Найти в Дзене
ARTПатруль

Давид Бурлюк: жизнь и творчество

Давид Бурлюк родился 21 июля 1882 года на хуторе Семиротовка в Харьковской губернии. Он был старшим из шестерых детей. Его отец работал управляющим имения и изучал агрономию, а мать увлекалась живописью. Родился в доме день туманный, И жизнь туманна вся, Носить венец случайно данный, Над бездной ужасов скользя… Из стихотворения Давида Бурлюка «Родился в доме день туманный» В доме Бурлюков нередки были театральные представления, а также совместное чтение книг вслух. Наиболее почитаемыми авторами для Давида Бурлюка являлись Николай Гоголь, Михаил Лермонтов, и Тарас Шевченко. Кроме любви к литературе, он увлекался рисованием. В детстве произошел трагический случай: во время игры Бурлюк потерял левый глаз, и впоследствии носил глазной протез. Семья часто меняла место жительства, вследствие чего старший сын успел получить знания в гимназиях Сум и Тамбова, а затем продолжил обучение в художественных училищах Казани и Одессы. Давид Бурлюк проявлял интерес к философии, иностранным языкам, неме
Оглавление

Давид Бурлюк учился живописи в лучших европейских школах, был одним из лидеров авангардного движения, участвовал в российских и международных художественных объединениях «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Синий всадник». Он выпускал поэтические сборники вместе с Велимиром Хлебниковым и Владимиром Маяковским, устраивал выставки русского авангарда в Японии и прославился своим талантом в США.

Детство и юность

Давид Бурлюк родился 21 июля 1882 года на хуторе Семиротовка в Харьковской губернии. Он был старшим из шестерых детей. Его отец работал управляющим имения и изучал агрономию, а мать увлекалась живописью.

Родился в доме день туманный,
И жизнь туманна вся,
Носить венец случайно данный,
Над бездной ужасов скользя…
Из стихотворения Давида Бурлюка «Родился в доме день туманный»

В доме Бурлюков нередки были театральные представления, а также совместное чтение книг вслух. Наиболее почитаемыми авторами для Давида Бурлюка являлись Николай Гоголь, Михаил Лермонтов, и Тарас Шевченко. Кроме любви к литературе, он увлекался рисованием. В детстве произошел трагический случай: во время игры Бурлюк потерял левый глаз, и впоследствии носил глазной протез.

Семья часто меняла место жительства, вследствие чего старший сын успел получить знания в гимназиях Сум и Тамбова, а затем продолжил обучение в художественных училищах Казани и Одессы. Давид Бурлюк проявлял интерес к философии, иностранным языкам, немецкой литературе и, как он сам утверждал, отличался выдающимися способностями в написании сочинений по русскому языку, за что удостаивался похвал учителей: «Вы истинный поэт». Создавать прозаические произведения и первые стихотворения он начал еще в 1890-е годы.

В 1902 году Давид Бурлюк потерпел неудачу при поступлении в Императорскую Академию художеств и отправился изучать живопись в Германию. Там он был студентом мюнхенской Королевской академии художеств, а также посещал частную школу живописи Антона Ажбе. Через несколько лет он переехал в Париж, где посещал занятия Фернана Кормона в Национальной школе изящных искусств.

В середине 1900-х годов Давид Бурлюк вернулся из Европы. Он немедленно включился в российскую художественную среду и вскоре стал одним из лидеров творческого объединения «Стефанос». Члены этого объединения пропагандировали современное искусство, экспериментировали с новыми техниками и приемами в живописи. В их работах значительную роль играли западные направления, такие как фовизм, пуантилизм и постимпрессионизм. Помимо Давида Бурлюка, в основной состав группы входили его младший брат Владимир, сестра Людмила, а также Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Александра Экстер. Организованные ими выставки не получили одобрения большинства искусствоведов.

"Когда входишь на выставку, то получаешь впечатление, что, кроме Бурлюков, здесь никого нет, и кажется, что их много: десять, может быть, двадцать Бурлюков. Потом оказывается, что их только трое и что один пишет квадратами и цифрами, другой запятыми, а третий — шваброй".
Из статьи Игоря Грабаря для журнала «Весы»

Несколько лет спустя объединение распалось, а его участники вошли в состав «Бубнового валета» и других авангардных групп.

«Отец русского футуризма»

В начале второго десятилетия XX века Давид Бурлюк стал студентом Московского училища, где изучал живопись, скульптуру и архитектуру под руководством известных художников, таких как Леонид Пастернак и Абрам Архипов. Именно там произошло его знакомство с Владимиром Маяковским. По воспоминаниям поэта, Бурлюк производил впечатление дерзкого человека, щеголявшего в сюртуке, с лорнеткой в руках и напевающего что-то под нос. В дальнейшем, оба были исключены из училища за активное продвижение идей футуризма.

У Давида Бурлюка была возлюбленная, Мария Еленевская, подруга детства, которая часто служила моделью для его полотен. В марте 1912 года Бурлюк и Еленевская заключили брак.

"…Мы поженились в Москве. Теперь, летом, я писал ее портреты только на больших полотнах, когда Мария располагалась в тени, рядом со мной под южным солнцем, читая мне книги вслух неустанно".
Из книги Ноберта Евдаева «Давид Бурлюк в Америке»

В те же годы Давид Бурлюк занял лидирующие позиции в авангардном движении, активно занимаясь публикацией статей, манифестов и организацией публичных дискуссий. Сначала он присоединился к художественному объединению «Бубновый валет», а затем к «Ослиному хвосту» и «Союзу молодежи».

Вместе со своим братом Николаем, также поэтом, Давид Бурлюк принял участие в основании литературной группы «Гилея». В ее состав также вошли писатели Василий Каменский, Велимир Хлебников, Алексей Кручёных и Владимир Маяковский. Ими было выпущено несколько альманахов с произведениями, наиболее известным из которых стал сборник «Пощечина общественному вкусу», сопровождавшийся одноименным манифестом.

"Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней…".
Из манифеста «Пощечина общественному вкусу», 1912 год

В период с 1913 по 1914 годы члены «Гилеи» совершили турне по городам Российской империи, таким как Харьков, Самара и Казань. Их программа, состоящая из докладов и стихотворений, получила название «поэзоконцерт» или «стихобойня». Яркие наряды и раскрашенные лица поэтов неизменно вызывали эпатаж среди публики.

В это же время работы Давида Бурлюка экспонировались на авангардных выставках в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. По приглашению Василия Кандинского он участвовал в выставках мюнхенского объединения «Синий всадник». Сам Кандинский называл Бурлюка «отцом русского футуризма».

В годы Первой мировой войны Бурлюк избежал призыва в армию из-за проблем со зрением. Он продолжал жить в Москве, заниматься живописью и писать стихи. После революции футурист вместе с семьей переехал сначала в Уфу, затем в Сибирь и на Дальний Восток, где выступал с лекциями и организовывал выставки.

В 1919 году Давид Бурлюк выпустил свой первый сборник стихов под названием «Лысеющий хвост». По словам поэта, издание пользовалось большим спросом и потребовало дополнительного тиража. В этот период он жил во Владивостоке, где читал лекции, организовывал выставки и помогал в организации художественного кружка. Год спустя Бурлюк отправился в Японию с целью представления отечественной живописи за рубежом.

Жизнь за границей

До 1922 года Давид Бурлюк жил в Японии, где в те времена наблюдался живой интерес к футуристическому искусству. Совместно с художником Виктором Пальмовым, Бурлюк организовал в Токио «Первую выставку русской живописи». Помимо работ самих организаторов, на ней были представлены произведения около трех десятков художников, включая Казимира Малевича, Владимира Татлина и Василия Каменского. Вскоре была организована вторая выставка, на этот раз в Осаке, за которой последовали и другие подобные мероприятия.

Параллельно с организацией выставок, Бурлюк продолжал литературную деятельность и живопись. В его творчестве начался "восточный период", в результате которого появились такие картины, как «Японец, разделывающий рыбу», «Японский рыбак» и «Пильщик красного дерева».

"В Японии, с 1920 года, я принялся за отображение жизни этой необыкновенной страны. За два года пребывания там мной написано около трехсот пейзажей, из них сто двадцать пять осталось в музеях и частных коллекциях Японии".
Из книги Давида Бурлюка «Фрагменты из воспоминаний футуриста»

Прибыль от выставок позволила Бурлюку накопить достаточно средств для переезда в Соединенные Штаты. Получив американскую визу, он вместе с супругой и двумя сыновьями покинул Японию. Осенью 1922 года семья Бурлюков прибыла в Нью-Йорк. Первое время художнику было сложно добиться признания. Он читал лекции о жизни в Советском Союзе и работал журналистом в просоветских изданиях. Через несколько лет он стал обладателем американского паспорта.

За первые годы пребывания в США Давид Бурлюк опубликовал около двадцати собственных книг, включавших стихи, рисунки и фрагменты из дневников. Его работы также были включены в ряд русскоязычных альманахов. Вместе с женой он основал журнал «Цвет и рифма», в котором на протяжении более чем тридцати лет рассказывал о себе, своей семье и друзьях.

После 1930-х годов Бурлюк сосредоточился главным образом на живописи, постепенно добиваясь успеха. Его работы были представлены на международных выставках в музеях и галереях Америки. Критики отмечали, что в новых работах проявился его профессионализм. Помимо Нью-Йорка, персональные выставки художника проходили в Вашингтоне и Сан-Франциско, принеся ему известность и финансовое благополучие. В начале 1940-х годов семья Бурлюков приобрела небольшое поместье на Лонг-Айленде, где художник построил студию и открыл галерею.

Давид и Мария Бурлюки любили путешествовать: они побывали в Европе, дважды посетили СССР и даже совершили кругосветное путешествие.

"…В Москву приехали американские туристы — Давид Бурлюк с женой. Бурлюк в Америке рисует, прилично зарабатывает, стал почтенным, благообразным; нет ни лорнетки, ни «беременного мужчины». Футуризм мне теперь кажется куда более древним, чем Древняя Греция".
Из книги Ильи Эренбурга «Люди, годы, жизнь»

Давид Бурлюк скончался 15 января 1967 года, на 85-м году жизни. Родственники развеяли его прах над Атлантическим океаном.

Интересные факты о творце

Давид Бурлюк
Давид Бурлюк

1. Наставник

Давид Бурлюк поддерживал известных российских поэтов — Велимира Хлебникова, Василия Каменского и других. Владимир Маяковский считал его своим наставником: «Давид сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Выдавал мне ежедневно 50 копеек, чтоб писать не голодая». Позже Бурлюк ответил на это так: «Какие 50 копеек? Не меньше рубля. Ему и Хлебникову. Хлебникову еще теплые носки. Монетку, один рубль, я всегда засовывал им в пальто».

2. Кафе поэтов

В 1917 и 1918 году в Москве работало «Кафе поэтов». Бурлюк вместе с Василием Каменским, Валентиной Ходасевич и другими художниками оформил там стены. Надписи на них гласили: «Доите изнуренных жаб» и «К черту вас, комолые и утюги». Бурлюк также выступал с лекциями и читал стихи на сцене кафе.

3. Упоминание в романе

В романе «Чапаев и Пустота» современный русский писатель Виктор Пелевин упомянул творчество художника: «Это был кусок пыльного сероватого картона, судя по всему, довольно старого. На нем черной краской сквозь грубый трафарет было косо отпечатано слово «Бог». "Это русская концептуальная икона начала века, - сказал Кавабата. - Работа Давида Бурлюка. Слышали про такого?»

4. Член Американской академии искусств

Давид Бурлюк посмертно стал членом Американской академии искусств и литературы. В нее также входили поэт Иосиф Бродский и скульптор Александр Архипенко.

5. Коллекции

Работы Бурлюка хранятся в коллекциях по всему миру: в американском музее Метрополитен, английском музее Гросвенора, японском Художественном музее префектуры Хёго, испанском музее Тиссена-Борнемисы и других.

Информация взята из открытых источников.

Ставьте лайки и пишите в комментариях, как относитесь к футуризму!