Приветствие...
Здравствуйте, Друзья. Ну, что же, опять меня не было с Вами непозволительно долго, да? Однако Вы же уже знаете из прошлой моей публикации об отвратнейшем фильме "Август", что весь октябрь я в очередной раз провалялся на больничной койке, после чего целый ноябрь сдавал очередную сессию в магистрате. И должен признаться, сессия эта, в отличие от первой, весенней, далась мне крайне тяжело - кое-как всё сдал в основном на "хорошо", имея при том в зачётке по одной "отлично" и "удовлетворительно". Говоря иначе, не до дзена мне было в эти два месяца, а потому очень уж я рад, что за столь долгое время подписчиков на нашем с Вами канале только прибавилось. То есть, публикации, не взирая на отсутствие их автора, вызывают-таки какой-никакой интерес у публики и люди заходят, читают, а, главное, остаются (подписываются) в ожидании новых публикаций. Спасибо!
Ну, а сейчас, Друзья, я, наконец-то, нахожусь в долгожданном отпуске и ненадолго приехал к семье в Новосибирск, в связи с чем родные мои ни на минуту меня от себя не отпускают. Соскучились, понятное дело. Однако я буду стараться вырвать хотя бы по паре часов в три - четыре дня, чтобы написать для Вас что-то новое интересное из мира военной истории в самых разных её проявлениях. В том числе и через призму военного кино, с просмотра самого нового из которых мы с женой вернулись вчера уже поздним вечером, неспешно пройдясь туда - обратно по центру Левобережья сибирской столицы в тридцатиградусный мороз, и я-то, прожив последний год в Москве, оказывается, отвык ведь уже от подобных температур. Н-да...
Итак, новый военный фильм мы с моей любимкой, которая в кинотеатре не была уже года четыре, смотрели по адресу: г. Новосибирск, ТЦ "Сан-Сити", 9-й зал, 6-й ряд, 10-е и 11-е места, сеанс на 20:05 местного времени и к слову сам кинозал был заполнен примерно на четверть, что, считаю, даже многовато по нынешним-то меркам и особенно, повторю, в лютый сибирский мороз. Во всяком случае, на премьере "Августа" в Московском ТЦ "Калужский" и при тёплой-то осенней погоде народу в кинозале было куда как меньше, чем вчера в новосибирском ТЦ "Сан-Сити". Странно, ибо количество населения Москвы и Новосибирска, само собой, несравнимо, но, может, и впрямь люди просто уже поняли: не стоит ходить и смотреть на то, что снято при продюсировании гендиректора первого канала. И если так, если люди и впрямь поняли, то это очень хорошо. Это, скажу я Вам, правильно.
Но да, ладно, Бог с ним, с гендиректором первого канала, тем паче, что ему сегодня ещё достанется, и продолжаем пока про новое военное кино, а оно между тем не просто военное опять, а снова, не поверите, про кого... Да, совершенно верно, про лётчиков. Ну, а про кого ещё снимать в самом-то деле? А, ну-ка, сколько у нас там за последние годы их было? Если навскидку только, то три или четыре наберётся точно: "Лётчик" с Петром Фёдоровым (очень хороший фильм практически по мотивам "Повести о настоящем человеке"), "Девятаев" с моим земляком Павлом Прилучным (если бы не не пойми зачем надуманная сюжетная линия с другом - предателем, то получилось бы так же хорошо, как и вышеупомянутый "Лётчик"), "Воздух" Германа-младшего (по-моему, найти военное кино отвратнее крайне сложно и разве что "Ржев" да "Август"), "Крылья над Берлином" (до сих пор не смотрел, ибо большой для меня авторитет в вопросах истории боевой авиации и её практического применения на фронтах Великой Отечественной войны - Михаил Валерьевич Тимин, он же бессменный ведущий канала "Тактик-Медиа", меня, можно сказать, эдак ненавязчиво "отговорил", за что ему спасибо, хотя, не исключаю, что когда-нибудь я этот фильм ещё посмотрю)...
О режиссёрах, продюсерах и сценаристах...
Итак, сколько мы, Друзья, насчитали современных военных фильмов про лётчиков периода Великой Отечественной войны? Точно, четыре - не ошибся я, значит. И бинго, нашим взорам предстаёт уже, получается, пятый, и именно что полнометражный, фильм о лётчиках времён Великой Отечественной войны - "Есть только МиГ" от режиссёра Александра Александровича Жигалкина по сценарию Александра Карпова. И вот здесь прям внимание, Друзья! Про сценариста фильма "Есть только МиГ" и его прежние работы я информации в открытых источниках, к сожалению, не нашёл и, возможно, только потому, что когда-то был другой сценарист с точно такими же именем и фамилией, написавший сценарий к одному из самых любимых моих военных, советских ещё, фильмов "Его батальон" по одноименной повести Василя Быкова. Так вот, про сценариста нового фильма о войне в интернете пока тишина, но зато сам режиссёр этого фильма - Александр Жигалкин так или иначе, а известен нам всем и прежде всего такими работами, как "6 кадров", "Воронины", "Папины дочки", "Слава Богу, ты пришёл".
Слышите, нет, Друзья?! "Воронины" и "6 кадров" - ничего серьёзного, а так, поржать и забыть, а, соответственно, и режиссёра этих сериалов так вот сразу не вспомнишь - он же не все вот эти вот именитые младшие: Бондарчук, Герман, Михалков, Высоцкий, над работами которых в сфере военного кино хочется не только плеваться, но и в суд на них подать, как минимум, за тщательно завуалированные ими попытки реабилитации нацизма. Знаю - знаю, не проканает у меня такое, ибо кто они и где я? И оттого, что привлечь этих киноделов к суду у меня не получится ни при каких обстоятельствах, мне, не скрою, чуточку печально, ибо да сколько же можно уже и как с этим кинобеспределом бороться?!
Но тут-то вдруг и появляется в мире военного кино, словно некое спасение свыше, аки предзнаменование того, что российское военное кино совсем ещё не умерло, он, Александр Жигалкин - режиссёр, как я уже дал понять, совсем вот не прославленный, режиссёр комедийный со всеми, так сказать, вытекающими отсюда. И бах, но именно он взял да и снял военное кино, полностью соответствующее запросам простого зрителя, а не пресловутого Голливуда, хотя я сильно сомневаюсь, что Голливуд что-то там требовал от наших именитых режиссёров "Воздуха", "Августа", "Ржева" и "Сталинграда" - Голливуду наше кино без надобности. И Каннам тоже. У них своего, в том числе военного, кино, да к тому же, хорошего, качественного - вагон и маленткая, тележка.
Ну, вот здесь сразу же и скажу, Друзья: Жигалкин снял своё военное кино в разы лучше, чем сняли свои "недокиношедевры" все эти вот вышеперечисленные мною "младшие", пришедшие в большое кино не на своих таланте и трудолюбии, не на чётких, безукоризненных знаниях темы, по которой они снимают, а просто на именах великих своих отцов - кинорежиссёров: Бондарчука, Высоцкого, Германа - старших.
Понимаете, к чему я это всё, Друзья? Да, конечно, уверен, что всё Вы понимаете - у нас в стране имеется столько суперпуперпрофессионалов в кино, чьи имена и фамилии практически не сходят как с наших уст, так и с телеэкранов да радиоэфиров, но по итогу снимающих откровенную ерунду про войну и при том об этой ерунде, как о великом кино по сверхсекретным архивным документам, они кричат нам, а я прямо скажу, что на самом деле преднамеренно врут, из каждого утюга уже чуть ли не за год до премьеры, плюс/минус.
И вот теперь у нас есть режиссёр, которого, повторю, так вот сразу и не вспомнишь, ибо он клоун, в хорошем смысле этого слова, но клоун, который берёт и тоже снимает фильм про войну, однако без помпезности и рекламы по всем телеканалам с утра до ночи, а главное без наглой лжи, что у него там "всё по архивам". И уж к бабке не ходи, "Есть только МиГ" снят куда как за меньший бюджет, чем "Воздух", "Август" и прочие отвратные и лживые фильмы о Великой Победе наших дедов и прадедов.
И теперь вынужден просить у Вас прощения, Друзья, но расписывать весь сюжет фильма "Есть только МиГ" я не стану. И вовсе не потому, что он и без того в общих чертах уже известен из интернет-афиш, а главным образом из-за того, что я именно что не хочу спойлерить, раскрывать изумительные детали фильма, отбивая у Вас, Друзья, тем самым желание пойти на этот замечательный фильм. То есть, "Август", как и" Воздух" я заспойлерил весь и сразу, потому что откровенно добивался от Вас всех Ваших же вполне осознанных отказов от походов на эти жалкие поделки за огромные госсредства как про работу советских контрразведчиков, так и про бессмертный подвиг женщин - лётчиц в годы Великой Отечественной войны. И я знаю наверняка, что многие из Вас после моих обзоров на "Воздух" и "Август" не пошли в кинотеатры на эти недоделки. Но вот, видимо, пришло, наконец-то время, Друзья, и я очень - очень хочу, чтобы Вы обязательно пошли бы на фильм "Есть только МиГ", сценарий к которому, очевидно, был набросан, что называется, "на коленке". И получается, что "Август" снят как попало по шикарнейшей литературной основе Владимира Осиповича Богомолова "Момент истины" и при наличии уже имеющегося по мотивам этой же книги фильма "В августе 44-го" Михаила Николаевича Пташука, а "Есть только МиГ" снят, повторю, чуть ли не по наброскам на скорую руку, но при том смотрится на одном дыхании и уже примерно на второй четверти этого фильма ты понимаешь, что будешь смотреть этот фильм ещё и ещё.
И остаётся только одно на сей счёт сказать, Друзья: вот это уровень профессионализма, вот это я понимаю! В правом углу ринга - "маститые" Никита Высоцкий и Алексей Герман, они же, сыновья поистине великих отцов да ещё и при мощнейшей поддержке Константина Эрнста с небывалым пиаром своих "твАрений", а в левом углу ринга - какой-то там комик из "6 кадров" Александр Жигалкин, да простит мне этот добрый человек эдакую мою фамильярность, при том, что, повторю, свою работу он безо всякой рекламы сделал в разы лучше, чем Никита Владимирович и Алексей Алексеевич. Вот это, повторю, уровень! Вот это профессионализм!
Кстати, "Есть только МиГ" продюсировал Игорь Угольников. Тихо так, незаметно - во всяком случае я, человек, обожающий военное кино из-за своего же увлечения военной историей, а потому в военном кино разбирающийся, вообще, ничего не знал о том, что идут съёмки нового военного фильма про лётчиков. Опять повторю, Друзья, с Вашего позволения: про "Воздух", про "Август" мы все слышали за очень долго и, наверное, уже до фактического начала съёмок самих этих фильмов, тогда как про съёмки "Есть только МиГ" в радиоэфире соблюдалось почему-то полное молчание. И вот итог: там, где люди молча работали над своим детищем, получилось хорошее кино. Не шедевр, нет, но, подчёркиваю жирным, хорошее кино. А там, где создатели "Воздуха" и "Августа" заранее, как умалишённые, верещали на всю страну о том, что они снимают "Великое кино о Великой войне", получилась халтура, какую ещё поискать надо. И вот это, скажу я Вам опять и опять, Друзья, уровень! Вот это профессионализм! Вот это я понимаю! С одной стороны Никита Высоцкий с Алексеем Германом и их повсеместный бог - Константин Эрнст, и тьфу, а не кино про войну у них, а с другой - режиссёр комедийных бесконечных сериалов Александр Жигалкин и Игорь Угольников, безусловно тоже известный, мощный продюсер, но без короны на голове и особо в медиа как-то не светящийся, однако кино у них при этом почему-то получилось довольно хорошим, смотрибельным и даже очень. Что там мой дед - ветеран Великой Отечественной войны говорил по такому поводу? Да, он говорил: "Работать надо. Работать, а не больтать, а когда наработаешься, на болтовню ни времени, ни сил, ни желания нет"...
И выходит, Угольников, Жигалкин, Карпов работают, а Эрнст и Высоцкий с Германом младшие только болтают. И вопрос мой остаётся прежним - почему огромные деньжища из госказны на съёмки кино дают болтунам, а не работягам? Впрочем, ответа, очевидно, я не получу, а потому следую в новом своём кинообзоре дальше...
Об актёрах и некоторых сценах...
Ну, а теперь, Друзья, давайте возьмём актёров: в "Августе" собрались Безруков, Кологривый и прочие "звёзды", словом, весь набор, но толку нет, а в "Есть только МиГ" на главных ролях задействованы Даниил Попов, София Лопунова, Светлана Антонова, Ольга Сухарева, Алексей Колган, Александр Загрудный, Антон Батырев - и простите меня, но все эти люди, они, вообще, кто? Я первый раз их всех вчера увидел, а до этого даже в рекламах банков и пуховиков там каких-то ни разу не встречал!
Странно? Да, странно, но только совсем не то, что я не встречал актёров из фильма "Есть только МиГ" в надоедлевых бездарных рекламах, а то, что я, вообще, впервые в жизни их всех увидел вчера и остался тем очень доволен. Доволен потому, что эти люди, а многие из них давно уже не выпускники театральных ВУЗов, и это хорошо заметно, так вот эти вот, неизвестные по факту широкой публике актёры, в кадре делали всё правильно, всё в цвет. Их диалоги - отдельное искусство. Каждое слово в строку, а не несуразная ересь, подобная оброненному в "Августе" Кологривым про то, зачем на поисковых в лесу разведчики погоны снимают. Да, эти диалоги в фильме "Есть только МиГ" по большей части смешные и в них нет ничего драматичного, но, во-первых, это только на первый взгляд, а, во-вторых, и самое главное, они, диалоги эти, живые. Настоящие. Без пафоса и надоевших всем рассуждений о том, за что воюем. Просто за Родину воюем и всё на этом. И ничего лишнего. И уж тем более о репрессиях по типу неуёмной рефлексии: Ах, ох, эх, моих родителей расстреляли коммунисты проклятые, а я, всё равно, воюю за этих "краснопузых" (главная героиня фильма "Воздух" Женя Белова в исполнении Талызиной - младшей при поддержке командира авиаполка Астафьева - в исполнении "незаменимого" Безрукова).
Так вот, в фильме "Есть только МиГ" персонажи сражаются не за коммунистов и не за советскую власть, сомневаясь при том, а надо ли им за всё это сражаться, а сражаются они просто за Родину. Кратко и понятно. Что же такое Родина - каждый для себя решает сам. И актёр в кадре, и зритель в кинозале. Словом, в фильме "Есть только МиГ" напрочь отсутствует хоть какая-то вонючая, давным - давно опостылевшая политота, и это, конечно же, до безумия великолепно.
Но, постой-ка, Чепкасов, скажут те, кто, как и я, уже посмотрели фильм "Есть только МиГ": в этом фильме достаточно знаменитых актёров - те же, к примеру, Владимир Ильин (список великолепных актёрских работ просто бесконечен), и Алексей Шевченков ("Красный призрак", главная роль и "Злой город", разбойник Берендей), и Алексей Дмитриев ("Брестская крепость", пограничник - бугай, но в основном актёр многочисленных самых разных сериалов, которые я смотрю редко из-за вечного отсутствия у меня достаточного на то свободного времени) и Михаил Евланов ("9-я рота", рядовой Рябоконь и "Свои", снайпер).
Ну, что же, я легко отвечу, Друзья, что да, есть, есть "звёзды" и в новом кино о войне, но все они играют второстепенные роли или, как это принято говорить у киношников, роли второго плана. То есть, они помогают молодым актёрам, задействованным в главных ролях. Например, Владимир Ильин играет старшину так, будто бы и в самом деле всю жизнь сам реально прослужил где-то старшиной и только теперь пришёл работать в кино. То есть, насколько Безруков в "Августе" не смог вжиться в роль капитана Алёхина, ровно настолько же Владимир Ильин в "Есть только МиГ" вжился в роль старшины Мурашкина. Более того, опытнейший старшина Мурашкин не только помогал новичку - старшему лейтенанту Поливанову по сюжету фильма, но и в реальности, на съёмочной площадке опытнейший актёр Ильин, сыгравший старшину Мурашкина, помогал актёру - новичку Даниилу Попову, сыгравшему этого самого старшего лейтенанта Поливанова. И что мы в итоге получили, Друзья? А получили мы замечательнейший актёрский симбиоз. И это второй раз великолепно.
Я же помню, не остыло же у меня ещё, как и что про "Август" кричали фанаты Кологривого, которым в том фильме абсолютно всё понравилось только лишь потому, что они обычные потребители, то бишь, не думуют в принципе, а с удовольствием хавают любую фальшивку - главное, что красиво подано. Так вот, я помню, как все эти фанаты визжали, дескать Безруков на съёмочной площадке помогал Кологривому. Но только вот я сам этого в "Августе" не увидел от слова "совсем", ну, если только речь в этом случае не идёт, что Безруков помогал Кологривому именно слить фильм, а не вытащить его. В общем, не помогал Безруков Кологривому в "Августе" и помогать ему не мог априори, потому что и сам-то играл кое-как, через пень колода. Но зато вот Владимир Ильин в "Есть только МиГ", действительно, Даниилу Попову помогал. Короче, не буду ходить вокруг да около и напишу, как есть - Владимир Ильин в роли старшины Мурашкина в фильме "Есть только МиГ", это почти мой настоящий армейский старшина. Так же вот всё шуточки - прибауточки, коими умело припорошена глубокая, житейская мудрость, но в тоже самое время не забалуешь у него и при случае, коли выпросишь, такого пенделя получишь, мама не горюй. Впрочем, своего реального старшину я сам довольно подробно описал в своём "День за два, записки "карандаша" Чеченской войны" и теперь лишь просто повторю, что в фильме "Есть только МиГ" актёр Владимир Ильин сыграл старшину, как настоящего. И вот бы Кологривому также хорошо, также правдоподобно и безукоризненно сыграть бы в "Августе" настоящего советского контрразведчика. Но увы и ах. И эх...
Ну, и что, спросите, наверное, Вы меня, Друзья: неужели же в фильме "Есть только МиГ" совсем нет никаких ляпов и косяков? Ха! Ха - ха! Ха - ха - ха! Разумеется, есть. И полным - полно. Куда же без них-то? Например, не выставленный у боевых машин часовой, что в итоге дало возможность главному герою всей истории чуть было под суд военного трибунала не отправиться. Или то, что РС-82 - (Реактивные Снаряды) хранятся на том же самом складе, что и все остальные запчасти к самолётам, тогда как в реальности маттехчасть и различное вооружение с боеприпасами - это не только разные склады, но даже и разные тыловые службы: служба артвооружения и служба материально-технического обеспечения. Говоря иначе, а чего тогда в фильме "Есть только МиГ" боеприпасы не стали хранить вместе с продуктами питания? Или с ГСМ (горюче-смазочными материалами)? Чего только маттехскладом ограничились? Ну, или вот ещё "залёт" создателей нового фильма - старший лейтенант Поливанов приказывает рядовой Весёлкиной раскрашивать объекты на топокарте карандашами наугад, то есть, каким цветом ей больше понравится, тем и рисует девочка, тогда как в действительности, для каждого объекта на карте соответствующими письменными приказами сверху предусмотрен свой вполне определённый цвет, а также шрифт надписей. И, вообще, военные карты, если что, рисует специально обученный на то человечек, а не рядовой - девочка, чья конкретная должность по сюжету фильма так и остаётся непонятной - толи повар, толи медсестра, толи телефонистка. Ну, а когда с рядовой Весёлкиной по телефону говорит аж сам командир авиаполка, спрашивая, как там у них в подразделении дела и давая ей же напрямую указания, минуя при этом её непосредственного командира, старшего лейтенанта Поливанова - так это, вообще, сказка для девочек - подростков, пришедших посмотреть на киновойну. Сказка, потому что в армии, как, пожалуй, нигде более, присутствует чёткий регламент абсолютно любых действий и слов, и целый полковник ни за что на свете не станет обсуждать что-то с рядовым на полном серьёзе, когда у того есть его непосредственный командир и пускай всего лишь старлей, но тоже ведь офицер, как и комполка, соответственно. Причём офицер повоевавший уже да по госпиталям вдовль навалявшийся. В общем, порядок общения больших армейских командиров с рядовыми называется хорошо известным нам всем сегодня словосочетанием "Вертикаль власти". И никак иначе, а то солдату ведь только дай возможность потолковать за жизнь с самим генералом, так он там такого натолкует...
Или вот ещё Вам ляп в фильме "Есть только МиГ" - массированная бомбардировка аэродрома фрицами, но ни одна бомба, ни один осколочек при этом не попали в широко отрытые площадки, где в это же время для поднятия боевого духа своих товарищей играет на гармони старшина Мурашкин (Владимир Ильин) в каске напяленной поверх пилотки, что, опять же, совершенно реалистично смотрится. Но зато вражеская авиабомба легко попадает в узкий окопчик, убивая там часового, охраняющего арестованного вражеского шпиона. И, в общем-то, понятно, почему, для какого конкретно сюжетного поворота авиабомба не попала на широкую площадку и легко попала в узкий окопчик, но, всё равно, в реальности окопы для того и роются узкими и глубокими, чтобы ни одна зараза при авиабомбёжке или артобстреле туда не угодила, тогда как на открытых площадках сметается всё к едреней феге и при том вместе с гармошками и касками, напяленными поверх пилоток. Дед мой, кстати, рассказывал, как и под Сталинградом, и на Курской Дуге он при бомбёжках по окопам чуть ли не на карачках ползал, потому что там из-за тесноты особо не разбежишься, а высовываться тоже нельзя, и буквально прикладом своего автомата да пинками, тычками в спины разгонял рассредоточиться сбившихся в кучу молодых испуганных бойцов...
В общем, да, ляпов в "Есть только МиГ" хоть отбавляй, но внимание, Друзья, здесь подчёркиваю особенно жирным - ни один из них и даже все они вместе взятые никоим образом не претендуют на то, как командир авиаполка оказывается может так вот просто взять и застрелить полковую лошадь, стоящую, вообще-то, на балансе (Безруков в фильме "Воздух"), или прям реально толстые авиамеханики в блокадном, голодном Ленинграде воруют курей у обычных граждан, которых защищают, вообще-то (тоже фильм "Воздух"). Ну, или как офицер контрразведки фронта, передавая пойманных им же воров - тыловиков военному следствию, жалеет несчастных расхитителей госимущества да презрительно называет самих следователей, то есть, по сути своих коллег, сатрапами или что-то в этом роде (Безруков в фильме "Август").
И таким образом, все ляпы фильма "Есть только МиГ" легко стираются высокой динамикой фильма, в который до кучи напиханы и эпизоды со шпионажем да диверсиями, и эпизоды с самолётом - призраком, и то, что в одном истребительном авиаполку служат вместе и мужчины, и женщины, чего на самом деле, по-моему, не было и к тому же ещё со времён разборов "Воздуха" известно, что женских истребительных авиаполков толи не существовало совсем, толи был всего один за войну да и тот быстренько расформировали, пожалев девчонок - им ещё рожать после войны, а то сколь народу-то ироды фашистские угробили у нас (так мой дед говорил моей бабушке - в итоге, до войны пятеро детей и после войны столько же). В общем, на сей счёт, про женские ИАПы (истребительные авиполки), если я не прав, то пусть меня поправят специалисты по истории военной авиации в годы Великой Отечественной войны, а заодно просветят, можно ли всё вооружение самолёта - истребителя замкнуть на одну - единственную кнопку, чтобы в итоге всё это стреляло бы одновременно? И авиапулемёты с пушками, и реактивные снаряды? Читал где-то, что у Покрышкина на его "Арокобре" так было, но насколько это достоверно, сказать не могу, а по сему заранее благодарен за разъяснение всем наверняка знающим.
Общее впечатление (историзм и смысл)...
Итак, с режиссурой, правдоподобным сценарием, актёрским составом и ляпами нового фильма о войне мы, думаю, разобрались - не тянут они, даже и все вместе взятые, на уровень хотя бы одного ляпа и бестолковой актёрской игры в фильмах Бондарчука, Германа, Высоцкого - младших и так далее. Только вот почему не тянут-то? И это, да, это вопрос вопросов, согласен. Но что, если не тянут они, как раз, потому, что фильм "Есть только МиГ" снимался первое - не для Оскара и уж точно не с целью в очередной раз плюнуть в наше общее советское прошлое, а просто для своих обычных отечественных зрителей и просто как обычное отечественное кино, и второе - снимался он хоть и не по "секретным архивным документам", а просто по жизни, по абсолютно выдуманному, к тому же во многом, комичному сценарию, но при том с неукоснительными законами логики? К тому же, даже любовь в фильме "Есть только МиГ", а она там, конечно же, есть, ибо без любви любая история теряет чуть ли не половину своего смысла, показана тоже нормально - без пошлых поцелуев с языком и контуженных взрывом девичьих, накаченных ботексом губ. Что если в этом, в киноправде, кроется и причина успеха "Есть только МиГ" и причина полнейшего провала фильмов "Август", "Воздух", "Ржев"?
Ну, вот, к примеру, почему мы все, а я уверен, что именно все, любим и пересматриваем из раза в раз американский военный фильм "Спасти рядового Райана"? Разве там вся история не выдумка, нет? Да, конечно же, выдумка. Сплошная научная фантастика, как сказал бы мой отец, но весь смак в этой фантастике заключается, как раз, в том, что персонажи, то есть, солдаты и офицеры американской армии ведут себя совершенно естественно - так, будто бы перед нами не киноактёры, а реальные военные. И тоже самое с "Перл-Харбор", в которым вымысла, хоть поворёшкой черпай, но все персонажи этого фильма выглядят на экране, как настоящие, а не киношные. Да, именно так, Друзья - всё, что они, актёры в этих фильмах, делают и говорят, играет в первую очередь на правдоподобность происходящего на экране и через то зритель погружается в историю, не отделяя уже выдумку от реальности.
И вот тоже самое в целом получилось у создателей фильма "Есть только МиГ" - персонажам их истории веришь безоговорочно. И в тоже время это совсем не получилось ни у создателей "Августа", ни у создателей "Воздуха", ни у создателей "Ржева" и так далее, до Михалкова с Бондарчуком - младшим и Саркисовым ("На Париж") да Атанесяном ("Сволочи"), вместе взятыми. Кстати, показать правдивыми действия и слова своих персонажей неплохо получается у Карена Шахназарова, вспомните хотя бы его "Белый тигр" - вот уж где реально всем фантастикам фантастика, но персонажи истории настолько реалистично сыграли в этом фильме, что вся эта абсолютно вымышленная история воспринимается вполне себе реалистично и правдиво - всё только так и было и никак по-другому, чего, кстати, не скажешь о литературной основе этого фильма ("Танкист" Ильи Бояшова). И уже потому в случае с этим режиссёром, с Шахназаровым, не приходится удивляться и его другим добротным, увлекательным военным фильмам - "Звезда" и "Дорога на Берлин".
Однако, давайте, Друзья, вернёмся к "Есть только МиГ", который смотришь и едва ли не в каждой сцене ставишь перед собой вопрос, а могло ли так быть в реальности? И тут же отвечаешь: да, вполне. Говоря иначе, все персонажи "Есть только МиГ" ведут себя естественно, как это и в реальной жизни делают настоящие военные. Например, поначалу как попало маскируют свой объект, пока, скажем так, их не приводит в чувство новый их начальник. Ну, кто не знает, что в армии так и есть - пока солдата не пни, он ничегошеньки сам делать не станет, ибо сразу, в самом же начале своей службы, хорошо выучил: инициатива в первую очередь дрючит самого инициатора? Нет, не знает кто-то об этом? Нет? Вот именно, что все знают.
Ну, а кроме слов и действий всех персонажей фильма "Есть только МиГ" отлично играет на пользу самого фильма, на его реалистичность и возраст актёров - старшине Мурашкину (Владимир Ильин) и ефрейтору Свиридову (Алексей Шевченков) уже хорошо за сорок и потому на передке в пехоте им совсем не место, особенно под конец войны. Тоже самое и тяжело контуженный боец Шарифуллин (Алексей Дмитриев). Да, Друзья, я лично и не раз видел в ЦАМО и РГВА, что, начиная уже с поздней осени 1942 года "старые возраста", то есть, старше сорока лет, массово переводили в тыловые подразделения, не говоря уж о тяжело раненных и тяжело контуженных. Война - истино дело молодых, до сорока лет максимум и Цой знал, о чём он пел. Не то, что режиссёры "Воздуха" и "Августа" - эти, вообще, ничего не понимают в том, о чём сняли кино.
При этом только полный, простите, идиот, может орать, что в тыловых частях не служба, а мёд. Ага, ЩаЗ - именно от этого мёда, не считая того, что и по тылам фрицы били исправно, а, значит, убивали и калечили тыловиков, "старые возроста" всеми правдами и неправдами старались остаться на передке. Ну, и самое главное, практически у каждого персонажа в фильме "Есть только МиГ" есть его личная драматическая история, но только это не слоумо с больной дочкой (Алёхин - Безруков в "Августе") или страшные сны о маме (Таманцев - Кологривый всё в том же "Августе"), или плаксивые рассказы о репресированных ни за что родителях (Белова - Талызина в фильме "Воздух"), а именно история, настоящая, живая. И обязательно драматическая. Словом, повторю, в каждом кадре "Есть только МиГ" абсолютная будничная правда и в действиях, и в словах персонажей. А кроме того, ещё и в декорациях, и в воздушных боях, пускай даже и нарисованных, но нарисованных не хуже, чем во всех этих "Воздухах". Впрочем, лично меня больше всего в фильме "Есть только МиГ" порадовал самый настоящий ленд-лизовский грузовик "Студер" (Студебеккер), и мне, вообще, сейчас кажется, что я уже очень давно не видел в нашем военном кино настоящих "Студеров".
И вот потому-то и веришь в сюжет фильма "Есть только МиГ", хоть он, несомненно, и выдуман полностью. Веришь потому, что персонажи на фоне разворачивающихся кинособытий ведут себя естественно - так, как это происходит и в реальности. Ну, или почти так и, главное, повторю, ни у кого нет никаких рефлексий и самобичеваний, как это было не только в "Воздухе", но и с особистом в "Ржеве", и с Алёхиным да Блиновым в "Августе". В общем, ещё раз резюмирую, в случае с фильмом "Есть только МиГ" перед нами просто обычный и именно что совершенно правдивый фильм о войне без ненужного пафосного надрыва ни о чём да вечными разборками красноармейцев с "особо кровожадными", растолстевшими на тыловых харчах НКВДшниками.
И только вот не надо мне сейчас доказывать, что люди в час смертельной опасности не играют на гармошках, а только бегают без толку, паникуют, орут проклятия и не знают, что делать, беспринципно при том давя своих же военных, пытающихся их успокоить или же обмазывают друг друга соплями ("Утомлённые солнцем: Предстояние"). Безусловно, и такое в действительности, наверное, тоже бывало, но кино должно учить, воспитывать - вспомните, что Ленин о кино говорил. Короче, на гармошках в условиях приближающейся неминуемой смерти играют и ещё как, и не на них одних - вспомните хотя бы "Титаник", причём не только фильм, но и реальную историю той трагедии ледяного апреля 1912 года. И другой вопрос, повторю, в том, что не делают этого, не играют на гармошках и, вообще, на открытых широких площадках, куда авиабомба попадёт куда как быстрее, нежели в узкую траншею. Но да, ладно, этот киноляп мы уже тоже обсудили и, повторю, с киноляпами Бондарчука, Высоцкого и Германа - младших он и рядом не стоял. Так, досадное недоразумение и, вероятнее всего, потому, что комедийный по сути режиссёр Александр Жигалкин таких тонкостей о войне не знал и знать не мог. То есть, ему простительно - он не Никита Высоцкий - младший и даже не младший Алексей Герман.
Заключение...
Фильм "Есть только МиГ" получился добрым, тёплым, семейным, лиричным и даже несколько наивным но, самое главное, совсем уж не безнадёжным, где ах, всё пропало и за что только воевали. Главный же посыл всей этой истории, как я лично понял для себя, - делай, что должен и будь, что будет.
Читал уже в отзывах о фильме на Яндексе, мол, фильм снят не к месту - нельзя про такую трагедию, как война, особенно такая война, какой была Великая Отечественная, снимать комедии. Кощунство это, дескать, и глумление над памятью о наших героических предках.
Ну, что же, на этот бред неизвестного мне "ценителя" военного кино отвечу прямо - кощунство и глумление, как раз, в "Воздухе", в "Сталинграде", в "Ржеве", в "Августе", а в "Есть только МиГ" никакого кощунства и глумления нет от слова "совсем" и не надо наводить тень на плетень. В "Есть только МиГ" присутствует достаточно здоровый, нормальный юмор военных и я это гарантирую, как человек, который видел войну своими собственными глазами и что от сумасшествия там нас только юмор и спасал. Да, у меня, пожалуй, треть моей книги о чеченской войне - это в той или иной мере комедия, но не совсем обычная, а именно военная комедия.
Да, и ладно я, а "Они сражались за Родину", а "В бой идут одни старики", а "Аты-баты шли солдаты" - не комедийные, нет, если приглядеться? Ну, конечно же, нет, не комедийные, но солдатско-офицерского юмора там тоже хватает с избытком. Как и в "Есть только МиГ". Это, кстати, только в "Ржеве", "Сталинграде", "Воздухе" и" Августе" я юмора что-то совсем не припомню. Ну, потому что авторы этих "недонетленок" попросту не понимают очевидной вещи - на войне, если не смеяться хотя бы изредка, сдохнешь первым и ещё задолго до того, как тебя убьют по-настоящему. А, может, и незадолго... Но зато вот Александр Александрович Жигалкин это понимает прекрасно, и Слава Богу.
Так что фильм "Есть только МиГ" получился не столько комедией, сколько вполне себе драматичным и при том живым фильмом о суровой и страшной правде войны, которую без здорового юмора ни за что не пережить. И уж точно не победить. И мне, кстати, на каком-то этапе даже показалось, что Жигалкин этим своим смешным, но искренне драматическим фильмом замахнулся аж на самого Леонида Быкова, на его "В бой идут одни старики". Но нет, до известной советской классики про лётчиков - истребителей "Есть только МиГ" всё же, не дотягивает и существенно, однако смотреть его, Друзья, всё равно, надо. Это хорошее кино, правильное и уж мне-то в этой теме можете верить. А я на этой необычно позитивной ноте прощаюсь с Вами и до новых встреч на нашем с Вами канале... С Уважением, писатель Артём Чепкасов...
Послесловие...
Ну, никак я без этого не могу, хотя сейчас пишу, увы, совсем не по весёлому поводу.
Фильм "Есть только МиГ" идёт в прокате крайне ограниченно по времени и количеству сеансов, и к тому же совершенно без какой-либо рекламы, вообще. Не удивлюсь, если с проката его снимут очень быстро, уже через пару - тройку недель, ибо Новый год же близится, а с ним и масса новых новогодних фильмов - так что спешите, Друзья, посмотреть хорошее драматическое военное кино от комедийного режиссёра Алескандра Жигалкина. Спишите посмотреть и возмутиться тому, как в это же самое время с проката до сих пор не снят "Август"! Да - да - да, целых два месяца уже эту недоделку крутят и всё никак кассу взять не могут. Недавно, кстати, слышал, что "Август" теперь показывают с какими-то новыми, дополнительными моментами в самом фильме, чего ранее, при премьере, показывать было нельзя. То есть, сюжет картины, ну и её хронометраж, надо полагать, расширили - вернули кадры, которые сами же изначально вырезали. В общем, Эрнст с Высоцким, по-прежнему, держат простых телезрителей за дурачков неразумных, придумывая нелепые отговорки, почему с самого начала их фильм людям не зашёл. Ну, что же, объясняю - не зашёл не потому, что, сначала Вас якобы заставили что-то из Вашего фильма вырезать, а потом разрешили это вернуть, хотя известно, оно если с самого начала нельзя, то и потом тоже нельзя, а если можно потом, то, значит, можно было и сразу. Так что не зашёл Ваш "Август" ровно потому, что это не просто халтура, а это враньё, причём самое наглое, какое только может быть. И хоть какие отговорки придумывайте, и хоть как продлевайте срок проката - не поможет и сняли Вы очень плохой фильм о войне, и это ещё мягко сказано. А вот Александр Жигалкин снял очень хороший фильм о войне и это сказано абсолютно без какого-либо приувелечения.
И не надо мне, пожалуйста, говорить, что "Август" взял больше миллиарда, а такую сумму редко какие фильмы в прокате поднимают. "Август" должен был взять что-то около трёх миллиардов в прокате, чтобы полностью окупить съёмки да ещё и заработать на этом. Но "Август" даже и двух миллиардов не взял, хотя не удивлюсь, что он эту сумму и даже больше обязательно ещё возьмёт. Особенно, если его и на новогодние праздники будут крутить в кинотеатрах, а затем ещё половину следующего года, если, вообще, не весь год и это когда любая киноновинка в прокате больше месяца не держится, да и то редко, а чаще от двух до трёх недель...
Но только не "Август". Ну, а что такого? С гендиректора первого канала станется - это же не Жигалкин с Угольниковым и даже не Шальопа, премьеру чьего фильма "Литвяк" вновь передвинули. На этот раз уже на апрель 2026 года, хотя первоначально премьера была назначена на ноябрь или даже октябрь ли 2025 года, но потом её перенесли на февраль 2026 года. А теперь, напомню, перенесли уже на апрель 2026 года и не удивлюсь, что ещё не раз передвинут, тем более, что этот бесчестный трюк мы уже проходили и с "28 панфиловцами". На самом же деле, к моему огоромному сожалению, всё довольно просто: Шальопа - это же не Высоцкий - младший и даже не Герман - младший, и уж точно не Бондарчук - младший. А Угольников - это не Эрнст. Шальопа - это Шальопа, а Жигалкин - это Жигалкин - бесправые, молчаливые работяги в мире военного кино...
Жаль...
Впрочем, не очень-то и жаль, если вспомнить, что в финале фильма "Есть только МиГ" звучит изумительная песня Владимира Высоцкого про лётчиков и воздушные бои. И я, разумеется, понимаю, что Александр Жигалкин ничего такого и в мыслях не держал, но, всё равно, мне нравится думать, что это он специально поиздевался над Никитой Высоцким, дескать, смотри, ты "Август" снял ужасно, а я своё кино про лётчиков - очень хорошо и потому у меня в финале звучит песня твоего Великого отца, а в финале твоего фильма - нет. Наказан, в общем, ты, Никита Владимирович и поделом тебе, дабы впредь не халтурил... Ну, а кто сказал, что Высоцкому - младшему я, когда-нибудь прощу глумление над советскими контрразведчиками, а Герману - младшему - прощу издевательства над женщинами - лётчицами? Никто такого не говорил. И я, действительно, никогда не прощу им, а вот Александру Александровичу Жигалкину низкий мой поклон за его военное кино - оно настоящее... И теперь точно всё... С Уважением, писатель Артём Чепкасов...