Среди невообразимого и непостижимого множества китайских машин на наших дорогах, слившихся в моем мозгу в одну совершенно безликую массу, глаз все же выхватывает необычные экземпляры, вот и сегодня с утра на светофоре передо мной возникла необычная «автопопка» с еще более удивительной надписью, выполненной латиницей: Volga Siber. Рука невольно потянулась к телефону, но удачные ракурсы мне «схватить» не удалось, поэтому будем довольствоваться тем, что есть.
Volga Siber! Подумать только, а ведь я начинаю что-то вспоминать! Это же последнее (если не дождемся, таки, продолжения славной истории отечественных легковых автомобилей автогиганта, переключившегося сейчас исключительно на грузовики и коммерческие машины) детище ГАЗа, которое, как сейчас помню, громко анонсировали и так ждали возбужденные покупатели, и которое с треском провалилось, просуществовав на конвейере всего пару лет при абсолютно парховой тиражности, ведь выпустили, без малого, всего-то 9000 экземпляров – разве это результат для проекта, который обязан был дать второе дыхание отечественному рынку машин?!
Крутое пике, уложившееся в два года разбило мечты российских патриотов и приверженцев Волг, ждавших новую и кардинально другую машину, и причин для такого бесславного финала насчитывалось немало. Технические подробности модели Volga Siber, насколько запомнилось, не особо афишировались, видимо, из-за того, что по сути это не чистый концепт Горьковского завода, и даже не совместное творчество с каким-нить «ателье», а попросту американский «Крайслер», оборудование, патенты и машинокомплекты для которого будут закуплены тоже «там». Машина, конечно, немного «причесалась» перед выходом в свет, но по сути это был не наш, не отечественный продукт. Chrysler Sebring – так автомобиль именовался в Штатах и там его начали производить восемью годами ранее, так что на момент выхода в России это уже была машина устаревшая, пусть и хорошая.
Volga Siber народ ждал, я сам помню, радовался, что выйдет, наконец, хорошая рабочая лошадка, так надоели, за десятилетия выпуска, «двадцатьчетверки» и их уродливые продолжения – модели «министерской» 31-й серии!
Что же не так с Volga Siber, почему модель с грохотом провалилась в тар-та-ра-ры, не став любимицей в народе и даже не встав массово в ряды тех же таксопарков и министерств, ведь изначально у нее все, казалось, для этого было, все шансы на успех имелись?!
Нельзя выделить тут одну причину, их называется много. Это и не перевариваемая, народом, цена (а машина, напомню, вышла в год кризиса – в 2008-м), и вялый неумелый маркетинг, и чисто потребительские свойства машины – низкий (хоть и адаптированный, для России, клиренс, измененный, в угоду тяжким условиям эксплуатации, со 100 мм до 140), слабый мотор, дорогие и дефицитные запчасти, а также появление множества импортных (настоящих импортных!) автомобилей, которые было возможно взять по цене Сайбера, не переживая на тему того, что Крайслер, собранный в Штатах, это не совсем одно и то же, что наша Volga Siber.
Называются, правда и другие причины: якобы, желающих приобрести Сайбер было множество, а вот поставок в салоны не было, люди оставляли предоплату, ждали машины и… так их и не дожидались!.. То есть с одной стороны - дефицит внимания со стороны покупателя, с другой - искусственные препоны для выпуска нужного тиража, абсурд, в котором трудно сегодня нащупать ответ на вопрос - почему так?
Мне сложно судить, но так, или иначе, Volga Siber не стал массовым автомобилем, хотя отзывы реальных пользователей в массе сугубо положительные. Владельцы Volga Siber соглашаются лишь с тем, что мотор в 2.4 литра не справлялся с активным разгоном машины, хотя и был прожорливым (16 литров бензинчика на сотню – это уже удар по карману, не при Брежневе дело было), но в остальном отмечают надежность, комфорт салона и легкое управление, вместимость, четкие тормоза и так далее.
Да что говорить – вот же, едет машинка и я бы сказал, вполне себе смотрится в потоке и двигается не как «инвалид», а шустренько, успевает за прогрессом, не отстает от вездесущих китайских балалаек, хотя по сути, ей минимум, пятнадцать годков. Да, видна ржавчина на арках колес, передний бампер держится на скотче, но на то они и годы!
Что в резюме? А вот что. Как патриот, я продолжаю верить, что Россия сама может создать с нуля хороший работящий автомобиль, который будет стоить вменяемых денег и покажет Западу и Китаю, что мы вполне самодостаточны и можем обойтись без сборки чужих машин, оснащаемых только лишь отечественным шильдиком. Особенно обиден в этом русле ориентир исключительно на китайский автопром, который мне лично назвать эталонным крайне сложно. Куда, как правильнее брать пример с других образцов, коль уж сами не можем, по неведомой причине, родить что-то просто нормальное, работящее, недорогое, чего так не хватает сегодня для обывателя, не готового отдавать пять миллионов за одноразовую стремную вещь. Мы весь советский период делали машины и на них ездили, или заимствовали хорошие западные версии (тот же Жигуль, к примеру), так что мешает повторить этот гигантский положительный опыт сегодня?