Том 2, часть 5, главы 1-5
Комментарий
Герои «Войны и мира» живут обычной жизнью, заняты своими семейными проблемами, радостями, разочарованиями. Мало кто задумывается о происходящих в Европе событиях.
Но Пьер Безухов интересуется политикой, вмешательством французов в дела других государств. Отношение к Наполеону у него меняется: «Наполеон Бонапарт был презираем всеми до тех пор, пока он был велик, и с тех пор как он стал жалким комедиантом – император Франц добивается предложить ему свою дочь в незаконные супруги».
В данном случае Толстой говорит об австрийском императоре Франце I, к дочери которого решил посвататься Наполеон. Меткое ироничное выражение Пьера «незаконная супруга» объясняется тем, что Наполеон, хоть и провозгласил себя императором Франции, всё же не принадлежал к особам королевского рода.
Столь же иронично Пьер называет Наполеона «комедиантом» за его непомерное честолюбие и стремление достичь цели любой ценой.
Отношение Безухова к масонам, которые на словах провозглашают любовь к ближнему, а на деле «не платят по одному рублю на сборы для бедных», тоже изменилось.
И в личной жизни Пьер по-прежнему был разочарован. У Элен постоянно менялись увлечения, от мужа она требовала лишь средств на своё свободное и роскошное существование.
«В начале зимы князь Николай Андреевич Болконский с дочерью приехал в Москву.
Князь очень постарел в этот год. В нём появились резкие признаки старости: неожиданные засыпания, забывчивость ближайших по времени событий и памятливость к давнишним…
В последнее время в Москве… жизнь сделалась очень тяжела для княжны Марьи. Она была лишена тех своих лучших радостей – бесед с божьими людьми и уединения, которые освежали её в Лысых Горах, и не имела никаких выгод и радостей столичной жизни.
Срок возвращения князя Андрея и его женитьбы приближался, а его поручение приготовить к тому отца не только не было исполнено, но дело, напротив, казалось совсем испорчено, и напоминание о графине Ростовой выводило из себя старого князя, и так уже большую часть времени бывшего не в духе.
Новое горе, прибавившееся в последнее время для княжны Марьи, были уроки, которые она давала шестилетнему племяннику. В своих отношениях с Николушкой она с ужасом узнавала в себе свойство раздражительности отца. Сколько раз она ни говорила себе, что не надо позволять себе горячиться, уча племянника, почти всякий раз… ей так хотелось поскорее, полегче перелить из себя своё знание в ребёнка, уже боявшегося, что вот-вот тётя рассердится, что она при малейшем невнимании со стороны мальчика вздрагивала, горячилась, возвышала голос, дёргала его за ручку и ставила в угол. Поставив его в угол, она сама начала плакать над своею злой, дурной натурой, и Николушка… выходил из угла, подходил к ней и отдёргивал от лица её мокрые руки и утешал её».
Комментарий
Старый князь Болконский отмечал свои именины в узком кругу, пригласив только тех людей, которых считал достойными.
Среди гостей был граф Растопчин, прототипом которого является граф Ф.В. Ростопчин (Толстой у своего героя изменил одну букву в фамилии).
Реальный Ростопчин – государственный деятель, фаворит Павла I, попавший в опалу при Александре I. Фёдор Васильевич был известен как большой патриот, критиковавший дворян за приверженность ко всему иностранному, в первую очередь - за галломанию. На обеде у князя Болконского он высказывался открыто: «Бонапарт поступает с Европой как пират на завоёванном корабле… Посмотрите на нашу молодёжь, посмотрите на наших барынь. Наши боги – французы, наше царство небесное – Париж. Костюмы французские, мысли французские, чувства французские!»
Взгляды Растопчина полностью разделял князь Болконский.
«Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала…
Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру…
Пьер находился в приятном послеобеденном состоянии духа.
- Давно вы знаете этого молодого человека, княжна?
- Какого?
- Друбецкого. Что, он вам нравится?
- Да, приятный молодой человек… Отчего вы у меня это спрашиваете?
- Оттого, что я сделал наблюдение: молодой человек обыкновенно из Петербурга приезжает в Москву в отпуск только с целью жениться на богатой невесте… Он теперь в нерешительности, кого ему атаковать: вас или mademoiselle Жюли Карагину… Пошли бы вы за него замуж?
- Ах, боже мой, граф! Есть такие минуты, что я пошла бы за всякого… как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что ничего не можешь для него сделать, кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно – уйти, а куда мне уйти?
Вся весёлость Пьера исчезла. Он… просил её поверить ему своё горе; но она только повторяла, что просит его забыть то, что она сказала… и что у неё нет горя, кроме того, которое он знает – горя о том, что женитьба князя Андрея угрожает поссорить отца с сыном.
Княжна Марья сообщила Пьеру свой план о том, как она, как только приедут Ростовы, сблизится с будущей невесткой и постарается приучить к ней старого князя».
Комментарий
Толстой представил контрастные судьбы своих героев. Княжна Марья посвятила себя близким – отцу, брату, племяннику. Тяжёлый характер отца делал её жизнь трудной, иногда невыносимой, но она продолжала заботиться о семье и смиряла приступы отчаяния.
Её подруга Жюли Карагина, тоже засидевшаяся невеста, продолжала попытки устроить личную жизнь. После смерти братьев она осталась богатой наследницей.
В числе искателей её руки оказался Борис Друбецкой – человек исключительно корыстный и практичный, когда дело касалось карьеры или устройства личной жизни. Ещё в первом томе Толстой говорил о нём: «… Борис во время похода сделал много знакомств с людьми, которые могли быть ему полезными, и через рекомендательное письмо… от Пьера, познакомился с князем Андреем Болконским, через которого он надеялся получить место в штабе главнокомандующего».
Борис Друбецкой был приглашён на именины старого князя Болконского и с большим интересом разглядывал княжну Марью, так как она тоже была богатой невестой. Княжна не проявила к нему должного внимания, и Борис сразу переключился на её подругу.
Анна Михайловна Друбецкая всячески подталкивала сына к решительному шагу. Борис рядом с Жюли играл модную роль меланхолического поклонника, но медлил с предложением, так как не любил Жюли и испытывал к ней неприязнь.
«Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжёлой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употреблённые как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого… оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твёрдым намерением сделать предложение».