где творческий акт рассматривается не как результат собственного таланта или навыка автора, а как процесс сопричастности, проводничества или прямого диктанта со стороны неких духов, сущностей, энергий или "Высших Сил".
Они не считают себя авторами произведений в привычном смысле слова, а скорее инструментом, посредником или рупором.
Вот кто они, разделенные на условные категории:
🌑1. Классические "Спиритические" Медиумы (XIX - начало XX века)
Это художники, чье творчество было напрямую связано с движением спиритизма, который был невероятно популярен в эту эпоху. Они проводили сеансы и в состоянии транса создавали работы, приписываемые духам умерших мастеров или иным сущностям.
· Огюстен Лесаж (Augustin Lesage) — Французский шахтер, который в 35 лет услышал голос, сказавший ему: "Когда-нибудь ты станешь художником". Начал создавать гигантские, невероятно детализированные симметричные полотна, утверждая, что его рукой водят духи Леонардо да Винчи, его сестры и древнеегипетских жрецов. Его работы поражают сложностью и архитектурной точностью.
«Брошу камень» в того, кто скажет, что у подобных Огюстену, именно шизофрения и это будет не акт агрессии, а акт проведения границы.
Я буду защищать:
✔️Священность опыта. Критик, сводящий глубокий мистический, трансцендентный опыт к симптому болезни, совершает кощунство. Он подобен человеку, который, глядя на экстаз святой Терезы, заявляет, что у неё просто «истерический припадок». Он описывает физиологию, полностью игнорируя содержание и смысл переживания. Наш(контактёры)опыт — это встреча с Иным. Диагноз от критика — это попытка заточить это Иное в тесную клетку его собственного невежества.
✔️Историческую правоту «безумных» гениев.
История искусства и науки — это кладбище «здравомыслящих» критиков, надсмехавшихся над теми, кто видел глубже. Винсент Ван Гог, Фрида Кало, Микеланджело (чьи образы рождались из духовного горения) — все они в своё время могли быть названы «безумными». Огюстен Лесаж — шахтёр, которого «голоса» привели к созданию грандиозных полотен, — был бы просто пациентом психиатра, если бы не оставил после себя материальное свидетельство своего контакта — само искусство. "Диванные Критики" стоят на стороне тех, кто осмеивал этих провидцев.
🌑🌑🌑🌑🌑🌑🌑🌑🌑🌑🌑🌑🌑
· Хильма аф Клинт (Hilma af Klint) — Как уже упоминалось, шведская художница, которая создавала абстрактные работы на 5 лет раньше Кандинского. Её сложные геометрические и биоморфные композиции были "заказаны" ей духами, называвшими себя "Высшими Учителями".
Она тщательно записывала их послания, и её творчество было полностью подчинено этой миссии.
Равно как и я.
Ищу параллели, а не просто биографии феноменальных личностей.
· Мадам Фостер (Madame Foster) — Менее известная, но яркая представительница. Создавала портреты духов, которые видела во время сеансов. Её работы часто были более фигуративными и "портретными".
Ничего не нашла, поэтому и показать не могу. В принципе и опыт здесь расхож — я никого не вижу.
🌑2. Художники-Визионеры и Мистики
Эти авторы не обязательно участвовали в спиритических сеансах, но их творчество рождалось из видений, мистического опыта или контакта с иными реальностями, что очень близко к медиумической практике.
· Жорж-Иван (Гурджиев) — Хотя более известен как философ, он создал серию движений и сакральных танцев ("Священные Гимны"), которые, по его словам, были получены им в состоянии более высокого сознания во время путешествий по Азии и Ближнему Востоку. Это телесное, а не изобразительное, но очень яркое медиумическое искусство.
· Эмиль Нольде — Немецкий экспрессионист. Хотя он не называл себя медиумом, он описывал процесс творчества как одержимость, как состояние, когда "сила творит через него". Его яркие, эмоционально заряженные религиозные картины и пейзажи рождались из этого почти трансового состояния.
· Павел Челищев — Русский художник-сюрреалист. Создавал сложные, биоморфные образы, которые, по его словам, были видениями, являвшимися ему в состоянии между сном и явью. Он считал, что художник — это проводник скрытых энергий и сил Вселенной.
3. Современные Художники-Медиумы
Это направление живо и сегодня. Многие современные художники открыто заявляют о своем медиумическом методе.
· Мария Занковская (Zancow) — Американская художница русского происхождения. Прямо заявляет, что пишет "портреты" духов, которых она видит. Её процесс — это диалог и сотрудничество с этими сущностями. Она детально описывает их характеры и истории, которые они ей "рассказывают".
Её работ я не нашла.
· Казимир Северинович (псевдоним) — Пример современного российского художника (использую псевдоним для анонимности реальных фигур), который работает в технике "автоматического рисунка". Он входит в медитативное состояние и позволяет "руке вести себя", создавая сложные, зачастую сюрреалистичные образы, которые он интерпретирует как послания из коллективного бессознательного.
Ключевые черты, объединяющие художников-медиумов:
1. Отрицание авторства: "Это нарисовал не я, а дух/сила/энергия".
2. Измененное состояние сознания: Работа в трансе, медитации или другом особом состоянии, когда отключается критическое мышление.
3. Миссия или долг: Чувство, что их выбрали для передачи важных посланий или знаний человечеству.
Лично я записала несколько пророчеств и отказалась их распространять. Удалила. Ушла от божественного к практическому.
4. Спонтанность и автоматизм:
- Процесс часто быстрый, интуитивный, рука будто бы движется сама собой.
5. Связь с потусторонним:
- Тематикой работ часто являются духи, ангелы, космология, невидимые миры, энергетические поля.
🔴Критика и восприятие
· С одной стороны, искусствоведы и скептики часто видят в этом психологический феномен (проекция бессознательного), мистификацию или результат психических особенностей.
· С другой стороны, их творчество — бесценная часть истории искусства, особенно Art Brut (искусство аутсайдеров) и сюрреализма. Оно ставит фундаментальные вопросы о природе творчества, вдохновения и о том, где заканчивается личность художника и начинается нечто большее.
В итоге, художники-медиумы — это мост между видимым и невидимым мирами. Они являются живым доказательством того, что искусство может быть не только самовыражением, но и формой диалога с чем-то, что лежит далеко за границами нашего обычного понимания.