Найти в Дзене
в поисках истины

О понятии «успешность», «фабрике неврозов» и школе

Я думаю, что это фабрика неврозов и детей, и взрослых — когда сегодня на успешности делается такой акцент. Я это вижу по своей работе с детьми и их родителями. С родителями иногда надо работать еще больше, еще более глубоко, чем с детьми. Это так называемые «престижные неврозы», которых сейчас много… Когда делается акцент на успешности, конкурентности, на первенстве. Не все же люди могут быть первыми. Кто-то десятый, кто-то сотый, кто-то десятитысячный. Но когда человек знает, что это главное, что надо к этому стремиться, а у него совершенно не спортивный характер, может быть, он невротизируется, потому что терпит неудачу на этом пути. Вместо того, чтобы воспитывать благородство как самое главное, теперь часто акцентируют внимание на успешности, конкурентности. «Школьные неврозы», когда у ребенка страх неудачи перед каким-то предметом, где ему ставят и ставят двойки. А родители ругаются. Он может вообще перестать ходить в школу, потому что у нас нельзя выбрать какие-то предметы, котор

Я думаю, что это фабрика неврозов и детей, и взрослых — когда сегодня на успешности делается такой акцент. Я это вижу по своей работе с детьми и их родителями. С родителями иногда надо работать еще больше, еще более глубоко, чем с детьми. Это так называемые «престижные неврозы», которых сейчас много… Когда делается акцент на успешности, конкурентности, на первенстве. Не все же люди могут быть первыми. Кто-то десятый, кто-то сотый, кто-то десятитысячный. Но когда человек знает, что это главное, что надо к этому стремиться, а у него совершенно не спортивный характер, может быть, он невротизируется, потому что терпит неудачу на этом пути. Вместо того, чтобы воспитывать благородство как самое главное, теперь часто акцентируют внимание на успешности, конкурентности.

«Школьные неврозы», когда у ребенка страх неудачи перед каким-то предметом, где ему ставят и ставят двойки. А родители ругаются. Он может вообще перестать ходить в школу, потому что у нас нельзя выбрать какие-то предметы, которые у тебя получаются, которые тебе нравятся, а от других, которые не нравятся и не получаются, отказаться. Ребенок невротизируется. Родители не понимают, в чем дело. Ко мне приводят таких детей. И когда они что-то делают на копейку, я их хвалю на миллион.

Иногда, когда ребенок с такой «заячьей душой» от одного слова «школа» начинает дрожать, приходится советовать родителям перевести его в другую школу, где поменьше народа, если у них есть деньги, может быть, чтобы они поискали частную школу, где вообще четыре-пять-шесть человек в классе, а иногда приходится советовать перевести на домашнее обучение индивидуальное. Бывают такие нервные дети, что они просто не выдерживают классно-урочной системы, 6–7 уроков — это для них непосильное напряжение.

Но так часто, как сегодня детей забирают из школы, не стоило бы это делать. Сейчас очень многие родители переводят детей на домашнее обучение. Хотя школа — это не только школа, которая дает начатки научных знаний, это школа жизни. В семье-то легко общаться: тебя все любят, и ты всех любишь. Потом в жизни будет по-другому: кто-то тебя будет любить, кто-то ненавидеть, кто-то над тобой издеваться, кто-то на тебя доносить… И школа как раз воспитывает это умение взаимодействовать с самыми разными людьми, и не только со сверстниками, но и с разными взрослыми.