Китайцы снова перевернули игру?
Помните, как лет десять назад мы смеялись над китайским автопромом? Мол, металл как фольга, гниют за зиму, а электроника живет своей жизнью. Те времена прошли, и, кажется, безвозвратно. Сегодня инженеры из Поднебесной не просто копируют западные технологии, а делают вещи, от которых у маститых европейских и японских конструкторов волосы встают дыбом.
На днях сеть взорвало видео испытаний нового премиального внедорожника BYD Yangwang U8L. И нет, он не просто месил грязь или карабкался на гору. Эта многотонная махина с разгона въехала в глубокое озеро и... поплыла. Не утонула, не захлебнулась, а уверенно пошла по воде, как заправский катер.
Давайте разберемся, что это за чудо техники, как оно работает и, главное - зачем вообще автомобилю уметь плавать? Маркетинг это или реальное спасение жизни?
30 минут на плаву и выход сухим из воды
Сценарий теста был максимально жестким и приближенным к ночному кошмару любого водителя. Представьте: вы едете по незнакомой дороге, не вписываетесь в поворот или попадаете в размыв грунта и вылетаете прямо в глубокий водоем. Обычная машина в такой ситуации становится стальной ловушкой. Она быстро наполняется водой и идет ко дну.
Но BYD показал другое кино. Внедорожник U8L, оказавшись в воде, автоматически активирует режим "аварийного плавания".
Что происходит в этот момент:
- Полная герметизация. Кузов автомобиля закрывается наглухо. Никакая вода не попадает в салон, двигатель или батарею. Машина имеет класс защиты IP68 - такой же, как у самых дорогих защищенных смартфонов, только в масштабе пятиметрового джипа.
- Колеса вместо винтов. У машины нет гребного винта сзади, как у классических амфибий прошлого века. Движение происходит за счет вращения колес. Электроника понимает, что сцепления с дорогой нет, и начинает крутить колеса так, чтобы создавать тягу в воде.
- Управляемость. Самое удивительное, что машиной можно управлять. Она плывет со скоростью 3 км/ч. Это скорость спокойного пешехода, но этого вполне достаточно, чтобы добраться до берега.
В ролике четко видно: машина провела в воде около получаса, развернулась и самостоятельно выбралась на сушу. Водитель вышел из салона в сухих ботинках. Выглядит это, честно говоря, фантастически.
Зачем это нужно? Новый тренд или необходимость?
Кто-то скажет: "Да зачем мне это? Я не собираюсь нырять в реку на машине за 15 миллионов рублей". И будет отчасти прав. Специально загонять такую дорогую технику в болото станет разве что безумный блогер.
Но тут важен контекст. В Китае, да и у нас в России, проблема наводнений и паводков стоит остро. Вспомните новости последних лет - топит целые города. Машины превращаются в утопленников за считанные минуты.
В такой ситуации функция плавания - это не баловство, а шанс спасти и себя, и дорогое имущество.
Техника вопроса: как он не тонет?
BYD Yangwang U8L - это не просто "УАЗик". Это гибридный монстр. У него под капотом стоит бензиновый мотор, который работает как генератор, и четыре электромотора - по одному на каждое колесо. Суммарная мощность там зашкаливает за 1000 лошадиных сил.
Именно наличие четырех независимых электромоторов позволяет ему так ловко маневрировать в воде. Электроника может крутить левые колеса вперед, а правые назад, разворачивая машину буквально на месте - хоть на асфальте (знаменитый "танковый разворот"), хоть в озере.
Весит этот "корабль" около 3,5 тонны. Заставить такую массу держаться на поверхности - задача нетривиальная. Инженеры поработали над водоизмещением и герметичностью каждого стыка.
Цена "подводной лодки"
А теперь о грустном - о ценах. В Китае за модель Yangwang U8 просят более 1 миллиона юаней. Если переводить на наши деньги с учетом доставки, растаможки и интереса дилеров, то в России этот аппарат стоит от 15 до 20 миллионов рублей.
Это территория люксовых "немцев" и "японцев". За эти деньги можно купить новый Range Rover или Toyota Land Cruiser 300 в максимальной комплектации. Но вот вопрос - умеет ли "Крузак" плавать? Нет. Он, конечно, надежен как танк, но в глубокой воде он получит гидроудар и пойдет ко дну.
А "китаец" выплывет.
Что в итоге?
Конечно, вряд ли российские рыбаки массово пересядут на BYD за 20 миллионов, чтобы форсировать Волгу без парома. Но сам факт появления таких технологий радует.
Обычно все "фишки" сначала появляются на дорогих машинах, а через 5-7 лет спускаются в массовый сегмент. Кто знает, может быть, будущий УАЗ Патриот или новая Нива в 2030 году тоже получат герметичный кузов и кнопку "Плыть домой"?
А как вы считаете, мужики, нужная это функция для России или просто маркетинговая шелуха, за которую дерут лишние миллионы?