Россия большая, великая страна и очень богатая. Богата всем: леса – звери, меха; реки – рыба; поля – зерно и другое; горы – несметные богатства, алмазы, золото, железо и многое другое, нефть и еще кое-что.
Царь часто посылал своих людей в Сибирь, за Урал. Оттуда везли дорогие меха, пушнину. Но Сибирь была пустынна. Население там было очень мало и часто там орудовали иностранцы.
Вот царь издал указ о заселении Сибири. Кто хочет – сам собирайся, а кто не хочет – силой отправляли. А бедному люду собраться недолго, лишь подпоясаться потуже. Всем, кто едет в Сибирь на поселение, царь назначил продукты, одежду и лошадей в дорогу.
В те времена и наши прадеды решили испытать судьбу. У прадеда было много детей и хоть они не страдали от голода и холода, но все ж решились на Новые земли в Сибирь.
Дед Олимпий был богатым купцом, но сынов своих решил сам послать на новое место. Два сына – Семён и Кирилл не были женаты. Дед решил Семёна женить на красавице Надежде из Рязанской области. Дал и приданое, и в помощь брата-забияку Кирилла.
Семён и Наденька быстро собрались, взяли с собой немного для хозяйства, живность и на лошадях тронулись обозом.
Ехали долго, в горах на Урале остановились зимовать. Семён Олимпович играл вечерами на скрипке, а Надежда Яковлевна пела, плясала. Так проходили зимние вечера. Остановились они у одного богатого золотопромышленника.
У Строганова была и работа. Чтоб не сидеть без дела, Семён и Надя работали у промышленника. Хозяин был доволен.
А Кирилл, брат Семена, орудовал молча в горах, лесах. Был он связан с бандитами – на дорогах грабили богатых и отдавали бедным людям. У Кирилла было много золотых украшений и он иногда дарил Надежде Яковлевне, что б не знал Семён. Наденька прятала украшения от всех, она понимала, что это ворованное и держала всё в секрете.
Снова в путь – весна пришла. Распрощались с хозяевами. Строгановы дали новых лошадей, корма и все что требовалось по указу царя – помогать в пути переселенцам.
Дорога была долгой. Но вот приехали в Новониколаевскую губернию, куда было направление для Семёна Олимповича и его семьи. По дороге в Сибирь к ним прибавилась семья из Белоруссии – Балесный Константин с супругой Прасковьей. Они были тоже молоды, так сдружились и вместе остановились в Новониколаевске (теперь Новосибирск - прим. автора канала). По распределению они уговорились быть вместе, в одно село.
Поселились они по реке Каргат и село назвали Верх-Каргат.
Вырубали лес, строили дома и растили детей. Семён построил магазин и начал торговлю, отец Олимпий дал ему в приданое товару.
Наденька была на все руки мастер, быстро развела хозяйство: куры, гуси, корова и овцы. У неё всё горело в руках. Да к тому же она была хорошей врачихой. Детей она принимала у всех рожениц и никто не умирал у неё.
Зажили они богато. Родилась дочь Поля. Потом так часто стали рождаться у них дети, что Наденька взяла к себе прислугу да работников.
Семейным работникам Олимпович строил домики рядом во дворе, а одиноким – большая изба была.
Поля подросла, она ходила в поповскую школу. Надежда Яковлевна купила ей швейную машинку, нарисовала выкройки и посадила Полю в 9 лет шить всем одежду. Поля быстро научилась шить и шила всем взрослым работникам, и своим младшим сёстрам, братьям.
Отец часто стал выпивать, приезжали начальники, все останавливались у самого богатого Лазарева Семёна Олимповича.
Началась война.
Однажды к Семёну приехали белогвардейцы верхом на конях, и Олимпович не смог их не пустить, да они и не спрашивались.
Дом был большой и гуляли сколько кому хотелось. Ночь была длинной, Семён играл на скрипке, а Наденька пела, плясала и все подливала самогону всем. Всех разморило и уснули кто где мог. Надя собрала у офицеров шашки (сабли) и все попрятала. Порвала на себе одежду, поцарапала лицо, грудь и легла на кровать.
Утром прискакал денщик и крикнул: «Красные рядом! Быстрее собирайтесь!» Все быстро вскочили, а оружия нет. Командир – к Семёну, а он и сам не знает, жена в крови лежит рядом, стонет. Командир – к Надежде Яковлевне – кто тебя так, а она рассказала, что над ней издевались офицеры, потом она у них украла оружие и пока не дадут выкуп, ничего не отдаст.
Тут командир взбесился, «красные» сейчас придут, а они без оружия. Всем стало ясно – нужен выкуп. Быстро, что и сколько отдали Надежде – никто так и не узнал. Надя открыла под крыльцом дверку и там засверкали сабли. Офицеры не говоря ни слова, быстро похватали свое оружие и бегом на коней, да наутёк.
Приехали «красные» и стали разбираться, почему у них ночевали белогвардейцы Колчака. Но когда им рассказала Надя обо всем, они долго смеялись и поехали догонять Колчаковцев.
Командир у них был красив и статен. Вот, Семён Олимпович подумал, его б к себе в зятья.
Стали поговаривать люди, что будут раскулачивать – то есть отбирать у богатых добро. Тут и решил Олимпович всех своих работников совсем отделить от себя. Раздал всем по корове, живность всю разделил – у всех были свои дома. Сам оставил себе корову, да немного птиц.
Дочку Полю он выдал замуж за командира Красной Армии Савидова Ефима, того самого, что Колчаковцев догонял. Построил им дом и приданое дал. За огородом стояла мельница Олимповича, но на ней итак всё село мололо зерно.
Началась советская жизнь. Богатых стали раскулачивать. А у Олимповича и взять нечего. Детей было много и еще один дурачок был прибитый в их семье. Он делал всё, что Яковлевна говорила, а идти ему было некуда – сирота. Так члены комиссии посмотрели и убедились, что тут нечего отбирать.
Олимпович совсем запил. Зимой ему часто виделся брат Кирилл. Однажды, ночью, сидя за столом, он был сильно пьян, и ему привиделось, что его зовет Кирилл. Стоят сани, запряжены в лихих лошадей, и сидит там Кирилл и машет рукой, зовет его к себе. Семён быстро встал, одел тулуп, шапку и вышел на улицу. Сел в сани, и кони понесли сами так быстро, что только огни в домах засверкали.
Ехали долго и Семён стал думать, а вдруг это не Кирилл? Потянул руку к брату, а там пусто. Вдруг сани куда-то в яму понесли, Семён только успел сказать: «О, Господи!». Перевернулись сани и Семён полетел куда-то. Потом он приподнялся и стал смотреть, где же он. Но ничего, кроме неба и звёзд не увидел. Тогда он стал карабкаться по сугробу вверх. Долго полз так и наконец вылез, встал, осмотрелся и увидел что село уже очень далеко от него, огни еле блистают вдали. И он пошел на огни. Шапку потерял, когда падал в яму, рукавицы тоже были потеряны.
Продолжение следует…