Конец августа – то самое время, когда лето еще не сдает позиций, но уже где-то на горизонте чувствуется дыхание осени. Мы с мужем как раз направлялись в Дагестан, и наша дорога лежала через Элисту. Решение свернуть с пути и заехать в столицу Калмыкии было спонтанным, но, как оказалось, весьма правильным. Я как журналист всегда в поиске тем, а как любитель путешествий – новых впечатлений. А здесь среди степей, открывался целый пласт культуры, о котором многие имеют лишь смутное представление.
Честно скажу, что о Калмыкии у меня тоже были смутные представления. Пока ехали из Волгограда – наблюдали бескрайние степи. Зелени мало. Растительности мало. Скота много. Дорога казалась гипнотической – эта равнинность, эта горизонталь, прерываемая лишь редкими курганами, настраивала на сон.
Элиста встретила нас размеренным ритмом, показалось, что здесь даже пробок нет. Всего сто тысяч жителей насчитывает город, и, как итог, кажется камерным, уютным, соответствующим нуждам своего небольшого населения. Считается, что это одна из самых маленьких административных столиц России.
Если начать гуглить «Что посмотреть в Элисте», то первым в списке 100% будет семиуровневый храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни».
Туда мы в первую очередь и отправились. Храм виден еще при подъезде к городу – величественный, сияющий золотом на фоне плоского ландшафта. Первая ассоциация – да это словно мираж, возникший посреди степи.
История этого места неотделима от боли. Открытие хурула в 2005 году было приурочено к памятной и горькой дате – годовщине депортации калмыков 28 декабря 1943 года. Тогда Калмыцкая АССР была ликвидирована, а весь народ объявлен врагом и выслан в Сибирь.
Были уничтожены почти все хурулы, утеряны священные реликвии, прервалась подготовка монахов. Возвращение домой и долгое духовное возрождение начались лишь после 1957 года, когда республике вернули статус.
Но не будем долго о трагичном. Вблизи «Золотая обитель» поражает еще больше. Белоснежное здание в форме ступенчатой пирамиды, увенчанное «парящей» золотой крышей.
Территория хурула обнесена оградой с буддийскими ступами через каждые пять метров – эти сооружения служат для очищения кармы.
На территорию ведут четыре входа через ворота, мы попали, как я понимаю, через главные.
У подножия лестницы нас встретил Белый старец – Цаган Аав, калмыцкий языческий бог, покровитель местности.
Две лестницы, между которыми должен был журчать фонтан, вели ко входу, обрамленному высокими красными колоннами и украшенному резными золотыми узорами. Но сюда мы решили зайти позже.
Сначала, следуя примеру других прихожан (и традициям) обошли храм по часовой стрелке – по большому кругу (есть еще и малый). Этот ритуал, как нам объяснили, помогает очиститься от грехов и дурных мыслей.
Мы двигались не спеша, с добрыми помыслами прокручивая молитвенные барабаны-кюрде. Внутри них заложены миллионы мантр, и каждое вращение с благими намерениями равносильно прочтению этих молитв.
По пути полюбовались 17 пандитами (правда, часть из них была закрыта в связи с обновлением пагод) – бронзовым скульптурам величайших ученых древнего индийского университета Наланда. Говорят, что Калмыкия – единственный регион, где все эти мудрецы воссозданы в полный рост.
Внутри храма царит особая атмосфера – торжественная, но в то же время умиротворяющая. В просторном фойе снимаешь обувь, и проходишь. Молитвенный зал на втором ярусе огромен: высокие красные колонны, мягкие ковры под ногами. В центре – девятиметровая золотая статуя Будды Шакьямуни. Я до этого момента Будду видела лишь в виде статуэток в магазине, а тут такой размер… Она не просто большая, она самая высокая в Европе. Будда сидит в позе лотоса, его фигура покрыта сусальным золотом и декорирована бриллиантами. Впечатля-я-я-ет.
Взгляд невольно скользит по стенам, искусно расписанным буддийскими сюжетами. Это результат кропотливого труда художников, которые превратили стены в священную книгу. В алтарной части на небольшой платформе возведен трон для Далай-ламы XIV. Слева – его портрет, а справа – стеклянная пагода с его одеждой, одной из великих реликвий буддийского мира.
Именно Далай-ламе принадлежала идея создания в храме музея и просветительского центра, ведь для Калмыкии, только вставшей на путь духовного возрождения, это особенно важно (помним, да, что хурулу больше 20 лет). Здесь же хранится его бесценный подарок – полное священное собрание буддийских текстов «Ганджур».
Вышла из храма с ощущенеим, что прикоснулась к чему-то огромному, настоящему и бесконечно мудрому. И ради этого одного ощущения уже стоило свернуть с дороги и заехать в Элисту. Чтобы понять, что Россия – она ведь бесконечно разная.