В последнее время цены на оригинальные виниловые пластинки сильно выросли. Далеко не всех любителей данного музыкального носителя такой расклад цен сильно радует. Многим первопрессный винил 50х, 60х и 70х годов уже становится не по карману. Некоторые меломаны сильно ограничили свои покупки, кое-кто перешёл на переиздания, а большинство любителей сейчас, вообще, особо не загоняются и покупают новоделы. И ведь действительно, новодельный винил на первый взгляд сделан очень качественно. В комплект альбома вкладываются дополнительные бонусы в виде плакатов, буклетов, вкладок и открыток. Нередко комплектность дополняют CD, DVD и Blu-Ray. Сам винил для привлекательности часто изготавливают разноцветным. Маркетологи убеждают, что записаны такие пластинки с оригинальных мастер-лент, и звучат они фантастически. Но, самое главное их можно купить совершенно новыми, неигранными. Все современные альбомы продаются запечатанными. И всё это по вполне приемлемым ценам. Многих такая ситуация вполне устраивает. И это вполне нормально. Каждый имеет право на свой выбор. Но, к сожалению, далеко не все любители новодельных дисков могут сидеть на точке ровно. Прайсы оригинальных пластинок действуют на них как красная тряпка на быка. Они считают тех, кто покупает первопрессы по таким ценам чудаками. А наиболее агрессивные называют их чудаками на другую букву и направляют на лечение в «Кащенко».
Справедливости ради, все меломаны, аудиофилы и коллекционеры являются пациентами этого заведения. Только симптомы и диагнозы у всех немного разные. В некоторых палатах находятся грамотные специалисты, которые никогда не истерят, а спокойно изучают матчасть и рынок. Они очень тщательно и разборчиво выбирают для себя нужные пластинки, которые соответствуют их требованиям и карману. А вот в буйных палатах сидят в основном снобы и неофиты, которые нахватались верхушек и строят из себя крутых знатоков. Прошу простить меня простых любителей музыки. Я вовсе ничего не имею против тех, которые слушают новодельные пластинки, и прекрасно понимаю, что сейчас далеко не каждому по карману позволить себе покупать первопрессный винил. Я не согласен только с теми, которые не понимают ценность настоящего оригинального винила, и считают людей, покупающих первопрессы, ненормальными.
Но, действительно ли оригинальные пластинки 50х, 60х и 70х годов такие дорогие? Если не брать в расчёт отдельные раритеты, то цены на первопрессные диски популярных групп тех лет варьируются от 50 до 500 $. Так реально ли это так уж дорого? Ведь пластинок, выпущенных в середине 20го века в коллекционном состоянии, сохранилось не так много. А по сравнению с некоторыми другими предметами коллекционирования старины, данные цены совсем ни о чём.
Давайте попробуем отойти от винила и рассмотрим ситуацию немного шире. В любом виде искусства и коллекционирования оригиналы всегда были в цене. И их стоимость в разы превосходила стоимость копий и подделок. Возьмём, к примеру, филателистов. Ценники на оригинальные редкие марки несопоставимо выше виниловых пластинок, а подделать их в наше время гораздо легче. И, тем не мене, крутые филателисты готовы отдать за ценную марку целое состояние.
А взять нумизматов. Сейчас рынок серебряных монет заполонили китайские копии. Они изготавливаются на 3D принтерах, и отличить копию от оригинала можно только путём хим. анализа. Но оригинальные монеты, всё равно стоят в десятки раз дороже китайских фейков.
А сколько сейчас развелось подделок часов. В основном подделывают часы престижных марок - Rolex, Cartier, Hublot, Longines. Фейки бывают самого разного качества. Встречаются обычные ширпотребные китайские Роликсы, цена которым - копейки. А есть очень качественные экземпляры. Отличить копии от оригиналов таких часов могут только эксперты. Причём встречаются такие копии, детали которых даже более качественные, чем у оригинальных изделий. И, тем не менее, настоящие брендовые часы, стоят всё равно в разы дороже.
А теперь давайте перенесёмся в мир художественных ценностей и антиквара. Там разница в цене между копией и оригиналом может быть просто космической. Вспоминаю времена, когда в советское время в киосках союзпечати продавались репродукции «Джоконды» Леонардо Да Винчи. Стояли они тогда какие-то копейки. А оригинал этой картины бесценен и люди едут в Лувр за тысячи километров, чтобы просто взглянуть на этот шедевр. Понимаю, что такое сравнение не совсем корректное. Одно дело оригинал, написанный кистью мастера, а другое дело типографская копия. Хотя, я далеко не уверен, что при беглом взгляде, простой обыватель сможет отличить оригинал от типографской копии. Но ведь репродукции бывают не только типографские. Есть копии, списанные с подлинника очень талантливыми художниками. Такие копии специально состаривают, и тогда отличить их от оригинала сможет далеко не каждый искусствовед. Иногда даже на таких солидных аукционах как Сотбис и Кристи возникают скандалы, когда владельцы приобретённых полотен сомневаются в их подлинности. И далеко не все экспертные группы сходятся по этому поводу в едином мнении. Например, картина «Спаситель мира» ранее приписывалась одному из учеников Леонардо Да Винчи. В начале XXI века это полотно за 10 тысяч долларов купила группа искусствоведов. Спустя небольшое время они доказали, что это подлинник Леонардо. После этого цена на данное полотно резко возросла, и последний его владелец - принц Саудовской Аравии Бадр бен Абдулла бен Мухаммед бен Фархан Аль Сауд, отвалил за него, ни много, ни мало – 450 миллионов долларов.
А помните известный сериал – «Следствие вели знатоки»? Там в одной из серий талантливый ювелир, которого играл Николай Караченцов, изготавливал фейки изделий Фаберже. Он ставил на них оригинальное клеймо мастера, и ни один эксперт не мог выявить подвох. Все считали эти ювелирные изделия оригинальными. Так вот этот сюжет имел под собой реальную историю. Во времена СССР на таможне был задержан пассажир, пытавшийся вывезти из страны 13 ценнейших предметов Карла Фаберже. Искусствоведы подтвердили их подлинность. В результате было заведено уголовное дело, которое определило, что подлинным было только само клеймо мастера. А сами изделия никакого отношения к Фаберже не имели. Но они были настолько искусно сделаны, что по своей художественной ценности нисколько не уступали ювелирным украшениям самого Фаберже. Занимался такими подделками Михаил Монастырский. Он создал целые цеха по изготовлению данных копий. Его подделки и сейчас иногда всплывают на аукционах Сотбис. Но, несмотря на высочайшую художественную ценность, в цене они всё равно заметно уступают оригинальным изделиям самого Фаберже.
Честно говоря, я и сам не могу согласиться с такой несправедливостью. Но, хотим мы этого, или нет, оригиналы в любом виде искусства и коллекционирования всегда будут стоить намного дороже и со временем только расти в цене.
Но, вернёмся к виниловым дискам. Я считаю, что у коллекционеров винила перед коллекционерами других предметов есть большое преимущество. Ведь пластинками можно не просто обладать и хранить на полке. Их можно ещё и слушать. И главное их достоинство, конечно – звук!
А подделывать можно всё, что угодно. Виниловые диски тоже часто подделывают. Чтобы расставить точки над I хочу рассказать какие бывают оригиналы, переиздания и подделки виниловых пластинок.
Начну с того, что перед оригинальным выпуском тиража, бывают ещё пред тиражные издания. Существуют пробные диски, так называемые ацетаты. Они состоят из алюминиевого диска с покрытием нитроцеллюлозного лака. На них напрямую наносится нарезка звуковых дорожек, для тестирования качества записи звукорежиссёрами. Такие диски бывают односторонними и двухсторонними. Надписи на их этикетки наносятся вручную или на пишущей машинке. Ацетаты нарезаются всего в нескольких экземплярах, и стоимость их всегда очень внушительная.
Существуют тест-прессы, которые изготавливаются уже штамповкой на виниле с пробных матриц, чтобы мастер-инженер мог выявить брак нарезки. Этикетки на них могут быть просто белыми, а надписи нанесены вручную или напечатанные на печатной машинке. Иногда этикетки бывают шаблонные, но не дизайна тиражного лейбла. Матрицы на данных тест-прессах могут быть более ранними, чем тиражные. Такие тест-прессы производились тоже в единичных экземплярах и стоят они очень дорого.
Есть ещё промо-копии, которые реализовались впереди основного тиража для фан клубов и радиостанций. Этикетки их часто тоже были белого цвета, но уже с дизайном фирменного лейбла. Изготавливались они уже в большем количестве, но, по любому, намного меньше основного тиража. Поэтому, их стоимость часто тоже превышает стоимость диска первого тиражного пресса.
Наконец-то, мы добрались до основного тиражного экземпляра. Диск, отпечатанный с первых тиражных матриц, считается первопрессом. Но здесь тоже есть свои нюансы. Как правило, оригиналом принято считать диск, изданный с первых матриц в стране, которая является родиной музыкантов. Но, исключения есть и в этих случаях. Например, первые альбомы таких легендарных английских групп, как Led Zeppelin и Deep Purple, готовили для американского рынка. И их дебютные альбомы сначала вышли в США, а уже позже в Англии. Поэтому, в данном случае, оригиналом можно считать и американский диск и английский. Настоящие коллекционеры, как правило, имеют у себя на полках оба издания. Следует ещё добавить, что первопресс, помимо первых тиражных матриц и лейбла с первым дизайном, должен иметь полную оригинальную комплектацию. Внешние и внутренние конверты первых выпусков, а так же все вложения - плакаты, буклеты, вкладки, открытки, стикеры. (Если они, конечно, комплектовались с альбомом.) Такие издания всегда будут очень дорогими и только расти в цене.
Следует отметить, что популярные альбомы 60х и 70х годов часто переиздавались. И их ранние переиздания по звуку и коллекционной ценности не сильно отличаются от оригинала. Но это касается только изданий, вышедших в тот же год или годом позже. Они, как правило, отпечатывались с тех же матриц и звук у них был почти идентичный.
Переиздания, вышедшие через два-три года, довольно часто имели уже новый мастеринг. Лейбл у них мог быть с другим дизайном, а полиграфия часто была отпечатана на других типографиях. Такие издания тоже ценятся у филофонистов. Но, коллекционная ценность у них уже значительно ниже и рыночная стоимость тоже.
Переиздания 80х годов уже нередко имели цифровой мастеринг. Изготавливались они в бюджетном варианте (без разворотов, плакатов и буклетов.) Пластинки имели меньшую массу, да и сам поливинилхлорид был более низкого качества. Стоимость переизданий 80х годов намного ниже оригиналов.
В 90е годы началась цифровая эра и рынок виниловых пластинок пошёл на спад. Даже альбомы, выходившие в те годы, на виниле издавались крайне редко, а старые альбомы официально почти не переиздавались. Но ключевое слово здесь – официально. Неофициальных переизданий в 90е годы у нас в стране была целая тьма. Это было время винилового пиратства. Музыкальный рынок заполонили пластинки - «Антроп», «Русский диск», безымянные Ташкентского завода. Данные пиратки записывались с компакт-дисков, и никакой аудиофильской и коллекционной ценности не имели.
В нулевые годы 21го века официальных переизданий на виниле тоже почти не было. Но, пираты и тогда не сидели на месте. В то время рынок заполонили неофициальные переиздания раритетных пластинок фирмы Akarma. К аналоговому звуку они так же не имели никакого отношения и к коллекционной ценности тоже.
В десятые годы, на волне возросшего интереса к винилу, альбомы 60х и 70х годов вновь начали переиздаваться официально. Но было ли это достойной заменой старых пластинок? Конечно же, нет! Несмотря на сказки про нарезку лакеров с оригинальных мастер-лент, разноцветный винил и дополнительную полиграфию, к оригинальному аналоговому звуку, эти переиздания никакого отношения не имели. Большинство мастер-лент и оригинальных матриц к тому времени было утеряно. Старое заводское оборудование к тем годам тоже ликвидировали. Многих звукозаписывающих фирм уже не существовало. Поэтому, за исключением нескольких, специальных аудиофильских изданий, основная масса современных переизданий альбомов 60х и 70х годов, оставляет желать лучшего.
И, тем не менее, официальные переиздания, какими бы они не были, имеют право на существование. Но кроме них сейчас рынок заполонили бутлеги. Неофициальные издания популярных групп встречались и раньше. Но в 70е и 80е годы это были единичные экземпляры, которые, неофициально издавались на обычных заводах. Не нужно путать их с приватными изданиями. Приватные издания вполне официальные. Просто малоизвестные коллективы иногда записывали и издавали свои альбомы на свои деньги на малых, независимых лейблах. Тиражи их были очень небольшими, и качество записи таких приватов всегда было отменным. А вот качество записи бутлегов, часто оставляло желать лучшего. И если раньше они ещё могли быть пригодными для прослушивания, то многие современные фейки могут использоваться лишь как сувениры.
Ещё как сувениры могли использоваться пикчер-диски. Они тоже в наше время заполонили виниловый рынок. К самому винилу пикчеры никакого отношения не имеют, так как нарезка с записью у них находится на специальной тонкой плёнке, которая впрессовывается к прозрачному диску с фотографией альбома. Звук на пикчерах, как правило, плоский и шумный.
В последнее время стали часто встречаться поддельные диски. Если обычные бутлеги издавались на левых лейблах и матрицы их отличались от оригинальных, то сейчас научились подделывать не только полиграфию, но и гравировку матриц. Мне встречались немецкие подделки альбомов 70х годов, выпускавшихся на лейбле Vertigo Swirl. У них были не только оригинальные лейблы и номера, но и оригинальные матричные данные. Определить подлинность таких фейков можно только по характеру шрифта и расстоянием на сгонах между дорожками и этикеткой. Отличить на вид копию от оригинала в этих случаях может только эксперт.
Подделывают в наше время почти всё - внутренние и внешние конверты, плакаты, буклеты, этикетки, сам винил с его матричными данными. Но сам звук подделывать ещё не научились. Оригинальный аналоговый звук первопрессов 50х, 60х и 70х годов подделать невозможно! Поэтому, любой опытный меломан с хорошим слухом легко по звуку отличит оригинальную пластинку тех лет, от современных, цифровых новоделов. На хорошей системе, заточенной под цифру, современные диски тоже будут звучать вполне прилично. К тому же, не все новоделы так уж плохи. Встречаются очень удачные ремастеры и ремиксы. Например, мне недавно порекомендовали приобрести и послушать ремикс 2018го года альбома Pink Floyd – “Animals”. Я его внимательно послушал, и надо сказать, что звучит он, действительно, очень хорошо. Балансировка инструментов и вокала у этого ремикса немного иная, характер звука тоже другой. На первый взгляд, звук его кажется более яркий, звонкий и детальный, чем у оригинала.
Но когда я сравнил его со своими английскими первыми прессами заводов EMI и Orlake с матрицами A-2U/B-2U, всё встало на свои места. Всё же оригинальный звук более мягкий, живой и реалистичный. И если мне в дальнейшем захочется переслушать этот альбом, я поставлю на иглу оригинал.
Так, что, как бы хорошо не звучали современные ремастеры и ремиксы, они никогда не повторят тот звук, который был задуман и записан самими музыкантами и звукорежиссёрами тех лет. Именно поэтому оригинальные виниловые пластинки всегда будут цениться на музыкальном рынке и только расти в цене.