В 860 году отряды Аскольда и Дира напали на греков и достигли Константинополя в четырнадцатый год правления императора Михаила. В это время царь находился в походе против агарян, продвинувшись до Черной реки, но, получив известие от епарха о подходе Руси к Царьграду, вернулся обратно. Русичи ворвались в город и убили множество христиан, после чего осадили Константинополь с флотом в двести кораблей. Сам царь с трудом вернулся в город и провел всю ночь в молитве вместе с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы Влахернской. Они вынесли и с песнопениями спустили в воду священную ризу Богородицы. В этот момент над морем была тишина и спокойствие, но внезапно поднялась буря с сильным ветром, поднялись высокие волны, которые разбросали корабли грозных русичей и разбили их о берег. Лишь немногим удалось выжить и вернуться домой.
Одним из первых известных событий участия русов в международных делах стала осада в летний период 860 года столицы Византии — Константинополя, который тогда считался одним из крупнейших и богатейших городов мира. Одним из результатов этого похода стало крещение русов по инициативе Константинопольского патриархата, произошедшее не позднее 867 года. Особое значение имеют источники, рассказывающие об этих событиях: важными являются свидетельства современника и очевидца — патриарха Фотия, а также запись в одной из византийских хроник, известной как «Брюссельская хроника», где зафиксирована точная дата нападения русов — 18 июня 860 года.
Этот поход заслуживает особого внимания прежде всего потому, что он стал первой значительной военной операцией Руси против Византийской империи, произошедшей до того, как Рюриковичи установили свою власть, с которыми традиционно связывают становление русской государственности. Несмотря на это, поход был отлично организован и стал, возможно, одним из самых успешных с военной точки зрения — лишь сильный морской шторм смог помешать русскому флоту.
Согласно общим сведениям из источников, 18 июня 860 года к Константинополю подошел вражеский флот, насчитывающий от 200 до 360 кораблей. Нападавшие прибыли с севера, преодолев большое расстояние, и их атака оказалась совершенно неожиданной. Это был «скифский» народ, ранее не имевший значительной славы и считавшийся малозначительным, но одержавший заметные военные победы над соседними народами и осмелившийся испытать свои силы, атаковав столицу Византии. Вооружение и организация их войска были просты, их главной силой была отвага и бешенство. Поскольку император Михаил III находился в походе с армиями против арабов, враги не встретили сопротивления, осадили город, разграбили пригороды, захватили в плен или уничтожили множество жителей, проявляя беспрецедентную жестокость. Пострадали также прилегающие территории, включая Принцевы острова в Мраморном море, расположенные в 100 км от Константинополя. Обитатели города, укрывшиеся за его стенами, охваченные отчаянием, с ужасом ждали штурма, который нападавшие откладывали, возможно, требуя выкупа. В одну из ночей была предпринята морская атака на город, вызвавшая панику среди жителей.
Патриарх Фотий утешал и поддерживал горожан, призывая уповать на защиту Богородицы; вокруг городских стен с молитвами была обнесена священная риза Богородицы, после чего враги сняли осаду и отступили, забрав с собой значительную добычу. Тем временем император, получив сообщение от эпарха, охранявшего столицу, о нападении Руси, прервал свой поход в районе Мавропотама и поспешно вернулся в Константинополь, с трудом переправившись через Босфор. Вместе с патриархом он молился во Влахернском храме, и когда в море опустили хранившуюся там святыню — покров (мафорий) Богородицы, поднялась внезапная буря, уничтожившая флот Руси; в результате нападавшие были полностью разбиты. Вскоре после этих событий, в 860 году, грозный и жестокий народ, недавно причинивший христианам множество бед, добровольно принял христианство. В Константинополь прибыло русское посольство, которое заключило с империей мирный договор и просило креститься. Патриарх Фотий отправил к Руси епископа, который около 866–867 годов сообщил об успехах своей миссии.
После убийства Михаила III и свержения Фотия новый император Василий I (867-886) путем щедрых даров сумел добиться от Руси подтверждения мирного договора и соблюдения условий о крещении; однако архиепископ, назначенный патриархом Игнатием (867-877), был воспринят с недоверием, и по просьбе вождя Руси на собрании старейшин и народа он продемонстрировал чудо — книга Евангелия осталась невредимой в огне; после этого люди согласились принять крещение. Поход Руси на Константинополь помещен в самом начале датированного рассказа «Повести временных лет». В этой части летописи события византийской истории соседствуют с повествованием о зарождении Руси, причем поход выступает практически единственным связующим элементом между двумя этими сюжетами. Описание похода на Константинополь представлено в виде дословного перевода фрагмента византийской хроники семьи Симеона Логофета во второй редакции, взятого не напрямую из древнеславянского перевода («Временника»), а из некоего свода мировой и русской истории — например, «Хронографа по великому изложению». При этом летопись связывает поход именно с киевскими князьями Аскольдом и Диром.
В Новгородской первой летописи сообщение о походе Руси на Константинополь при Михаиле III заимствовано из той же византийской хроники, что и в «Повести временных лет». Существенно, что новгородский летописец не пытался связывать этот поход с именами Аскольда и Дира, сообщая о нем в разделе, касающемся еще правления Кия с братьями. Создается впечатление, что русские летописцы не знали, куда именно отнести этот известный поход, который, по всей видимости, был им знаком лишь через византийскую хронику, поэтому в Новгородской летописи трудно усмотреть веские основания для связи похода 860 года с Киевом. Однако важно подчеркнуть, что и Новгородская летопись, и «Повесть временных лет», несмотря на скудость сведений о истории Приднепровья IX века, относят поход именно к этому региону. При этом редактор «Повести временных лет» попытался связать это ключевое событие с Рюриком, приписав поход его «боярам», которые «отпросились» вместе с «родами своими» к Царьграду.
https://vk.com/club_rus_history