Найти в Дзене

Самый известный современный художник России. Эрик Булатов в 10 работах

Добрый день, уважаемые читатели! Известный русский художник Эрик Булатов скончался 9 ноября 2025 года на 93-м году жизни. Его творчество долгое время занимало лидирующее положение на российском арт-рынке. В частности, в 2008 году его полотно «Слава КПСС» (1975 год) было продано за рекордные $2,1 миллиона долларов, сделав его одним из самых дорогих современных русских живописцев. В своем творчестве Булатов неоднократно обращался к вопросам пространства и света. В изданной летом 2025 года автобиографической книге «Эрик Булатов рассказывает» он выразил уверенность в первичности света в природе бытия: «Свет и тьма являются абсолютными противоположностями. Без пространства свет попросту не существует, ибо пространство обеспечивает условия для его проявления. Для меня постепенно стало очевидным, что основой всех явлений является свет. Веря в превосходство света над мраком, я убежден, что любая тьма скрывает обычный порядок жизни, ожидающий освещения». Эрик Булатов сознательно дистанцировался
Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Известный русский художник Эрик Булатов скончался 9 ноября 2025 года на 93-м году жизни. Его творчество долгое время занимало лидирующее положение на российском арт-рынке. В частности, в 2008 году его полотно «Слава КПСС» (1975 год) было продано за рекордные $2,1 миллиона долларов, сделав его одним из самых дорогих современных русских живописцев.

Эрик Булатов // Фото: Skopia
Эрик Булатов // Фото: Skopia

В своем творчестве Булатов неоднократно обращался к вопросам пространства и света. В изданной летом 2025 года автобиографической книге «Эрик Булатов рассказывает» он выразил уверенность в первичности света в природе бытия: «Свет и тьма являются абсолютными противоположностями. Без пространства свет попросту не существует, ибо пространство обеспечивает условия для его проявления. Для меня постепенно стало очевидным, что основой всех явлений является свет. Веря в превосходство света над мраком, я убежден, что любая тьма скрывает обычный порядок жизни, ожидающий освещения».

Эрик Булатов, Иду, 1975
Эрик Булатов, Иду, 1975

Эрик Булатов сознательно дистанцировался от публичной активности и политического акционизма, отдавая предпочтение спокойной работе в студии. В многочисленных интервью он критично отзывался о влиянии политических манипуляций на современное российское искусство, утверждая, что подобная предвзятая оценка мешает объективному восприятию художественных ценностей и отвлекает внимание от глобального культурного контекста.

Эрик Булатов, Опасно, 1972–1973
Эрик Булатов, Опасно, 1972–1973

Свободу самовыражения Булатов считал важнейшим принципом своего творчества. В одном из последних интервью журналу Forbes в преддверии своего девяностолетнего юбилея в 2023 году он подчеркнул: «Моя первоначальная цель заключалась в обретении свободы, и она остается неизменной по сей день».

Эрик Булатов, Откуда я знаю куда, 2009
Эрик Булатов, Откуда я знаю куда, 2009

Несмотря на длительное проживание за пределами России - начиная с Америки и заканчивая Парижем, куда он окончательно переехал в конце XX века, - Булатов неизменно оставался верен своему родному городу Москве. Даже находясь вдали от столицы, он продолжал вдохновляться московскими мотивами, запечатлевая виды родного города в работах типа «Вид Москвы из Мадрида» (1991) и «Париж. Кремль» (1992).

Московская тема оставалась близкой сердцу мастера, как он сам отмечал в интервью 2023 года: «Москва — это мой родной город, любовь к которому невозможно отрицать. Невозможно отказаться от собственного чувства принадлежности к месту, в котором родился и вырос. Москва - неотъемлемая часть моей сущности».

Эрик Булатов, Вид Москвы из Мадрида, 1991
Эрик Булатов, Вид Москвы из Мадрида, 1991

В сегодняшней статье я расскажу о 10 наиболее знаковых работах мастера, в которых наиболее полно раскрывается его талант.

10. РАЗРЕЗ, 1965–1966

РАЗРЕЗ, 1965–1966
РАЗРЕЗ, 1965–1966

Картину «Разрез» можно считать ранней попыткой Булатова выйти за пределы традиционной плоскости холста. Художник разрушает двумерность поверхности путём наложения цветовых спектральных лучей, исходящих изнутри изображения. Об этой технике известный художник-концептуалист Илья Кабаков написал следующее в своей книге «60-е - 70-е годы. Записки о неофициальной жизни в Москве»: «Настроившись на поток света, раскрыв его для себя не в житейской практике, а прежде всего внутри самой картины, Булатов сумел привнести фундаментальные качества, лежащие в основе его искусства, такие как благодатность и красота света».

Сам Булатов рассказывал, что источником вдохновения для создания «Разреза» послужили личные наблюдения за процессом хирургических операций.

9. ГОРИЗОНТ, 1971–1972

ГОРИЗОНТ, 1971–1972
ГОРИЗОНТ, 1971–1972

Работа Эрика Булатова «Горизонт» демонстрирует характерные черты его творчества, основанные на взаимодействии реального пейзажа и условной плоскости холста. Картина совмещает реалистичный ландшафт и навязчиво-грубые вставки, выполненные в стиле советских плакатов и гербов, нарушающие иллюзию трехмерного пространства. Основной темой произведения является горизонт, символизирующий границу между небом и землей. Красная полоса, отделяющая небо от земной поверхности, напоминает орденские ленты советской эпохи. Булатов мастерски противопоставляет идеологию советского периода нежным и романтичным пейзажам, создавая напряжённый конфликт смыслов и символов.

Способность сопоставлять коммунистические лозунги и декоративные природные мотивы стала визитной карточкой художника, позволив ему занять важное место в современной художественной культуре.

8. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, 1974

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, 1974
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, 1974

Картина Эрика Булатова «Добро пожаловать» представляет собой яркий пример его умения интегрировать советский символизм в абстрактное пространство. Центральным объектом композиции является огромная надпись красного цвета, размещённая поверх панорамы знаменитой ВДНХ с золочеными статуями и фонтана «Дружба народов». Однако выражение «Добро пожаловать» в данном контексте утрачивает позитивный оттенок гостеприимства, превратившись в тревожный сигнал, предупреждающий о запрете дальнейшего продвижения. Красный цвет надписи усиливает ощущение опасности, аналогичное множеству ограничений, существовавших в советское время. Использование крупного шрифта и размещение текста на горизонте подчеркивает невозможность пересечения границ, создаваемых государством. Булатов блестяще передал атмосферу тревоги и подавленности, присущую многим жителям Советского Союза, использовав знакомые советские символы и образы.

7. НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ, 1982–1987

НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ, 1982–1987
НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ, 1982–1987

Характерной чертой творчества Эрика Булатова является использование гиперреалистичной техники живописи с элементами плакатной графики и текста. Одной из центральных тем его работ является изучение понятий свободы и ограничения в условиях советской системы. Картины часто включают хорошо известные гражданам надписи, выполненные характерным метро-шрифтом («Не прислоняться»). Подобные тексты выступают в качестве пограничных знаков, выделяющих зону доступности и зоны запрета. Применение такого приема порождает впечатление разрыва между изображением и зрителем, вызывая у последнего чувство отчуждения и сомнения в собственных восприятиях. Создаваемая оптическая иллюзия подчеркивает разницу между плоской поверхностью полотна и объемным миром окружающей среды, заставляя зрителя усомниться в собственной способности адекватно интерпретировать реальность.

6. ЖИВУ — ВИЖУ II, 1999

ЖИВУ — ВИЖУ II, 1999
ЖИВУ — ВИЖУ II, 1999

Надпись «Живу — вижу» стала одной из важнейших составляющих творчества Эрика Булатова. Впервые этот лозунг появился в его картине 1982 года, где изображение интерьера мастерской художника дополнялось строкой из стихотворения Всеволода Некрасова. Впоследствии Булатов многократно использовал этот слоган, постоянно меняя окружающую среду и композицию, сохраняя центральную фразу неизменной.

Так, в работе 1999 года надпись буквально прорезает синеву неба, служащего фоном для выражения внутреннего мира художника. Контраст между простым лозунгом и насыщенным содержанием, которое художник вкладывает в эту фразу, делает подобные произведения настоящими иконами современного российского искусства.

5. ЛУВР. ДЖОКОНДА, 1997–1998 / 2004–2005

ЛУВР. ДЖОКОНДА, 1997–1998 / 2004–2005
ЛУВР. ДЖОКОНДА, 1997–1998 / 2004–2005

Картина Эрика Булатова «Лувр. Джоконда» поднимает важные вопросы восприятия искусства и взаимоотношений зрителя с музеем. Основной объект полотна - всемирно известная «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи, окружённая плотной толпой посетителей музея. Присутствие толпы затрудняет непосредственный доступ к великому произведению искусства, лишая зрителей возможности прямого контакта с предметом созерцания. Единственным персонажем, находящимся лицом к лицу с Мона Лизой, является мальчик, стоящий ближе всех к картине. Остальные посетители оказываются изолированы барьером, установленным самим художником, и вынуждены наблюдать за творчеством издалека. Автор акцентирует внимание на парадоксах музейного пространства, отмечая, что сегодняшние зрители редко вступают в прямое общение с искусством, довольствуясь наблюдением за чужими впечатлениями.

4. СВОБОДА ЕСТЬ СВОБОДА II, 2000–2001

СВОБОДА ЕСТЬ СВОБОДА II, 2000–2001
СВОБОДА ЕСТЬ СВОБОДА II, 2000–2001

Одна из значительных работ позднего периода творчества Эрика Булатова продолжает тему соотношения личной свободы и общественных ограничений, впервые затронутую автором в период 1970-х - начала 1980-х годов. Произведение включает в себя стихи Всеволода Некрасова, представленные на холсте в виде черной сетки. Под воздействием сетчатой структуры само понятие «свобода» теряет своё положительное содержание, приобретая схожесть с директивными инструкциями и приказами власти. Истинный прорыв в раскрытии смысла осуществляется благодаря изображенному бескрайнему небу и слову, устремлённому вглубь пространства. Слово освобождается от идеологического влияния, стремясь вверх и достигая автономии и духовной независимости.

3. СЛАВА КПСС II, 2002–2005

СЛАВА КПСС II, 2002–2005
СЛАВА КПСС II, 2002–2005

Серия работ «Слава КПСС II» демонстрирует постоянное обращение Эрика Булатова к проблемам власти, идеологии и индивидуальной свободы. Как и в предыдущих произведениях, художник сочетает политическую риторику с реалистичными природными пейзажами, придавая традиционным лозунгам новую семантику. Советский политический лозунг «Слава КПСС!» утрачивает свою прямую политическую окраску, превращаясь в универсальный символ тоталитарного режима. Большие буквы размещены на фоне ясного голубого неба, подчеркивая дисбаланс между обещаниями свободы и жёсткими рамками пропаганды. Один из наиболее значимых моментов - динамичные облака, разрывающие буквенные конструкции, олицетворяют надежду на преодоление идеологических барьеров. Мастерство художника позволило создать внешне лояльный режиму образ, легко прочитываемый зрителем как протест против подавляющей системы. Именно это качество сделало серию столь актуальной и революционной для своего времени, вынудив цензуру признать скрытую критику и изъять картины из публичного обращения.

2. ТУЧИ РАСТУТ, 2007

ТУЧИ РАСТУТ, 2007
ТУЧИ РАСТУТ, 2007

Работа Эрика Булатова «Тучи растут» представляет собой интересное отступление от традиционных идеологически заряженных изображений, встречающихся в большинстве его произведений. Хотя текст не носит открыто политического характера, он имплицитно отражает подтекст, связанный с состоянием общественного сознания. По-прежнему сохраняется характерная для художника техника совмещения текста и природного элемента, где слова приобретают статус самостоятельного объекта, оказывающего сильное влияние на восприятие зрителем картины. Использование живого и динамического природного мотива — медленно сгущающиеся грозовые облака — подчеркивает драматичность момента и неизбежность перемен. Надписи препятствуют мгновенному погружению в сцену, удерживая внимание зрителя на поверхности полотна, вынуждая заново оценивать взаимосвязь между словом и образом. Текст здесь функционирует как способ фиксации мгновения, фиксируя его статичную природу и подчеркивая временное ограничение, присущее любому моменту существования.

1. АВТОПОРТРЕТ, 2011

АВТОПОРТРЕТ, 2011
АВТОПОРТРЕТ, 2011

Картина Эрика Булатова знаменует собой свежий взгляд на традиционные жанры, в частности, автопортрет. Помимо портретного изображения художника, полотно вмещает философское размышление о положении автора в контексте культурных процессов и ограничений пространства. Ярким свидетельством этого служит включение тени, окутывающей фигуру художника, и декоративных рамок, похожих на дверной проём. Такое композиционное решение создает интересную игру перспектив: глубина, предлагаемая взгляду зрителя, сталкивается с жесткой плоскостью полотна, производя контраст между свободой и ограниченностью. Эта сложная игра ассоциаций передает главную проблему творчества Булатова — поиски баланса между внешним давлением и внутренними импульсами.

Пишите в комментариях, а кого считаете Вы величайшим российским художником современности?

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: