Найти в Дзене
Моя точка зрения

"Анна на шее": бедность души или бедность как приговор?

Что-то закрутил и затянул меня детективный марафон, и я не заметила, как пролетел последний осенний месяц. Но, как бы не влекли меня тайны и загадки в разных уголках земли, пропустить октябрьскую битву титанов в марафоне «Открой школьную Вселенную» я не могла. Хотя, какая может быть битва между Чеховым и Островским? Да, никакая. Произведения обоих авторов являются основополагающими столпами не только отечественной литературы, но и русского театра. «Пять лет назад, когда Косоротов получил орден святыя Анны второй степени и пришел благодарить, то его сиятельство выразился так: «Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее». А надо сказать, что в то время к Косоротову только что вернулась его жена, особа сварливая и легкомысленная, которую звали Анной. Надеюсь, что когда я получу Анну второй степени, то его сиятельство не будет иметь повода сказать мне то же самое.» Не самые приятные слова, которые хочет услышать девушка в день своей свадьбы, но именно их услышала героиня рас

Что-то закрутил и затянул меня детективный марафон, и я не заметила, как пролетел последний осенний месяц. Но, как бы не влекли меня тайны и загадки в разных уголках земли, пропустить октябрьскую битву титанов в марафоне «Открой школьную Вселенную» я не могла. Хотя, какая может быть битва между Чеховым и Островским? Да, никакая. Произведения обоих авторов являются основополагающими столпами не только отечественной литературы, но и русского театра.

«Пять лет назад, когда Косоротов получил орден святыя Анны второй степени и пришел благодарить, то его сиятельство выразился так: «Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее». А надо сказать, что в то время к Косоротову только что вернулась его жена, особа сварливая и легкомысленная, которую звали Анной. Надеюсь, что когда я получу Анну второй степени, то его сиятельство не будет иметь повода сказать мне то же самое.»

Не самые приятные слова, которые хочет услышать девушка в день своей свадьбы, но именно их услышала героиня рассказа Антона Павловича Чехова «Анна на шее».

Сюжет произведения не нов и, я бы сказала, тривиален. Анна, дочь учителя рисования и чистописания, выходит замуж за престарелого чиновника Модеста Алексеича. И для Анны, и для Модеста это брак по расчету. Она хочет за счет денег мужа поправить бедственное положение своей семьи – отец пьет и на грани увольнения из гимназии, а в семье еще два малолетних брата. Модесту Алексеичу нужен же статус семьянина и те связи, которые он сможет наладить во благо своей карьеры, посредством красавицы жены и ее активного общениями со светскими кумушками. На взаимной помощи мог бы получиться неплохой союз, но Модест скуп и мелочен. А Анна?

Во всех источниках пишут, что Анна жертва. Слабовольность отца, который после смерти супруги, нырнул в бутылку, заставляет ее выйти замуж за старика с кошельком, который использует ее и держит в строгости. А моральное падение – это тлетворное влияние среды на слабого человека.

Но такая ли Анна жертва?

«На платформе гуляли дачники и горожане, приезжавшие сюда в хорошую погоду подышать чистым воздухом. Был тут и Артынов, владелец всего этого дачного места, богач, высокий, полный брюнет, похожий лицом на армянина, с глазами навыкате и в странном костюме. …

У Ани еще блестели на глазах слезы, но она уже не помнила ни о матери, ни о деньгах, ни о своей свадьбе, а пожимала руки знакомым гимназистам и офицерам, …

Она вышла на площадку, под лунный свет, и стала так, чтобы видели ее всю в новом великолепном платье и в шляпке. …

Заметив, что на нее смотрит Артынов, она кокетливо прищурила глаза и заговорила громко по-французски, и оттого, что ее собственный голос звучал так прекрасно и что слышалась музыка и луна отражалась в пруде, и оттого, что на нее жадно и с любопытством смотрел Артынов, этот известный дон-жуан и баловник, и оттого, что всем было весело, она вдруг почувствовала радость, и, когда поезд тронулся и знакомые офицеры на прощанье сделали ей под козырек, она уже напевала польку, звуки которой посылал ей вдогонку военный оркестр, гремевший где-то там за деревьями…»

Прошло пара часов после бракосочетания, а Анна уже вовсю красуется перед перспективным кавалером, привлекая к себе внимание. Может быть, я слишком скептична, но ее поведение, как бы, задел на будущее. Да и семья ей нужна была только в трудные минуты семейной жизни. Пока рядом не было Артынова, а муж ее «строил», она убегала к родным и не брезговала разделить с ними скудный обед. Но стоило появиться великосветским друзьям, и отец с братьями были забыты. Были забыты «благие намерения» брака, а братья остались один на один с нищетой и вечно пьяным отцом.

На мой взгляд, Анна не жертва. Она продукт своего времени и социального положения. Система (бедность, патриархальные нормы, цинизм мужа) лишила её реального выбора, но получив власть над мужем, она не использует её для помощи семье. Её эгоизм расцветает буйным цветом в благоприятной среде.

-2

Хочется отметить, что в своем рассказе Антон Павлович не выносит никому «морального приговора». Он оставляет за читателем право на размышление и принятие решения. Свой «приговор» я вынесла. А на чьей стороне Вы?

С удовольствием почитаю ваши ответы в комментариях.

Всегда Ваша, Оля.