Сэр Сесил Уолтер Харди Битон (14 января 1904 – 18 января 1980) - английский фотограф, дизайнер костюмов и сценограф, прославившийся своими портретами аристократии, кинозвезд и представителей высшего общества.
Все творчество Сесила Битона было пронизано его главным кредо: "Я хочу, чтобы люди знали меня не таким, какой я есть, а таким, каким я пытаюсь притвориться".
Ранние годы и начало карьеры
Сесил Битон родился в Лондоне в обеспеченной буржуазной семье. Его отец был успешным торговцем лесоматериалами, а мать с детства прививала детям (Сесилу и его сестрам) любовь к искусству, театру и костюмам.
В 11 лет он получил в подарок от матери бокс-камеру Kodak 3A. Уже в детстве он начал экспериментировать: фотографировал своих сестер в театрализованных костюмах на фоне самодельных декораций, что стало прообразом его будущего стиля.
Окончил Харроу Скул и затем St John's College в Кембридже, где изучал историю, архитектуру и искусство. Учеба его не сильно увлекала, он все силы отдавал университетским театральным постановкам и фотографии.
В 1927 году, в возрасте 23 лет, его фотографии были опубликованы в журнале Vogue, что стало его пропуском в мир высокой моды и искусства.
Расцвет карьеры фотографа
Сесил Битон стал самым модным и востребованным портретистом в Лондоне и Нью-Йорке. Он делал портреты представителей высшего общества. В его объективе побывали Марлен Дитрих, Коко Шанель, Одри Хепберн, Пабло Пикассо и многие другие.
Он стал фотографом королевской семьи, создал одни из самых знаковых портретов британской монархии. В 1939 году он сфотографировал королеву-мать Елизавету на фоне размытого неба, создав образ стойкости и элегантности накануне войны. Его знаменитые снимки коронации Елизаветы II в 1953 году и последующие официальные портреты укрепили его статус придворного фотографа.
Его стиль характеризовался театральностью, тщательной проработкой фона (часто с использованием драпировок, роскошных интерьеров или сюрреалистичных декораций) и безупречным вниманием к деталям костюма и света.
Работа в кино и театре
Параллельно с фотографией Битон добился огромных успехов как дизайнер костюмов и сценограф.
Он работал над костюмами для опер, балетов и театральных постановок, включая знаменитую постановку "Веер леди Уиндермир" Оскара Уайльда, а также в Голливуде, н "фабрике грез". Наиболее известна его работа над фильмом "Моя прекрасная леди" (1964), за которую он получил два "Оскара" — за лучшие костюмы и лучшую работу художника-постановщика. Его костюмы для Одри Хепберн стали эталоном стиля.
Другие известные киноработы: "Жижи" (1958) и костюмы для фильма "Бонни и Клайд" (1967).
Поздние годы и наследие
В 1972 году Битон перенес инсульт, который частично парализовал его правую руку. Однако он научился фотографировать левой рукой и продолжал работать.
В 1972 году королева Елизавета II посвятила его в рыцари.
Умер от инсульта в своем доме в Уилтшире в 1980 году.
Интересные факты из жизни
- Скандал с антисемитской надписью. В 1938 году в его эскизе для американского Vogue обнаружили антисемитскую надпись, спрятанную в складках рисунка ("Down with the Jews"/"Долой евреев"). Разразился скандал, и Сесила Битона уволили из журнала. Позже он утверждал, что не помнит, как это сделал, и всю жизнь испытывал глубокое раскаяние, называя этот поступок "непростительным актом безумия". Он вернулся в Vogue только после войны.
- Военный фотограф. Во время Второй мировой войны Сесил Битон работал официальным военным фотографом для Министерства информации Великобритании. Его пронзительные снимки разрушенного войной Лондона и портреты простых британцев, стойко переносивших лишения, кардинально отличались от его гламурных довоенных работ и принесли ему новое уважение.
- Сложные отношения с Одри Хепберн. Хотя он создал самые знаковые ее портреты, а также костюмы для "Моей прекрасной леди", их отношения были натянутыми. Сесил Битон считал, что роль Элизы Дулитл в фильме должна была достаться Джули Эндрюс, которая играла ее на Бродвее. Он был раздосадован, когда студия выбрала Одри Хепберн, и в своих дневниках нелестно отзывался об ее актерских способностях.
- Дневникомания. Сесил Битон вел подробнейшие дневники на протяжении всей своей жизни. Они составили несколько томов и являются бесценным источником информации о культурной и светской жизни его эпохи. В них он был язвительным, остроумным и порой беспощадным наблюдателем.
- Любовь к розам. Он был страстным садоводом. В своем доме в Реддиш-Хаусе (Уилтшир) он разбил великолепный сад, особенно знаменитый своими розами. Он даже написал и проиллюстрировал книгу о своем саде.
- Роман с Гретой Гарбо. У Сесила Битона был бурный, но недолгий роман со шведской кинозвездой Гретой Гарбо в 1930-х годах. Он был очарован ею, но их отношения не сложились. Гарбо разорвала связь, что стало для Битона большим ударом.
- Мастер саморекламы. Сесил Битон тщательно выстраивал свой собственный образ - от изысканной манеры одеваться до стиля жизни. Он понимал силу публичности и был одним из первых художников, кто осознал важность личного бренда.
Самый трогательный и таинственный роман Сесила Битона
Роман Сесила Битона с Гретой Гарбо был, пожалуй, самым трогательным и загадочным романом в жизни обоих, больше похожим на изысканный и меланхоличный романс из другого времени.
Он сочетал в себе восторженное обожание, интеллектуальную близость, трагическую недостижимость и постоянные игры в кошки-мышки.
- Обожание с первой встречи: Сесил Битон, будучи уже знаменитым фотографом, боготворил Гарбо как идеал красоты и загадочности еще до их личной встречи. Его любовь началась с образа на экране, что придавало ей почти религиозный, платонический оттенок.
- Период счастья (1932-1937): Их отношения достигли пика в середине 30-х. Они тайно встречались в Нью-Йорке, путешествовали вместе в Калифорнию, жили на вилле Битона в Англии. Он фотографировал ее не как звезду, а как музу - задумчивую, естественную, смеющуюся. Эти снимки - самые личные и живые портреты Гарбо.
- Романтичный жест: Одна из самых трогательных историй - это то, как Сесил Битон, зная о ее любви к одиночеству и природе, арендовал для них двоих целый островок на озере в Венеции. Это был жест человека, который действительно понимал и боготворил ее сущность.
- Его преданность: Сесил Битон был одним из немногих мужчин в жизни Греты Гарбо, кто принимал ее странности, ее потребность в уединении и ее меланхолию. Он видел в этом не каприз, а глубину натуры. В своих дневниках он писал о ней с неизменным восторгом и нежностью, даже когда был отвергнут.
Таинственность: тень и отдаление
Гарбо - вечная загадка. Ее знаменитая фраза "Я хочу быть одна" была не просто цитатой, а жизненным кредо. Она никогда полностью не открывалась, даже самым близким людям. Ее молчания, внезапные отмены встреч и необъяснимые смены настроения были частью ее очарования и ее защиты.
Их отношения были чередой сближений и отдалений, инициатором которых почти всегда была Гарбо. Она могла быть нежна и открыта в один день и холодно отстранена - в другой.
Причина их расставания - величайшая загадка. Точной причины никто не знает. Существует несколько версий:
Нежелание Гарбо связывать себя узами. Она боялась брака, обязательств и потери своей независимости. Битон же, особенно после 1937 года, хотел большего - официального признания, семьи.
Скандал с дневниками. В 1938 году Гарбо случайно прочитала дневники Сесила Битона, которые он опубликовал, где он с присущим ему остроумием и язвительностью описывал не только ее, но и их общих знакомых. Ее глубоко ранило это "предательство" и осознание, что их интимные моменты стали материалом для его записей.
Гомосексуальность Битона. Хотя Битон был бисексуален, его связи с мужчинами были важной частью его жизни. Некоторые биографы считают, что Грета Гарбо, возможно, чувствовала, что не может дать ему всего, чего он хочет, или что его чувства к ней были больше восторгом художника перед своей музой, чем страстью мужчины к женщине.
Прощание Греты Гарбо с Сесилом Битоном было не громким и драматичным событием, а тихим, постепенным и для Битона очень болезненным разрывом, который идеально отражал характер Гарбо.
Вот как это произошло, основываясь на дневниках и мемуарах самого Сесила Битона:
- Гарбо никогда не поддерживала отношения на одном уровне долгое время. После Второй мировой войны ее характер стал еще более замкнутым. Она начала отдаляться от Битона, как отдалялась от многих других до него. Их встречи становились все реже, телефонные звонки - короче.
- Сесил Битон в своих дневниках описывает их последнюю долгую прогулку по Нью-Йорку осенью 1946 года. Они шли по улицам, и Гарбо, как обычно, говорила о своем желании уединения, о том, что хочет исчезнуть. В тот день Битон интуитивно понял, что это конец. Он писал, что чувствовал, как "дверь медленно закрывается".
- Существует известная история, которую часто приводят как точку разрыва в 1948 году. Битон остановился в нью-йоркском отеле "Плаза". Гарбо пришла к нему в номер. В какой-то момент разговор зашел в тупик, наступила неловкая пауза. Гарбо встала, подошла к окну, постояла несколько минут, глядя на Центральный парк, затем, не сказав ни слова, вышла из номера. Битон понял, что больше они не увидятся как близкие друзья.
Не было никакой ссоры, объяснения или прощального письма. Гарбо просто перестала быть доступной. Она перестала отвечать на его письма и звонки с прежней теплотой, а затем и вовсе прекратила общение. Это была ее классическая тактика - "уход в тишине". Она была мастером "исчезновения". Ее главной целью в жизни было избегать любых публичных и личных обязательств.
Они виделись еще пару раз в 1950-х и 1960-х годах на публичных мероприятиях или случайно на улице. Эти встречи были вежливыми, холодными и короткими. Гарбо ограничивалась парой формальных фраз и быстро уходила. Для Битона, который до конца жизни хранил свои чувства к ней, эти встречи были мучительными.
В итоге, их прощание было не единовременным актом, а медленным исчезновением. Для Гарбо это был ее естественный способ завершать отношения, не вступая в конфликт и не давая объяснений. Для Битона - болезненная потеря, которая оставила глубокий след и о которой он с горечью писал до конца своих дней. Это был разрыв, совершенный в ее неподражаемом стиле: без слов, драмы и оглядки назад.
Часто в бульварной прессе и менее проверенных биографических очерках циркулирует другая версия расставания двух известных людей, чьи отношения остались тайной.
Якобы, после инсульта Грета Гарбо по просьбе Сесила Битона приехала попрощаться с ним и даже провела несколько дней у постели умирающего. Но эту версию не подтверждают ни биографы, ни близкие Сесила и Греты.
Нет никаких записей в дневниках самого Битона (которые он скрупулезно вел до конца), нет писем от Гарбо, нет свидетельств от его близких друзей или семьи. В его дневниках, изданных посмертно, нет ни единого намека на визит Гарбо в 1980 году. Если бы это случилось, это стало бы для него величайшим событием, о котором он непременно написал бы.
Такие фундаментальные работы, как "Грета Гарбо: Одинокая звезда" Барри Париса или "Гарбо" Роберта Пейна, тщательно документируют ее жизнь. В них этот визит не упоминается. Биографы, имевшие доступ к архивам и окружению актрисы, отрицают эту возможность.
Никто из близких друзей Гарбо или Битона также не подтверждал эту историю.
Возникновение такой версии объясняется тем, что история красивой, трагической дружбы требовала красивого, трагического финала. Молчаливый разрыв казался слишком неудовлетворительным для публики.
Их пути окончательно разошлись за три десятилетия до смерти Сесила Битона. Гарбо узнала о его кончине, как и все - из новостей, и никакой публичной или частной реакции с ее стороны не было.
Таким образом, роман Битона и Гарбо - это не история о страсти и разрыве. Это трагический и изысканный романс о любви к недостижимому идеалу, о связи, которая пережила саму себя, превратившись в легенду, понятную только двоим.
Сесил Битон остается в истории не просто как фотограф, а как настоящий артист, который сумел через объектив камеры и дизайн костюмов создать целый мир элегантности, роскоши и театральности, определивший визуальный образ целой эпохи.