Как отбивали буровые в тундре.
Была у нас в городе в 80-х годах небольшая контора – ПИГП, название которой расшифровывается как Печорская Инженерно – Геологическая Партия, и работало в ней несколько человек, геологи, топографы и бурильщики в одном стакане. Занимались они по заданиям Территориального Управления Геологии инженерными изысканиями для фундаментов буровых вышек, которые в последующем бурили скважины различной глубины для последующей добычи нефти и газа. Работа была в основном в тайге и тундре, на территории Коми АССР и Ненецкого автономного округа, вплоть до побережья Ледовитого океана. Сама работа в поле занимала один-два дня на площадку, но дорога из дома и обратно была всегда непредсказуемой, и это зависело от наличия попутных вертолетов и соответственно, погоды, а она, как известно, дама непредсказуемая, поэтому синоптикам разрешается ошибаться намного больше, чем саперам. Вот об одном таком летнем случае рассказал мне товарищ. Дальше – с его слов.
Получили мы задание, посмотрели карты – ага, в двух километрах от точки – стоит буровая вышка в процессе бурения, значит, с жильем и питанием надо определяться к ним. Съездили в нефтеразведочную экспедицию, договорились с руководством, по рации связались с бурмастером – все на мази, разместят на 2-3 дня, накормят и т.д. Дождались попутного вертолета МИ-8 и через пару промежуточных посадок прибыли на место.
Все шло прекрасно – разместились в свободном балке, получили спальные принадлежности, а там и время ужина подошло. Жесткого «сухого закона» тогда не было, как, впрочем, и магазинов в ближайшей округе, поэтому прибытие отметили скромно, пригласив после ужина бурмастера (как же без него, он на буровой царь и бог) - типа обсудить дальнейшее сотрудничество. Он, как водится, не отказался, но предупредил, чтобы его коллектив не угощали, да и честно говоря, наших запасов никак не могло хватить на всю ораву, если только понюхать…
Наутро встали – погода прекрасная, как говорят летчики, видимость миллион на миллион, солнышко пригревает, правда, и комаров немерено, ну как же без них? Посетили котлобак – для незнающих – это эквивалент советской столовой, только на буровой. Традиционно он представлял собой сдвоенный балок, в одном – кухня и раздаточное окно, а второй – столовая, хотя, скорее помещение для приема пищи, из мебели в котором традиционно был один длинный стол и две таких же скамейки (кто в рядах СА служил, тот помнит солдатские столовые; на буровых – один в один), на которых могло разместиться человек 10-12. Меню, в зависимости от поварих (чаще работали женщины, мужиков – поваров не встречал) зависело от искусства и степени ленивости этих специалисток. Помню, висел листок бумаги с меню на неделю:
Первое: Щи с тушенкой.
Второе: Шпагети с тушенкой.
Третье: Кисель.
Орфография меню по памяти, но «шпагети» просто врезалось в память, так же, как и сигареты «Поль-Моль» в деревне под Ярославлем (на самом деле были Пэлл-Мэлл). У неленивых меню было поразнообразнее, да и мужики летом приносили грибы и ягоды – можно было и компотиком или морсом побаловаться. Ну это я так, отвлекся. Кстати, тема поварих и других особ женского пола на морских пароходах очень хорошо раскрыта в рассказах моего товарища Капитана Врунгеля, кому интересно – рекомендую!
В общем, позавтракали и выдвинулись на поиски точки новой буровой – вроде бы чего там, пройти пару километров и найти крест геофизических профилей, но это – летняя тундра! И скорость пешехода в броднях и под рюкзаком – не более двух км в час! Пока дошли, пока нашли крест сейсмопрофилей (понятно, что пикетаж там не сохранился, нашли по следам тракторов и вездеходов, на которых сейсмики бороздили просторы тундры (в те времена еще не было запрета на летнее передвижение гусеничной техники по тундре) – прошло часа два. Отмерили рулеткой нужное количество метров по профилю – и забили кол с фанеркой – Буровая № такой-то. Не торопясь сделали съемку площадки 100 х 100 метров, пробурили «мечтой геолога» - ручным комплектом 5 скважин «конвертом» для определения грунтов – и все! Работа выполнена! День полярный длинный, поэтому успели к ужину на буровую, и тут погода на глазах начала портиться! Из Арктики пришел Циклон, даже ЦИКЛОНИЩЕ! Вот тут и началось… Круглые сутки – моросящий дождь, северный ветер и облака, цепляющие верх буровой вышки. Промозглая сырость, пропитывающая и одежду, и кровати в балках, в общем всё, что может и не может промокнуть, а главное – вынужденное безделье. Практически полный информационный вакуум, за исключением переговоров бурмастера с городом и неутешительных прогнозов погоды, получаемых по рации. Телевидения и радио нет, читать нечего, все анекдоты рассказаны. Морды лица коллег по работе начинают реально раздражать… И так – целую неделю! Мужикам из буровой бригады до нас дела нет, у них вахта – 12 через 12 часов тяжелой работы. Для бурмастера мы – обуза, ему побыстрее от нас избавиться, но кроме, как вертолетом – нечем!
Наконец-то погода наладилась, ветер стих и выглянуло солнце. Наутро бурмастер попросил подсушить наши постельные принадлежности, мы, конечно, вынесли все одеяла, подушки, матрасы, наволочки и простыни и расстелили их на подсохших буграх рядом с вертолетной площадкой. Тут прибегает к нам помбур и говорит: - Быстро собирайтесь, сейчас вертушка в город будет! Естественно, минут через пять мы уже были на вертолетке со всем своим барахлом. Послышался гул двигателей, и на площадку сел МИ-26!
Все мы учились в школе и на уроках физкультуры играли в волейбол. Так вот, если школьный спортзал удлинить в два раза, то этот вертолет будет такой длины – 40 метров! А мощность двигателей – почти 23000 лошадей, это больше, чем суммарная мощность 200 легковушек на стоянке у супермаркета! И поток воздуха при посадке стоящего человека сбивает с ног!
Конечно, дождались мы, когда стихнет этот сумасшедший ветер, запрыгнули в брюхо этого монстра и благополучно улетели домой. А через пару недель случайно встретили бурмастера с этой буровой. Мало того, что мы ему всю плешь проели своим прозябанием во время нелетной погоды, так еще и все наши постельные принадлежности пришлось собирать по тундре в радиусе километра!
Вот такую историю рассказал мой товарищ.