Продолжаю делиться впечатлениями от октябрьской поездки в Стамбул. В прошлой публикации рассказала о том, какая валюта мне пригодилась. Теперь обсудим вопрос передвижения.
Общественный транспорт Стамбула
Система общественного транспорта в Стамбуле очень развитая. Автобусы, троллейбусы, метро, мармарай, фуникулеры, паромы… Выбор достаточно велик. Но что, на мой взгляд, самое важное - такая разветвленная сесть позволяет бюджетно и вполне комфортно добраться в любую часть города. За девять дней нам ни разу не пришлось воспользоваться такси. В общей сложности на общественный транспорт Стамбула я потратила около двух тысяч рублей. Сюда входят и проезд на пароме на Принцевы острова, и дорога из аэропорта, и ежедневные поездки на метро.
Оплата проезда в Стамбуле
Чтобы воспользоваться общественным транспортом, необходимо приобрести билет. Купить разовый проездной можно в терминалах Biletmatik. Они расположены у каждой остановки или станции. Желтые автоматы принимают только наличные (до 100 лир) и не дают сдачи. В синих проходит оплата как бумажными деньгами (до 200 лир), так и картой. Кроме того, они выдают сдачу.
Приобрести билет можно сразу на несколько поездок - 2, 3, 4, 5 и 10. Однако нужно учитывать следующий момент: так как стоимость в разных видах транспорта отличается, то одно перемещение иногда идет по цене нескольких. Например, вы проехали в метро – ушла одна поездка, а прокатились на пароме – сняли две или даже четыре (в зависимости от протяженности маршрута).
Поэтому если собираетесь пользоваться транспортом часто, то стоит обзавестись Istanbulkart. Это наиболее удобный и экономный способ оплаты. Сама карта стоит 165 лир – около 330 рублей (по действующему на октябрь 2025-го курсу) и пополняется на любую сумму.
Как купить Istanbulkart
Купить проездной несложно. В терминале нужно выбрать русский язык (иконки с флагами вы точно не пропустите), затем автомат предложит приобрести разовый билет, пополнить счет или купить Istanbulkart. Выбираете последний пункт и вносите деньги, после чего терминал выдает карту: она упадет в отсек внизу. Чтобы пополнить проездной, нужно положить Istanbulkart на считывающее устройство (сбоку от экрана, где отражаются все манипуляции). Затем проделываете те же действия, что и при покупке, только выбираете пополнение. Кстати, поместив таким образом карту на терминал, вы можете узнать текущий баланс.
Еще стоит сказать, что проездной неименной. То есть одной картой вправе пользоваться разные люди.
В интернете можно встретить информацию о покупке и пополнении Istanbulkart через сайт или приложение. При этом пользователи отмечают, что работают сервисы нестабильно и интерфейс только на турецком языке. Сама я не пробовала разбираться в этом вопросе, очный формат показался мне более удобным.
Виды транспорта в Стамбуле и цены
Чаще всего мы передвигались на метро. Оно работает с шести утра и до полуночи. Некоторые линии по пятницам и субботам функционируют ночью. Одна поездка по транспортной карте обходилась в 35 лир – 70 рублей.
Если нужна пересадка на другую ветку, придется раскошелиться снова: переходы платные. Кроме того, на некоторых направлениях стоимость проезда может отличаться. Например, до аэропорта мы добирались сначала по М2 за те самые 35 лир, а потом по М11. И здесь нам требовалось заплатить уже 53 лиры.
Навигация в метро в целом понятная. Рядом с платформами расположены экраны, на которых написано время отправления поезда. Правда, на указателях только конечные станции. Чтобы разобраться, в какую сторону ехать, придется порассматривать схемы на стенах.
Мармарай – это такая городская электричка, которая соединяет европейскую часть Стамбула с азиатской. Очень быстрый и даже более комфортный по сравнению с метро вид транспорт. Проезд в нем – 60 лир.
Попасть с одного берега города на другой можно паромом. До сих пор жалею, что мы так мало катались на нем. Просто переплыть залив стоит тоже в районе 60 лир. А, например, водная часть дороги на Принцевы острова обошлась в 114 лир.
На автобусе ездила только в Белградский лес. Цена проезда, как и в метро – 35 лир. Обе машины, на которых мы добирались туда и обратно, выглядели прилично. В транспорте висело табло с указанием остановок.
Поездка в трамвае рассчитывается по аналогичному тарифу. Но скажу сразу: попасть в рельсовый транспорт, который ходит по исторической части Стамбула, – это целый квест. Толпы людей. Вам буквально придется втискиваться и проталкиваться. Мы лишь раз смогли прокатиться на трамвае, потому что ехали от конечной остановки.
Как выбрать маршрут и вид транспорта
Совет будет совершенно банальным – стройте маршрут в навигационных сервисах. Мы пользовались «Яндекс Картами». И в целом они ни разу нас не подвели. Когда присмотритесь к городу и начнете ориентироваться, сможете прокладывать дорогу уже самостоятельно.