Найти в Дзене
Соня, беги

Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я». Часть 2

Где: Центр «Зотов». Москва, Ходынская улица, 2 стр. 1. 2-й этаж, Выставочный зал. Метро: Улица 1905 года
Что: Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале "А-Я"»
Когда: 04.09.25 – 18.01.26
Сколько:
Стандарт: 700₽
Льготный: 500₽ Экспозиция, организованная Центром «Зотов» и Музеем AZ, представляет собой исследование журнала «А-Я», который выходил под редакторством Игоря Шелковского и Александра Сидорова с 1979 по 1986 год в Париже и как самиздатовский журнал в СССР. Журнал «А-Я» был не просто печатным изданием, а настоящим культурным феноменом. Он объединил художников, писателей и философов начала XX века и стал платформой для обсуждения новых идей и экспериментов в искусстве. Журнал был не только источником информации о новых тенденциях в искусстве, но и мостом между художниками «второго авангарда» СССР и западным миром. Публикация в журнале, выходившем во Франции, в каком-то смысле заменяла художникам выставки, давала возможность увидеть себя и свои работы в совершенно нов
Оглавление

Где: Центр «Зотов». Москва, Ходынская улица, 2 стр. 1. 2-й этаж, Выставочный зал. Метро: Улица 1905 года
Что: Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале "А-Я"»
Когда: 04.09.25 – 18.01.26
Сколько:
Стандарт: 700₽
Льготный: 500₽

Экспозиция, организованная Центром «Зотов» и Музеем AZ, представляет собой исследование журнала «А-Я», который выходил под редакторством Игоря Шелковского и Александра Сидорова с 1979 по 1986 год в Париже и как самиздатовский журнал в СССР.

История журнала «А-Я»

Эрик Булатов «Опасно» (1973). Источник: art-todays.ru
Эрик Булатов «Опасно» (1973). Источник: art-todays.ru

Журнал «А-Я» был не просто печатным изданием, а настоящим культурным феноменом. Он объединил художников, писателей и философов начала XX века и стал платформой для обсуждения новых идей и экспериментов в искусстве. Журнал был не только источником информации о новых тенденциях в искусстве, но и мостом между художниками «второго авангарда» СССР и западным миром.

Публикация в журнале, выходившем во Франции, в каком-то смысле заменяла художникам выставки, давала возможность увидеть себя и свои работы в совершенно новом контексте мирового искусства.

Источник: Николаевич С.
Журнал «А-Я». Алфавит свободы // Сноб. URL: https://snob.ru/entry/207460/

Как и любое «нонконформистское», журнал издавался в СССР под строжайшем секретом, его «тихо» передавали из рук в руки. Новые номера даже обменивали на книги Пастернака и Апдайка [1].

Многие авторы, публиковавшие заметки, статьи, комментарии, не подписывали их своим именем. Так, автора комментария к одной из статей о биографии Филонова не смогли найти (до недавнего времени).

Может именно из-за этой внутренней тревожности и неопределенности первый выпуск журнала получил красочную обложку с работой Эрика Булатова «Опасно» 1973 года.

Экспонаты

«КОМПЛЕКС МАЛЕВИЧА»

– это первый раздел на выставке.

Неслучайно героем первого выпуска журнала стал Малевич. Его открытие супрематизма вдохновило следующих художников: Эдуарда Штейнберга, Виктора Пивоварова, Ильи Кабакова, Олега Васильева и Эрика Булатова.

Как я уже писала в предыдущей статье, творчество художников «первого и второго авангардов» соседствует. Рядом с картиной Казимира Малевича «Две фигуры» (начало 1930-ых) висят картины Эрика Булатова «Живу и вижу», «Точка». Последняя мне напомнила «Черный супрематический квадрат».

По сути, на протяжении всей своей деятельности журнал «А-Я» занимался этим «диалогом». Он публиковал статьи художников «второго авангарда» о творчестве их предшественников. Но на самой выставке этот «диалог» проявляется как раз через их картины.

Не знаю, почему, но для меня самым милым из «Комплекса Малевича» оказались рукописи В. Пивоварова «Листы из альбома "Прямоугольник, который стремится стать кругом"»:

Я перечитал все, что тут написано, и у меня возникла мысль, что тут страшно много чепухи. Я прошу моего читателя простить меня. Ведь я всего лишь художник и слово не мой инструмент.
Источник: В. Пивоваров «Листы из альбома "Прямоугольник, который стремится стать кругом"»

«ФИЛОНОВСКАЯ МИФОЛОГЕМА»

Если бы не Филонов, то меня бы на этой выставке и не было.

Пришла посмотреть на картину «Человек на мозаичном фоне». А неподалеку оказался Олег Целков «Голова со скрепкой».
И Филонов, и Цепков отходят от мысли-заповеди Малевича, что человеческое лицо – не «центр мыслей и чувств живого существа».

Источник: фото автора. Олег Целков «Голова со скрепкой» 1981
Источник: фото автора. Олег Целков «Голова со скрепкой» 1981
Подобно тому как патологоанатом исследует тело, Целков препарирует психику, проявляя обезличенный мрак человеческой природы. Как и Филонов, Целков также обращается к внутренней жизни, но не человека, а масс. И перед нами предстает не зарождение мысли или динамика биологических процессов, а темная агрессивная личина, флюоресцирующая на фоне пустоты.

Источник: кураторский текст

«СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА»

Третий раздел выставки посвящен творчеству Семенова-Амурского (учителю редактора Игоря Шелковского). Именно его произведение окажется на обложке третьего номера журнала в 1980 году.
И, конечно, картины самого Шелковского соседствуют с работами Семенова-Амурского.
Они познакомились случайно на выставке, у картины Анри Матисса «Арумы, ирисы и мимоза (Голубая ваза с цветами на синей скатерти)». Шелковский вспоминает, как один вопрос стал отправной точкой их дружбы:

«Мы стоим, любуемся, рядом - человек с белым воротничком, галстуком, импозантный, спрашивает: „А вам нравится эта работа?"».

Источник: кураторский текст

«ОПЯТЬ АНГЕЛА НАРИСОВАЛ…»

В этом разделе можно увидеть работы Валерия Герловина «Мадонна с младенцем» 1977, Бориса Орлова «Лоскутная парсуна», Михаила Рогинского «Дверь» 1965, Леонида Сокова проект очков для каждого советского человека, 2000.
С ума можно сойти от металлической фигурки Мадонны. Получилось очень мило, естественно. Как будто такую подделку делал очень талантливый ребенок:

Источник: фото автора. Валерия Герловина «Мадонна с младенцем» 1977
Источник: фото автора. Валерия Герловина «Мадонна с младенцем» 1977

«ОКНО РАСШИРЕННОГО СМОТРЕНИЯ»

В этом разделе мне понравилась то ли картина, то ли скульптура «Художник и модель» Бориса Орлова 1973 года.

С одной стороны она получилась очень трогательной, с другой стороны –очень грустной. Скульптура художника располагается на вогнутом холсте вместе с позирующей моделью. Пока смотрела вспомнила о маленьком принце и его розе из повести Экзюпери. Оказались похожими:

Источник: фото автора. Борис Орлов «Художник и модель» 1973 года
Источник: фото автора. Борис Орлов «Художник и модель» 1973 года
«Самые главные мои работы той поры — это <...> композиции в сферических пространствах, которыми я очень горжусь, потому что мне удалось сделать нечто ни на что не похожее. Во-первых, я открыл для себя зенитную точку созерцания. Пригов тогда написал по этому поводу: "Художник нам изобразил пространство как изнанку шара...". Я же обозначил то, что сделал, как пространство без горизонта. Все фигуры в этих работах анонимны, поскольку главная тема здесь не сюжет, а звучание самого пространства».

Источник: Борис Орлов (кураторский текст)

Мой блог призван познакомить молодое поколение с культурой города. Я хочу создать сообщество, где каждый может найти себе друга или цифровое пространство для общения.
Подписывайтесь на меня в социальных сетях: Телеграм и Вконтакте. Давайте создавать творческий союз вместе!

#соня_беги #кудасходитьмосква #культура #Москва