Найти в Дзене
Проект Дороги

Дорожные ограждения: виды и назначения

💭Каждый день мы проезжаем мимо дорожных ограждений - металлических «волнистых»балок, бетонных блоков, экранов. В лучшем случае мы их просто не замечаем, в худшем - ругаем за то, что «съели обочину» или «портят вид». 📌В данной статье разберем виды и назначения дорожных ограждений 👉Прежде чем разобрать виды ограждений, ответим на главный вопрос: зачем нужны дорожные ограждения? Если сильно упростить, дорожное ограждение - это ремень безопасности для дороги. По ГОСТу, ограждения нужны, чтобы: не дать машине вылететь с насыпи или моста, выехать на встречку, врезаться в опору или в дом рядом с трассой, а пешеходу - упасть с мостового сооружения или внезапно выскочить под колёса там, где перехода быть не должно. ❗Отсюда делаем вывод, что грамотно подобранное и правильно установленное дорожное ограждение - это сотни спасенных жизней 👉Разложим по полочкам виды ограждений с кратким описанием: Это то, что удерживает машину, когда она куда-то не туда поехала: ▪️Барьерные - классические ме
Оглавление

💭Каждый день мы проезжаем мимо дорожных ограждений - металлических «волнистых»балок, бетонных блоков, экранов. В лучшем случае мы их просто не замечаем, в худшем - ругаем за то, что «съели обочину» или «портят вид».

📌В данной статье разберем виды и назначения дорожных ограждений

1️⃣ Зачем нужны дорожные ограждения?

👉Прежде чем разобрать виды ограждений, ответим на главный вопрос: зачем нужны дорожные ограждения?

Если сильно упростить, дорожное ограждение - это ремень безопасности для дороги.

По ГОСТу, ограждения нужны, чтобы: не дать машине вылететь с насыпи или моста, выехать на встречку, врезаться в опору или в дом рядом с трассой, а пешеходу - упасть с мостового сооружения или внезапно выскочить под колёса там, где перехода быть не должно.

❗Отсюда делаем вывод, что грамотно подобранное и правильно установленное дорожное ограждение - это сотни спасенных жизней

2️⃣ Какие бывают дорожные ограждения?

👉Разложим по полочкам виды ограждений с кратким описанием:

1. Удерживающие дорожные ограждения

Это то, что удерживает машину, когда она куда-то не туда поехала:

▪️Барьерные - классические металлические балки на стойках. Энергия удара гасится за счет преимущественно изгибной деформации материала конструкций

Как они работают:

1. Машина наезжает на балку под углом.

2. Балка немного прогибается, стойки тоже деформируются.

3. Часть энергии удара уходит в деформацию, часть - в изменение траектории.

4. Машину разворачивает и уводит вдоль барьера, вместо того чтобы отправить через него или обратно на встречку.

Такие барьеры - компромисс между: безопасностью для людей и разумным прогибом, чтобы не улететь на тротуар/под машину на соседней полосе.

-2

▪️Парапетные - более массивные, часто бетонные или железобетонные ограждения. Энергия удара гасится за счет подъема колес, уменьшающего опрокидывающий момент.

Данные ограждения жёсткие, тяжёлые, почти не деформируются. Их ставят, когда совсем нет места для прогиба (например, узкая разделительная полоса на эстакаде) или нужно выдерживать удар тяжёлых грузовиков (высокие уровни удерживания).

Их стараются не ставить там, где можно обойтись металлом/тросом: слишком жёсткий удар - большие перегрузки для людей в салоне.

-3

▪️Тросовые - несколько стальных тросов между стойками. Энергия удара гасится за счет натяжения тросов и демпфирования удара за счет трения в системе

-4

Данные ограждения «мягко» отлавливают машину и имеют бОльшую деформация, что означает меньшую перегрузку для людей в салоне.

▪️Комбинированные - например, парапет + барьер сверху или прочие варианты

-5

Также, дорожные ограждения бывают:

▪️односторонние (ДО,МО) - удерживают транспортное средство, удар которого об ограждение может быть с одной стороны

▪️ двусторонние (ДД,МД) - удерживают транспортное средство, удар которого об ограждение может быть с двух сторон.

2. Пешеходные ограждения

Это уже не про машину, а про людей. Такие ограждения вдоль тротуаров и у переходов нужны, чтобы:

- не дать людям перебегать дорогу «где удобно»;

- направить поток к зебрам, подземным и надземным переходам;

- защитить от падения с насыпи или моста.

Бывают следующих видов:

▪️Перильные - внешние воздействия воспринимаются упругими деформациями конструкции - стоек, поручня);
▪️Сетчатые - внешнее воздействие воспринимается упругими деформациями конструкции - стоек, заполнения);
▪️Конструкции иных типов

ГОСТ прямо описывает их как удерживающие и ограничивающие ограждения для пешеходов.

-6

3. Защитные ограждения для животных

Отдельная тема - защитные ограждения вдоль трасс, где есть миграция диких животных

Тут цель двойная: не пустить, например, лося/оленя прямо на проезжую часть и при этом направить его к безопасным переходам - тоннелям/скотопрогонам и экодукам (зелёным мостам).

-7

3️⃣ Обозначение марки ограждения

Обозначение марки удерживающего ограждения по ГОСТ 33128:

-8

👉Группа удерживающего недеформируемого бокового ограждения для автомобилей обозначается цифрой 1. Группа удерживающего деформируемого бокового ограждения для автомобилей обозначается цифрой 2.


Типы удерживающих ограждений обозначают цифрами:
▪️1 — барьерное;
▪️2 — парапетное;
▪️3 — тросовое;
▪️4 — комбинированное;
▪️5 — иное.


Класс ограждений обозначают буквами:
▪️ДО — дорожные односторонние;
▪️ДД — дорожные двусторонние;
▪️ МО — мостовые односторонние;
▪️МД — мостовые двусторонние;
▪️ УПОД — удерживающие пешеходные ограждения дорожные;
▪️УПОМ — удерживающие пешеходные ограждения мостовые;
▪️ОПО — ограничивающие пешеходные ограждения;
▪️ЗП — защитные ограждения

📌Пример – Обозначение марки ограждения:
21МО/350-1,1х2,0-0,6(1,0):СТО (ТУ)
обозначает, что ограждение удерживающее боковое деформируемое (2), барьерного типа (1), для мостовых сооружений (М), одностороннее (О), с уровнем удерживающей способности 350 кДж, при общей высоте 1,1 м, шаг стоек 2,0 м, прогиб 0,6 м, и рабочая ширина 1,0 м, изготовлено поСТО (ТУ)