Найти в Дзене

В чем опасность презрения

Презрение отличается от других чувств тем, что это "холодная эмоция" , лишающая человека чуткости и любви к людям Если относиться ко всем людям как к существам, совершенно равным себе и друг другу, то все поводы, обусловленные заботою о своем "Я" для неприязни к людям, отпадают и выдвигается на первый план любовное участие в чужой жизни, желание помочь всем, чем можешь. А вот осуждение людей, презрение к ним как к глупым и недостойным нас, их прилюдное обесценивание ведет к отречению от любви и к отделение себя от других. И на все это Спаситель указывал нам  как на глубинные причины греха презрения к людям, в основании которого лежит гордыня, то есть самость, эгоцентризм и непонимание того, что человек един со своим Творцом на высшем уровне. Противопоставляя свою отдельность от людей и волю воле Божественной, мы закрываемся от Бога и Его любви к нам, а потом сами же и страдаем от этого, виня кого угодно, но только не себя самого.  В понимании православного христианства презрение ест

Презрение отличается от других чувств тем, что это "холодная эмоция" , лишающая человека чуткости и любви к людям
Презрение отличается от других чувств тем, что это "холодная эмоция" , лишающая человека чуткости и любви к людям

Если относиться ко всем людям как к существам, совершенно равным себе и друг другу, то все поводы, обусловленные заботою о своем "Я" для неприязни к людям, отпадают и выдвигается на первый план любовное участие в чужой жизни, желание помочь всем, чем можешь. А вот осуждение людей, презрение к ним как к глупым и недостойным нас, их прилюдное обесценивание ведет к отречению от любви и к отделение себя от других. И на все это Спаситель указывал нам  как на глубинные причины греха презрения к людям, в основании которого лежит гордыня, то есть самость, эгоцентризм и непонимание того, что человек един со своим Творцом на высшем уровне. Противопоставляя свою отдельность от людей и волю воле Божественной, мы закрываемся от Бога и Его любви к нам, а потом сами же и страдаем от этого, виня кого угодно, но только не себя самого. 

В понимании православного христианства презрение есть, прежде всего, проявление высокомерия. Ведь как иначе можно объяснить, почему один человек начинает испытывать неприятие к другому? Или даже хуже — отказывает через презрение ближнему ему в самой возможности считаться человеком. И речь идёт не о неприятии каких-то конкретных поступков, а о неприязненном отношении к самой личности человека.

Причина подобного поведения заключается в том, что тот, кто начал осуждать и презирать ближнего уже  поставил себя выше, умнее, посчитал себя лучше и совершеннее. А это значит нет в его сердце какого-либо участия, милосердия и любви к ближнему, к сожалению. 

Но вот что важно: человек, вне зависимости от того, что он сотворил со своей жизнью, как он исказил себя грехами, по-прежнему остаётся творением Божиим. И получается, если мы презираем ближнего, — мы презираем и его Создателя. Это, во-первых. А во-вторых, в тот самый миг, когда мы позволяем себе судить и испытывать презрение к окружающим, мы оказываемся в ловушке. Ведь ровно то, в чём нам так хочется укорить других уже есть в нас самих или  обязательно и неминуемо проявится и станет нашим недостатком. Таков закон духовной жизни: каким судом судите, таким и вас судить будут. Или, выражаясь словами Евангелия: "Какой мерой отмеряете другим, такой будет отмеряно и вам".

В глубине души мы прекрасно понимаем, что унижая и оскорбляя человека, совершаем грех и обрекаем себя на то, что в будущем сами можем в любой момент оказаться в состоянии униженных и отверженных, лишённых любви и уважения. Как говорится в народе: от тюрьмы и от сумы никто не застрахован. И именно этот страх оказаться на месте другого, нами униженного и оскорбленного человека, мешает нам обрести здоровое спокойствие в душе.

Внутренний голос совести нам подсказывает и мы прекрасно осознаем, что не правы, но предпочитаем до поры до времени не бороться со своим злорадным критикантством и привычкой этим выделяться.

Порой мы и не замечаем, что выражаем свое  мнение унижая человека сарказмом, неприличной шуткой, чтобы подчеркнуть свое превосходство, остроумие,  этим выделяя себя из толпы и считаяя тем отдельным человеком, который не нуждается в единении с людьми и имеет право критиковать и смеяться над другими. 

А ведь для Бога все едины, хотя своеобразны и любит всех нас Бог одинаковой безусловной любовью, никого не выделяя. 

Чтобы почувствовать то, что ощущает человек, нами выставленный как глупый или как объект насмешки, надо иметь чуткую душу. Когда мы ставим кого-то в неловкое унизительное положение, человек с болью в душе ощущает незаслуженное к себе отношение, он внутри себя испытывает страдание, вполне сравнимое с хлёстким ударом по лицу вроде пощечины, унижающей его человеческое достоинство.

Ему хочется сгореть от стыда или защититься, но не все способны осадить наглеца, защитив свои личные границы, что тоже не всегда бывает уместно. Иногда лучше проигнорировать обидное замечание и промолчать, особенно если обидчик привычно бестактен и вразумить его невозможно: в нем явно прослеживается позиция не Взрослого, а наказывающего Родителя, все знающего, все оценивающего, привыкшего контролировать.

 Он не понимает, что такого рода насмешки неприятны другому, так как душа его черства, в ней нет места для эмпатии, сострадания и любви, так как она полна злобы, агрессии к миру и низкочастотных энергий. И для того, чтобы человек это осознал, Высшие силы неминуемо поставят его на место униженного или оскорбленного им человека. Так нас учат чувстврвать состояние другого человека, учат любви и милосердию. .

 Презрение к людям нужно воспринимать как убийство человека на духовном уровне, в отличие от безусловной любви, которая способна возродить душу самого падшего.  

О презрении речь, в частности, идёт в отрывке из 18-й главы Евангелия от Луки, в котором говорится, что два человека вошли в храм помолиться: один из них был фарисей, а другой мытарь, сборщик налогов в пользу Рима, вызывающий у людей презрение в том обществе. Фарисей благодарил Бога за то, что он не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот,  стоящий поодаль от него, мытарь. Он хвалился перед Богом, что постится два раза в неделю, дает десятую часть из всего, что приобретает. 

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, молился так: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Христос нам говорит в этой притче: "Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится." 

Что мы видим? Обе молитвы Господь слышит. Но первая (фарисейская) вдруг утрачивает какую-либо спасительную, оправдывающую силу ровно в тот момент, когда фарисей выражает презрение к мытарю. До того его молитва, пусть и горделивая, Богом не отвергалась. Но как только из уст фарисея прозвучали слова презрения, всё хорошее, что он совершил, превратилось в ничто. А вот грешный, но смиренный мытарь ушёл из храма согласно притче более оправданным. Потому что ни над кем не превозносился, проявил кротость и почитал за огромное счастье, что его, грешника, вообще пустили в храм и дали возможность обратиться к Богу с молитвой.

Чему учит нас Христос в прозвучавшей притче? В первую очередь тому, что смысл духовной жизни в православном понимании состоит в уподоблении Спасителю. А Сын Божий призвал нас быть не только милосердными и любящими, а ещё и мудрыми. То есть теми, кто способен отделить человека от его греха, от ошибок. Сам Спаситель никогда к грешникам не испытывал презрения. Он и во время земного служения, и сегодня любит каждого человека, желает для него только лучшего — спасения души. И Христос всегда  помогает нам, иногда воодушевлением или поощрением, а иногда и крепким вразумлением, стараясь вести нас в нужном и праведном направлении.

 Единственное, что может нас отделить от любви Сына Божьего, это презрение, основанное на гордыне, то есть непослушании Богу. Потому Бог гордым противится, а смиренным подаёт благодать.

Таким образом, можно рассматривать грех презрения как специфическое проявление враждебности, когда один человек испытывает не просто отвращение к другому, но и не стесняется ярко и прилюдно выражать свое пренебрежение, неуважение к нему, демонстрируя это и словами, и мимикой лица, и своими действиями, полными сарказма или неуправляемой ненависти. 

Пусть нас что-то раздражает в человеке и даже "бесит" его отличие от нас самих, но презирая другого мы фактически раним его самолюбие, уничтожаем его самооценку и это для нас не останется безнаказанным. Надо уметь увидеть образ Божий и страдающую душу в любом человеке и проявлять уважение ко всякому, не унижая его человеческое достоинство, ведь он, как и каждый из нас создан по такому же принципу, что и мы, то есть по образу и подобию Бога и его Господь также любит, как и нас.

Надо постараться принять эту мысль и убрать из души через глубинное покаяние пагубное влияние на нас греха презрения и отречения от любви к людям. Следует всегда помнить о своих  несовершенствах и научиться принимать всех людей благожелательно, без осуждения за недостатки или их поведение, как равными перед Богом. Будем стараться найти в каждом положительные черты характера и те дары и  достоинства, которыми наградил их Бог и которые мы могли бы перенять на пользу своей душе. 

Мы ведь можем поставить перед собой задачу учиться осознанно контролировать себя, следить за своими мыслями, словами, поступками, стремясь бережно относиться к людям, проявляя такт, великодушие, доброжелательность и миролюбие и этим сохранять душу в чистоте, не допуская действия в нас греха гордыни, ведущего к низкочастотному падению через проявление высокомерия, высокоумия, осуждения и презрения. Мы понимаем, что такое поведение недопустимо для христианина, так как ведет к повышенной агрессии и претензиям не только к людям, но и к миру в целом, что по закону бумеранга обязательно вернется к нам, чтобы научить милосердию.

Когда унижают нас самих, надо принять это как призыв Бога заниматься спасением своей души через выработку умения прощать, а не злиться, и не наживать себе врагов, не мстить обидчику, оборвав цепь зла, не пустив его в себя.

Надо молиться и просить Господа не только слышать наши просьбы, но и укрепить нас в вере, трудолюбии, в работе над своим греховным поведением, в росте любви к людям и принятии всех без негатива и осуждения. Полезно также и выработка самоуважения,  принятие своей уникальности в положительном ключе,  чтобы не казнить себя за грехи, а ощущать радость и интерес к жизни, дающей нам время и возможность измениться, очиститься от греховных энергий, развить в душе те необходимые нам душевные и духовные качества и добродетели, которые раскроют и подчеркнут в нас индивидуальность и харизматичность, значимость для окружающих. А все это даст возможность почувствовать свою  эмоциональную целостность и желание поделиться ею через  сопереживание и умение строить продуктивные взаимоотношения с людьми, основанными на любви, гармонии, взаимном наполнении и признании личной свободы каждого.

Сегодня многие идеи, которые проповедуются христианством две тысячи лет, стали общепринятыми. Но означает ли это, что мы как христиане можем внутренне упокоиться и просто плыть по течению, разделяя с обществом всегда его мнения, оценки, возможно и заблуждения ?

Ведь случается, что общество обозначает в качестве опасного или даже преступного то, чем мы дорожим — нашу веру, призывая нас презирать тех, кто не отступал от нее в нелегкие времена нашей истории. Со всем недавно священники во всеуслышание назывались у нас мироедами и обвинялись в том, что они вводили людей в заблуждение религиозной пропагандой. Ещё и ста лет не прошло с тех пор, как верующие, получая письма из тюрем, ценили их на вес золота, потому что это были письма новомучеников.

Многих раздражала в то время уверенность верующих в том, что у жизни один смысл, в ней есть одна надежда и одна цель, и всем в мире управляет один истинный Бог, зовущий человека к спасению души.

 Верить нужно было партии и правительству, а отдавать дань презрению к священникам и верующим было обязательным условием благополучной жизни: внутри верь, во что хочешь, но публично поддерживай общепринятые основы.

Будучи верующими, люди несли огонь своей преданности вере тайно, в условиях гонения на церковь, преображая мир вокруг себя любовью причём вполне практической, реальной, обращённой к окружающим.

И так было в самые разные эпохи, перед лицом римских язычников или воинствующих безбожников ХХ века, в гонениях или в дни мира, ведь ученики Христовы всегда призваны к верности Богу, Церкви и деятельной любви к людям. 

Накопление положительных энергий в матрице души происходит не само по себе, а через трансформацию из минуса в плюс тех энергий , что в нас уже есть и в первую очередь это касается энергии гордыни. Поэтому только от нас самих зависит осознали ли мы в себе наличие этих тонких энергий греха гордыни и устремлены ли к Богу через постоянную работу над собой и осознанное духовное делание, что требует от нас усилия воли, ведь как в Библии сказано: "Царство небесное силою берется"

Мы приходим в Церковь не для того, чтобы соревноваться в своем ритуальном благочестии, мы приходим сюда, чтобы научиться как Христос по-человечески относиться к своим ближним, кем бы они ни были, служить им в силу своих способностей. Именно это служение даёт нам живую, благодатную веру и дарит ту деятельную любовь к ближнему, которая творит чудеса и открывает нам уже здесь, в этой жизни Царство Небесное.