Найти в Дзене

Как студентов психологов готовят к реальной опасности?

Представьте: мигает свет, слышны крики, сердце выскакивает из груди, а вам нужно за секунду принять решение, от которого зависит жизнь. Не голливудский блокбастер, а обычный учебный день для студентов уникальной специальности — «Экстремальная психология» Московского Психолого-Педагогического университета.     Именно здесь прошел необычный тренинг, где будущих специалистов учили не просто теории, а погружали в сердцевину хаоса. С помощью VR-технологий они на собственном опыте узнали, что чувствует человек лицом к лицу с опасностью, и главное — как это чувство победить.   Основная цель такого тренинга – развить навык самообеспечения психологической безопасности. Акцент был именно на САМОобеспечении, так как критический момент именно субъект является главным и единственным управляющим собственной психикой. Именно он управляет внутренними механизмами устойчивости, регулирует реакции, удерживает себя от разрушительных эмоций и выбирает стратегию поведения. И чтобы эти механизмы работали, о

Представьте: мигает свет, слышны крики, сердце выскакивает из груди, а вам нужно за секунду принять решение, от которого зависит жизнь. Не голливудский блокбастер, а обычный учебный день для студентов уникальной специальности — «Экстремальная психология» Московского Психолого-Педагогического университета.  

 

Именно здесь прошел необычный тренинг, где будущих специалистов учили не просто теории, а погружали в сердцевину хаоса. С помощью VR-технологий они на собственном опыте узнали, что чувствует человек лицом к лицу с опасностью, и главное — как это чувство победить.

 

Основная цель такого тренинга – развить навык самообеспечения психологической безопасности. Акцент был именно на САМОобеспечении, так как критический момент именно субъект является главным и единственным управляющим собственной психикой. Именно он управляет внутренними механизмами устойчивости, регулирует реакции, удерживает себя от разрушительных эмоций и выбирает стратегию поведения. И чтобы эти механизмы работали, они должны быть сформированы и натренированы до автоматизма. Поэтому повышение психологической безопасности личности становится не абстрактной задачей, а необходимым условием для жизни в мире, где неопределенность и стресс — не исключение, а часть реальности.

 

Что же такое «психологическая безопасность личности» и почему она так важна? 

 

«Психологическая безопасность личности — это психическое состояние, позволяющее сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, обеспечивающее сопротивляемость деструктивным внешним и внутренним воздействиям, отражающееся в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации» - Баева И.А.

 

Другими словами, состояние, при котором человек чувствует себя защищённым и способным справляться с трудными и стрессовыми ситуациями. Это помогает сохранять спокойствие при любых обстоятельствах и продумывать дальнейший план действий для наиболее успешного поиска решения проблемы. 

 

 

-2

                                      

 Без паники: что происходит, когда мир рушится?

 

В место обычных лекций — полное погружение. Студенты надели VR-шлемы и оказались в смоделированных сценариях, например, они спасались от пожара и пытались разминировать здание. Их задача — не растеряться, когда:

 

· Тело предает: дрожь в руках, учащенное дыхание, туман в голове.

· Мир противодействует: мигающий свет, оглушительные звуки, навязчивые помехи и тикающий таймер. 

 

-3

 «Погружение в атмосферу экстремальных ситуаций особо впечатляет, — делится студентка 2 курса факультета «Экстремальная психология» Елизавета Ковалева. — Успеваешь прочувствовать волнение и стресс, но при этом с ним разобраться в безопасной обстановке. Это действительно учит самообладанию».

 

Чему можно научиться в виртуальном мире?

 

Главная цель — не просто выжить в симуляции, а вынести из нее реальные навыки, которые работают и за пределами VR. 

 

1. Управление паникой. Студенты осваивали техники «заземления» — простые упражнения, чтобы в критический момент вернуть себе контроль над эмоциями и телом.

2. «Какой провод перерезать? Куда сделать шаг?» — эти вопросы в виртуальности учат делать наименее рискованный выбор в тяжелых условиях.

3. Четкий план вместо хаоса: «Кому звонить? Что говорить диспетчеру? Как действовать по шагам?» Это знание вытесняет беспомощность. 

4. Формирование установки на выживание. Самый важный урок: даже в самой страшной ситуации есть действия, которые повышают твои шансы. Это знание дает силы бороться.

 

-4

«Тренинг был крайне интересным и полезным, — подтверждает студент 2 курса факультета «Экстремальная психология» Евгений Королев. — Ведь довольно сложно создать условия, где будет и опасно, и безопасно одновременно. Но команда смогла погрузить нас в эту тему».

 

В наше время важно каждому человеку знать о способах обеспечения психологической безопасности в экстремальных условиях.

 

-5

Зачем это нужно в мирной жизни?

 

Эти навыки универсальны. Умение сохранять хладнокровие, действовать четко под давлением и быстро анализировать ситуацию пригодится в любой кризисной ситуации — от внезапной аварии до чрезвычайного происшествия.

 

Это подготовка не просто специалистов, а людей, способных сохранить жизнь себе и помочь другим, когда это нужнее всего.

 

А вы смогли бы сохранить самообладание в подобной ситуации?

 

Тренинг разработан «Лабораторией технологий виртуальной реальности и резервных способностей личности».

Руководитель: профессор Татьяна Николаевна Березина.

Ведущая и автор тренинга: преподаватель Татьяна Александровна Финогенова.

 

Тренинг проводился в рамках проекта «Риски и ресурсы профессионального долголетия педагогов» факультета «Экстремальная психология» МГППУ.

 

Автор статьи: Королева Яна Алексеевна