Это продолжение рассказа о небольшой выставке полотен Александра Осмёркина (1892-1953) - классика отечественной живописи, представленного во всех значительных музеях бывшего СССР, художника "Бубнового валета", профессора московских и ленинградских ВУЗов 1920-40-х годов.
В экспозиции были работы непосредственных учеников Осмёркина.
Это, например, Владимир Вейсберг (1924, Москва -1985, Москва), советский художник и теоретик искусства, принадлежащий к послевоенному поколению авторов, становление которых пришлось на середину 1950-х - начало 1960-х годов; один из видных мастеров "неофициального искусства".
Владимир Вейсберг, "Цветы", 1980. Собрание Инны Баженовой
Вейсберг не получил официального художественного образования, но посещал мастерские художников старшего поколения - И. Машкова, Р. Фалька, П. Кончаловского. Есть свидетельства, что молодой Вейсберг ходил на занятия к А. Осмёркину.
Владимир Вейсберг, "Цветы", 1950, собрание Инны Баженовой:
Владимир Вейсберг, "Рыбы с вёдрами и сетями", 1956, собрание Инны Баженовой:
Вот, кстати, и Фальк: "Портрет А. В. Азарх-Грановской, 1926, собрание Инны Баженовой:
Роберт Рафаилович Фальк (1886, Москва - 1958, Москва) - русский и советский живописец, соединивший в своём творчестве пути русского модерна и авангарда.
Пётр Кончаловский, "Портрет актрисы", 1929, собрание Инны Баженовой:
Пётр Петрович Кончаловский (1876, Славянск, Харьковская губ. - 1956, Москва) - русский и советский живописец, последователь постимпрессионизма, выдающийся художник русского авангарда и - позднее - русского соцреализма. Один из первых действительных членов Академии художеств СССР (с 1947), народный художник РСФСР (1946), лауреат Сталинской премии I степени (1943).
Илья Машков, "Деревья у подножья Ай-Петри", 1923, собрание Инны Баженовой:
Илья Иванович Машков (1881, станица Михайловская ныне Волгоградская обла.Б - 1944, Абрамцево Московской обл. ) - русский и советский живописец, выдающийся деятель русского авангарда, позднее - представитель московского соцреализма и педагог. Один из основателей объединения "Бубновый валет" (в 1910-1916 гг.); также участвовал в ряде других творческих группировок конца дореволюционной и начала советской эпох - "Мира искусства" (с 1916), "Общества московских художников" (в 1927-1929 гг.), общества "Московские живописцы" (с 1925 г.) и Ассоциации художников революционной России (в 1924–1928).
Евсей Решин, "Уголок мастерской", 1930-е, собрание Инны Баженовой:
Евсей Исаакович Решин (1916, Бухара - 1978, Москва) - ученик А. Осмёркина и С. Герасимова.
Педагогическая деятельность Александра Осмёркина - это большая страница в истории отечественного искусства. Его мастерские в Москве (Московский институт изобразительных искусств, с 1948 г. имени В. И. Сурикова) и Ленинграде пользовались большой популярностью.
Порфирий Крылов, "Цветы в стеклянной кружке", 1988, собрание Инны Баженовой:
Порфирий Никитич Крылов (1902, Тула - 1990, Москва ) - советский живописец, график, карикатурист. Академик Академии художеств (с 1947 г. ), Народный художник СССР (с 1958 г). Герой социалистического труда (1973г. ). Лауреат Ленинской (1965 г. ), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950 и 1951 гг. ), Государственной премии СССР (1975 г.) и Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1982 г.)
П. Крылов - также ученик А. Осмёркина. И его знают многие - как члена известнейшего творческого коллектива "Кукрыниксы".
Порфирий Крылов, "Натюрморт", 1967, собрание Инны Баженовой:
Как вспоминал П. Крылов:
"Очень ясно представляю себе первый натюрморт, который Александр Александрович ставил нам для живописи....Мгновенно выудил из поданной кучи большую белую салфеточку, опустил один край со стола и придал складкам живую форму. Поставил на стол треснувшую фаянсовую тарелку с синей каймой по краю. На салфетку он положил две груши -муляжи....Постоял, порылся в куче и попробовал прикинуть железный проржавевший кувшин. Отошёл, на лице было выражение сильной зубной боли. Полез опять в кучу, взял чёрную бутылку с белой этикеткой и красным колпаком и заменил ею кувшин. Бутылку он поставил сзади тарелки, а на фон нашлась бумага цвета польверонеза. Сразу Александр Александрович засиял (видимо ему понравилась постановка) и предложил нам приступать к живописи".
Борис Касаткин, "Натюрморт с грифоном", 1984, собрание Инны Баженовой:
Борис Константинович Касаткин (1944, Москва) -московский художник. Формально своё профессиональное образование он начал в Московской художественной школе (1958–1961 гг. ) и продолжил в Строгановском училище (1962 г. ). Поворотным годом в его жизни оказался 1966, когда он начал учиться у Владимира Вейсберга, под руководством которого и сформировался как профессионал. В настоящее время живет и работает в Москве.
Борис Касаткин, "Осенние листья", 1998, собрание Инны Баженовой:
Ученики Осмёркина отличались разными способностями, творческими устремлениями и уровнем успеха. Но лучшее, что мог передать им "сын "Бубнового валета", как рекомендовал себя Александр Осмёркин, присутствует у большинства его последователей.
Борис Касаткин, "Сухие цветы у окна", 1995, собрание Инны Баженовой:
..Вот такая была выставка. Мне было интересно. А вам?