Найти в Дзене

Грустная история старого здания, в которой есть все: огонек, трагедия, мистика и российская бюрократия

До написания этого текста я приезжала в Выборг всего один раз, кажется, это был уже довольно далекий 2019 год. Даже невооруженным взглядом видно, что городу очень нужны деньги на восстановление, но одним из самых ярких примеров стал пятиэтажный дом на узкой Крепостной улочке, известный как «Домус Говинга». На тот момент, кстати, он еще был именно пятиэтажным, опутанным зеленой строительной сеткой и отгороженным железным забором. Отмотаем время на начало XX века. Именно тогда наследственный владелец единственного в Выборге книжного магазина - Виктор Говинг - загорелся идеей постройки доходного дома. Строго говоря, наименование дома не совсем справедливо» - само строительство финансировалось акционерным обществом «Актиеболагет Домус», куда входил не только Виктор. Как итог, часть помещений принадлежала каждому из акционеров, а часть была общей и сдавалась внаем. Однако горожане не вдавались в юридические тонкости и окрестили здание «Домус Говинга». Не будем слишком углубляться в исто

До написания этого текста я приезжала в Выборг всего один раз, кажется, это был уже довольно далекий 2019 год. Даже невооруженным взглядом видно, что городу очень нужны деньги на восстановление, но одним из самых ярких примеров стал пятиэтажный дом на узкой Крепостной улочке, известный как «Домус Говинга». На тот момент, кстати, он еще был именно пятиэтажным, опутанным зеленой строительной сеткой и отгороженным железным забором.

Отмотаем время на начало XX века. Именно тогда наследственный владелец единственного в Выборге книжного магазина - Виктор Говинг - загорелся идеей постройки доходного дома. Строго говоря, наименование дома не совсем справедливо» - само строительство финансировалось акционерным обществом «Актиеболагет Домус», куда входил не только Виктор. Как итог, часть помещений принадлежала каждому из акционеров, а часть была общей и сдавалась внаем. Однако горожане не вдавались в юридические тонкости и окрестили здание «Домус Говинга».

Не будем слишком углубляться в историю, но важно сказать, что здание было построено в стиле северного модерна или национального романтизма и пережило войны XX века практически без потерь. Зато бюрократические проволочки и право частной собственности на рубеже веков оказались для него фатальными. 

После войны в доме жили люди, а первый этаж занимал магазин (книжный сменился продуктовым).

В середине 1980х годов дом сохранял внешнюю красоту, но изношенность коммуникаций стала причиной его расселения. Предполагалось провести капитальный ремонт, а затем создать в доме валютную гостиницу. Но вскоре началась перестройка и советско-люксембургская компания, отвечавшая за ремонт дома, в новых условиях не выполнила обязательств. Дальше последовала череда приватизаций дома, собственники не слишком заботились об уходе за зданием, которое постепенно превращалось в руины. С 2004 года дом принадлежал некоему неизвестному персонажу Адилу Амирханову.

В 2009 году здание загорается по неизвестным причинам. Среди жителей города стали распространяться легенды о вмешательстве высших сил, возмущенных вандализмом горожан и халатным отношением властей; а местная газета «Выборгские ведомости» описала абсурдно-комическую картину - в доме наконец впервые за два десятилетия горят окна, а перед фасадом красуется яркой надписью - «С праздником вас, дорогие выборжане!» - сцена, оставшаяся после городского мероприятия. Фасад в результате пожара все-таки выстоял, но внутри рухнули почти все перекрытия и кровля.

В этот же год сформировано охранное обязательство на дом, то есть господин Амирханов должен был обеспечить сохранение объекта культурного наследия. Думаю, не надо уточнять, что положение дома не изменилось, и в 2012 году комитет по культуре Ленобласти подал иск в суд.

Сейчас будет много цифр, но без них, увы, никак:

2014 г. - областное руководство сообщает, что дом попал в надежные руки 

2015 г. - дом обнесли забором, появился информационный щит, сообщающий о начале мифической реконструкции

к 2017 г. - планировалось завершить остро-аварийные работы 

в 2019 г. - предполагалось окончить реставрацию

Итак, 2019 год. При подготовке к работам с фасада ободрали уникальную, имитирующую мох штукатурку, и поставили деревянные леса во внутреннем дворе, но дальше дело не продвинулось. На Avito пачками появляются объявления с предложением купить по частям декор или даже кирпичи от злополучного дома.

-2

Именно таким я и увидела здание. На тот момент автомобильное движение по улице было перекрыто, проход разрешался только пешеходам, вокруг железный забор и на фасаде - обрывки строительной сети. Через год полностью будет перекрыто движение по Крепостной на неопределенный срок из-за неоднократных обрушений.

Наконец в 2021 году по решению суда здание передается на баланс Ленобласти (всего спустя 9 лет с начала судебных разбирательств), проводятся аварийные работы, демонтируют опасные выступающие части здания.

В свое время в доме была роскошная парадная лестница, паркетные и мозаичные полы, разнообразная лепнина, например, характерная в виде летучих мышей, богатые интерьеры, даже настенная фреска - копия картины Арнольда Бёклина «Игра в волнах». Но главную ценность представляли собой печи и камины - около 80 штук 24 типов.

-3

-4

Это уникальный памятник культурного наследия, особенно для России, увы, превращенный в руины. Затраты на восстановление здания оцениваются в 300 миллионов рублей (данные на 2020 год).

-5

Что изменилось за почти 5 лет? Здание потеряло этаж в высоту, почти полностью лишилось штукатурки на фасаде и все еще не приобрело инвестора. Ах да, все окна и двери на высоте первых двух этажей заколочены металлическими щитами - спасают любителей острых ощущений и мародеров от бесславной смерти под куском исторической стены. Почему считаю, что не наоборот? Просто потому, что спасать внутри дома уже нечего. Все, что не прикручено почти беспрепятственно выносили несколько лет подряд, а прикрученное - откручивали и также выносили. В 2019 еще можно было увидеть увидеть в некоторых окнах остатки уникальных каминов, до которых не добрались шаловливые ручки из-за обрушения лестниц и перекрытий между этажами, но сейчас, полагаю, и тех не осталось.

И это не единственное здание Выборга, которое постигла подобная участь. Мне понравилась цитата по этому поводу с одного из сайтов: «Выглядит как типичный объект культурного наследия - ждем, когда развалится и можно не охранять». В весьма плачевном состоянии также находится, например, бывший штаб 30-го гвардейского корпуса.

До 1998 года строение морально и физически поддерживалось благодаря своему назначению, сохранялись ценные интерьеры, в том числе изразцовые печи. Однако, когда военные бросили здание, оно немедленно стало жертвой вандалов и продавцов с Avito. Тот факт, что строение числилось на балансе Министерства обороны, мешал сделать хоть что-нибудь в целях спасения. Зато совсем не препятствовал буквальному разбору его по кирпичам, руководствуясь золотым принципом «не пойман - не вор». Как понимаете, ловить было некому. 

Знаток изразцовых каминов и печей, член Гильдии печников и трубочистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Андрей Роденков предпринимал попытку договориться с директором музея «Выборгский замок» о хранении «уникального комплекса памятников»; а директор строительно-реставрационной компании «Паллада» Константин Лихолат даже обещал безвозмездно собрать печи, чтобы они стали элементами экспозиции музея. Увы, «Выборгский замок» то ли предпочел лежать на своей печи, то ли был смущен бумажной стороной вопроса, но от гвардейского наследства отказался.

-6

-7

Наконец, в июле 2014 года здание перешло в муниципальную собственность и, казалось бы, скоро должно все наладиться, но..  через 2 дня после получения свидетельства о передаче бывший штаб полыхнул синим пламенем в самом прямом смысле. 

-8

-9

Новый 2015 год здание встретило без крыши, так как все противоаварийные работы свелись к установке строительного забора и перекрытию улицы. Еще более 5 лет здание безуспешно будет жертвой безуспешных поисков покупателя. 

Просторы интернета сообщают, что летом 2020 года губернатор Александр Дрозденко пообещал отремонтировать здание из средств областного бюджета и открыть в нем начальную школу. «Обещанного три года ждут», а выборжане нового учебного заведения, судя по всему, не дождутся. Следы обещаний тонут во мраке лет, а пост со стены группы «Интересные события Выборга», датируемый недавним 2024 годом, предупреждает, что с фасада падают тяжелые камни и советует быть осторожнее. 

События в Выборге и правда интересные - вернемся немного в прошлое: в 2013 году в городе пошел под снос целый квартал исторических зданий. Чтобы понять, каково фактическое положение объектов культурного наследия, обратимся к избранным цитатам из статьи с электронного ресурса «Аргументов и фактов»: 

«Квартал ждал ремонта пять лет, а сноса дождался за одну ночь».

«В 90-е годы весь квартал выкупили частные лица. Дома передали предпринимателям с тем условием, что они будут следить за зданиями и станут ответственными за их ремонт. Бизнесмены собирались наладить в историческом квартале фабричное производство. Однако, дела шли плохо, и здания снова опустели. Квартал был заброшенным, пока пять лет назад не перешел обратно в руки администрации. Несколько лет подряд чиновники обещали сделать ремонт зданий, подчеркивая культурное наследие квартала. Теперь же они утверждают, что дома не представляют собой никакой исторической ценности».

«Дело в том, что в Выборге не существует генплана, на котором были бы отмечены объекты культурного наследия. По данным администрации города, проект генплана был отправлен на утверждение в Москву, но ответ так и не пришел». 

«Специалист по строительству Сергей Карпенко не согласен с заявлением администрации. «Я несколько лет работал архитектором, сейчас продолжаю работать в строительстве, — рассказывает Карпенко. — Невооруженным глазом видно, что уцелевшие на данный момент два здания легко поддаются ремонту. Снесенные дома тоже можно было спасти. Несмотря на все уверения чиновников, мы знаем, что весь квартал принадлежит к вновь выявленным объектам культурного наследия, ВОКН. Есть официальные документы, подтверждающие это». 

Итак, каково же резюме: 

  • Изъять объект культурного наследия у собственника, который не выполняет своих обязательств, конечно, можно, но на это требуется такое количество времени, что изымать уже буквально нечего
  • Действия по спасению уникальных зданий, находящихся в ненадлежащем состоянии, юридически опаснее, чем просто оторвать кусок стены посимпатичнее и продать его за хорошие деньги
  • Частную собственность на подобные строения можно заменить на муниципальную. Но стенам, в принципе, без разницы, в чьей собственности разрушаться, а бумаги на оформление меньше тратится - культурное наследие не спасем, так хоть лес сохраним
  • Нередко все реставрационные работы сводятся к установке строительного забора, соответствующей таблички с красивыми обещаниями и сносу «лишнего» этажа, чтобы кому на голову не свалился
  • Если уж собратья наши руководящие под шумок могут снести парочку неугодных зданий, заявив, что никакой культурно-исторической ценности они не представляют, то какие претензии к условному Васе Пупкину за парочку утащенных изразцов

Вот такая грустная реальность без особых надежд на happy end. Как говорил классик: «Денег нет, но вы держитесь», и объекты культурного наследия пока держатся под натиском этой защиты