Найти в Дзене
Arzamas

Важнейшая молитва зороастрийцев

Как суждение должно быть выбрано миром, и так суждение в согласии с истиной о действиях добра по всему миру назначается Мудрому и власть — на Господа, которого они поставили пастырем для нуждающихся. Эта молитва называется Yatha Ahu Vairyo, или «Ахунавар». Зороастрийская теологическая традиция восходит к двум языкам. Один из них — авестийский, названный в честь «Авесты», наиболее раннего корпуса священных текстов зороастризма, другой — среднеперсидский язык сасанидского Ирана. Yatha Ahu Vairyo — это название молитвы на авестийском языке, а «Ахунавар» — на среднеперсидском. Молитва содержится в «Ясне». Есть большой корпус священных текстов зороастризма, который называется «Авеста», а «Ясна» — это его наиболее ранний компендиум. Хронологически Yatha Ahu Vairyo относится ко времени наиболее ранних учеников пророка Зороастра, или Заратуштры, который жил либо в 1800–1600 годах до нашей эры, либо в VI веке до нашей эры. Более ранняя датировка считается предпочтительной в научном сообществе.
Как суждение должно быть выбрано миром, и так суждение в согласии с истиной о действиях добра по всему миру назначается Мудрому и власть — на Господа, которого они поставили пастырем для нуждающихся.

Эта молитва называется Yatha Ahu Vairyo, или «Ахунавар». Зороастрийская теологическая традиция восходит к двум языкам. Один из них — авестийский, названный в честь «Авесты», наиболее раннего корпуса священных текстов зороастризма, другой — среднеперсидский язык сасанидского Ирана. Yatha Ahu Vairyo — это название молитвы на авестийском языке, а «Ахунавар» — на среднеперсидском.

Молитва содержится в «Ясне». Есть большой корпус священных текстов зороастризма, который называется «Авеста», а «Ясна» — это его наиболее ранний компендиум.

Хронологически Yatha Ahu Vairyo относится ко времени наиболее ранних учеников пророка Зороастра, или Заратуштры, который жил либо в 1800–1600 годах до нашей эры, либо в VI веке до нашей эры. Более ранняя датировка считается предпочтительной в научном сообществе.

Эта молельная формула является ключевой из-за появления разных священных текстов, которые формируются уже во времена политического главенства ислама на территории современного Ирана. Оставалось все меньше священников и возможности вербальной передачи молитв.

Существует много священных текстов, которые были написаны уже после исламского завоевания Ирана в VII – VIII веках. Например, космогоническая книга «Бундахишн» на среднеперсидском языке: она повествует о создании мира. В начале книги читатель сталкивается с мифом, согласно которому существует свет, и внутри света существует Бог Ахурамазда. Ахурамазда — это Владыка Мудрости (на авестийском языке), или Ормезд (на среднеперсидском). В темноте существует Ангра-Майнью (на авестийском), или Ахриман (на среднеперсидском). Ахриман в своей злой воле задумывает разрушение мира и пытается выйти из темноты. И Ормезд читает молитву — как раз Yatha Ahu Vairyo. Она заставляет Ахримана впасть в оцепенение на три тысячи лет.

Также значение Yatha Ahu Vairyo подчеркивается в книге «Денкарт» — сборнике различных верований и обычаев, который описывает, как зороастрийцы видели мир вокруг себя примерно после исламского завоевания Ирана. Yatha Ahu Vairyo упоминается и в книге «Видевдат» — про то, каким образом функционируют ритуальные правила чистоты и загрязнения, как нужно обходиться с мертвецами, блюсти ритуальную чистоту.

И «Денкарт», и «Бундахишн», и «Видевдат» относятся к постисламскому периоду иранской зороастрийской истории, и все они содержат указания на важнейшую роль Yatha Ahu Vairyo как первой молитвы, которую произнес Бог. Она и до сих пор имеет центральное значение как для исследователей корпуса священных текстов зороастризма, так и для современных последователей этой религии.

Если вы верующий зороастриец, предполагается, что вы на протяжении дня пять раз читаете молитвы. Часть различных молельных формул включают в себя Yatha Ahu Vairyo.

Переводы Yatha Ahu Vairyo довольно противоречивы. Наиболее ранний звучит так:

Воля Господа — это закон справедливости. Дары благого разума — для деяний, совершенных в этом мире для Мазды. Тот, кто помогает бедным, делает Ахуру царем.

Исследовательница Мэри Бойс предложила такой вариант:

Как учитель, так и судьи должны быть избраны в соответствии с истиной. Установите силу поступков, вытекающих из жизни, прожитой с благой целью, для Мазды и для Господа, которого они сделали пастором для бедных.

Существуют также перевод норвежского ученого Октора Шерву:

Как суждение должно быть выбрано миром, и так суждение в согласии с истиной о действиях добра по всему миру назначается Мудрому, — [то есть Господу, Мазде] — и власть — на Господа, которого они поставили пастырем для нуждающихся.

Современный ученый Жан Келленс вообще полагает, что наиболее древние из священных текстов представляют собой ритуальную форму вокруг жертвоприношения коровы. Это обуславливает совершенно другое прочтение молитвы.