Введение
В автомобильном мире есть свои непризнанные гении. Машины, которые были созданы с блестящей идеей, но так и не нашли своего покупателя. Фольксваген Фаэтон — как раз такая история. Это был самый амбициозный проект концерна: создать автомобиль класса люкс, который не уступит Мерседесу и БМВ, но под обычным значком Фольксвагена. Рестайлинговая версия 2010 года стала последней попыткой доказать свою состоятельность. Её сделали еще технологичнее и совершеннее. Но этого снова не оценили. Почему же гениальный проект провалился? Давайте разберемся.
Невидимая роскошь, которую нужно почувствовать
Когда в 2010 году обновленный Фаэтон появился в продаже, изменения с первого взгляда казались незначительными. Дизайнеры не стали ничего ломать, а просто сделали образ еще более выдержанным и солидным. Спереда появились элегантные светодиодные полоски, встроенные в фары. Они придавали взгляду машины более современный и строгий вид. Задние фонари тоже стали светодиодными, с красивым и сложным рисунком. Но общий силуэт остался прежним — монолитным, спокойным и очень дорогим. Эта машина не кричала о своем статусе, она о нем молчала. И в этом был свой шик.
Самое интересное начиналось внутри. Дверь закрывалась с глухим, бархатным стуком, и внешний мир мгновенно оставался за бортом. Рулевое колесо было обито кожей невероятно приятной на ощупь. На панели — вставки из настоящего дерева, не пластика, а шпона ценных пород, который можно было бесконечно разглядывать. Легендарная система климат-контроля с регуляторами, встроенными в воздуховоды, была визитной карточкой Фаэтона. Глава концерна когда-то поставил перед инженерами почти невыполнимую задачу. Он требовал, чтобы салон поддерживал комфортную температуру в двадцать два градуса, даже если на улице пятьдесят градусов жары, и машина при этом мчится на максимальной скорости. И главное — никаких сквозняков! Эту задачу выполнили. В салоне Фаэтона царила идеальная тишина и свой, отдельный микроклимат.
Ощущения от поездки были фантастическими. Сиденья с подогревом, вентиляцией и функцией массажа подстраивались под ваше тело. Пассажиры на заднем диване могли растянуться во весь рост. Даже панорамная крыша была не просто большим стеклом — в нее была встроена солнечная батарея. Она работала так: в жаркий день, когда машина стояла на стоянке, эта батарея питала вентиляторы, чтобы салон не превращался в духовку. Управлять всем этим богатством помогала современная медиасистема с большим экраном. Но суть была не в гаджетах, а в том абсолютном спокойствии, которое охватывало вас с первой же минуты. Это был не автомобиль, а личное убежище на колесах.
Техническое сердце, опередившее время
Если снаружи и внутри Фаэтон был образцом сдержанности, то его техническая начинка была верхом инженерной смелости. Мало кто знает, но эту машину построили на той же платформе, что и невероятно дорогой Бентли Континентал Джи Ти. Это все равно что использовать шасси гоночного болида для постройки представительского лимузина. Кузов был невероятно жестким, что делало машину очень тихой и послушной в управлении. Но главное чудо скрывалось под днищем — это была пневматическая подвеска. Она не просто плавно ехала, она парила над дорогой, сглаживая любые неровности. А на высокой скорости автомобиль мог «присесть», становясь более собранным и устойчивым, как спортивный купе.
Под капотом у этого исполина могли стоять разные двигатели. Для тех, кто считал деньги, предлагали экономичные дизельные моторы V6. Для тех, кто хотел больше драйва, — бензиновые версии. Но настоящей жемчужиной, венцом творения инженеров, был двигатель В12. Представьте: двенадцать цилиндров, расположенных в два ряда под особым углом. Этот шестилитровый великан выдавал четыреста пятьдесят лошадиных сил и разгонял тяжеленный седан до сотни меньше чем за шесть секунд. Но самое удивительное — это как он это делал. Журналисты известного автомобильного издания отмечали, что впечатляет не столько скорость разгона, сколько его манера — абсолютно спокойная, без лишнего шума и надрыва. Вы нажимали на газ, и машина просто без усилия устремлялась вперед, как огромный океанский лайнер.
Безопасность в Фаэтоне была продумана до мелочей. Его делали с огромным запасом прочности. Кузов из оцинкованной стали был защищен от коррозии на долгие годы. Множество подушек безопасности и сложнейшая электроника стояли на страже вашего спокойствия. Немецкое автомобильное издание писало, что Фаэтон соответствует самым строгим стандартам пассивной безопасности и его кузов способен выдержать экстремальные нагрузки. Даже сейчас владельцы этих машин удивляются, как ходовая часть выдерживает наши дороги, а кузов не скрипит и не ржавеет. Эту машину собирали вручную на знаменитой Стеклянной мануфактуре в Дрездене, где каждый рабочий был настоящим мастером.
Печальный финал и неожиданное наследие
Несмотря на все свои достоинства, Фаэтон продавался очень плохо. В Соединенных Штатах Америки, главном рынке для таких машин, его быстро перестали продавать. Почему же так произошло? Ответ на поверхности и одновременно очень глубокий. Люди, готовые отдать за автомобиль больше ста тысяч евро, покупали не просто металл и кожу. Они покупали статус. И этот статус им давали знакомые всем эмблемы — трехлучевая звезда Мерседеса или значок БМВ. А логотип Фольксвагена, каким бы технологичным ни был автомобиль, в сознании людей оставался знаком машины для народа. Владельцу Фаэтона приходилось постоянно объяснять, что его автомобиль не просто «большой Пассат», а инженерный шедевр. А богатые люди не любят ничего объяснять.
Вторая причина — деньги. Производство каждого Фаэтона обходилось концерну невероятно дорого. Ручная сборка, уникальные моторы, дорогие материалы — все это делало каждую проданную машину убыточной. Финансовый директор концерна тогда прямо заявил, что Фаэтон важен для имиджа, но с коммерческой точки зрения его существование не оправдано. Эти слова стали приговором для прекрасной, но нереалистичной мечты. Компания не могла бесконечно терять деньги ради престижа.
Казалось бы, история закончилась полным провалом. Но на самом деле наследие Фаэтона живо до сих пор. Все технологии, которые инженеры с таким фанатизмом отрабатывали на этом проекте — от той самой волшебной подвески до систем шумоизоляции и материалов салона, — позже перекочевали в следующие модели Ауди, Бентли и даже в флагманский внедорожник Фольксваген Туарег. Фаэтон стал дорогим учебным полигоном для всего концерна. Сейчас на вторичном рынке он — настоящая легенда среди знатоков. За относительно небольшие деньги можно купить эталон комфорта и качества. Правда, обслуживание его сложных систем может обойтись недешево, но разве настоящая роскошь бывает дешевой? Фаэтон так и остался аристократом не по происхождению, а по духу — машиной для тех, кто понимает.