежность.