Найти в Дзене
Яндекс Путешествия

Гид по метро Санкт-Петербурга: как его строили, какие рекорды и как работает?

Оглавление

Санкт-Петербургское метро отмечает 70-летие в ноябре 2025 года. Пять подземных линий, 73 нарядные станции и около 130 километров путей — метрополитен встаёт вровень с другими достопримечательностями города. В день по подземным путям следует до четырёх миллионов пассажиров. Больше народа пользуется метро только в Москве, Париже и Лондоне.

В питерском метро можно спуститься к поезду на глубину почти 100 метров, через платформу станции перейти с одного берега реки на другой, узнать в музейной экспозиции историю футбольного клуба и увидеть самую красивую станцию метро в Европе.

История

Проекты подземного коридора под Невой стали поступать властям ещё в начале XIX века. Первым был инженер Торгованов. Он предлагал проложить глубокий тоннель между Васильевским островом и Адмиралтейской стороной. Но император Александр I не увидел в проекте перспектив для города, а изобретателю передал наказ больше подобными «прожектами» не заниматься. Впрочем, Торгованов получил от казны «за труды» двести рублей. Нечто похожее, но с тем же результатом предлагал и знаменитый изобретатель-самоучка Кулибин.

«Кировский завод» — одна из станций первой линии питерского метро. Фото:Artyom Svetlov / Wikimedia
«Кировский завод» — одна из станций первой линии питерского метро. Фото:Artyom Svetlov / Wikimedia

В начале XX века Петербург бурно рос и развивался. Интенсивное движение на улицах исторического центра увеличилось в разы. На рубеже столетий в столице работали 26 тысяч ломовых извозчиков и почти 15 тысяч легковых экипажей, 370 вагонов на конной или паровой тяге, сотни автомобилей, омнибусов и трамваев. Но даже такое количество городского транспорта уже не справлялось с потоком пассажиров.

Война и революция вновь помешали строительству. Только в 1937 году в генплане развития Ленинграда 1937 года предусмотрели создание трёх линих железнодорожных путей общей протяжённостью 165 километров.

Первую Кировско-Выборгскую ветку начали строить зимой 1941 года и успели заложить 33 вертикальные шахты. Метростроевцы столкнулись с серьёзными проблемами: не было достоверных данных от геологоразведки и опыта работы со сложными грунтами. Проходчики встретили насыщенные водой пески и липкие глины, ледниковые отложения с огромными валунами и твёрдыми песчаниками. Из инструмента рабочие использовали лом, кирку и лопату, а в лучшем случае — отбойный молоток. Даже в таких условиях они успели к июню приступить к прокладке штолен между шахтными стволами.

Великая Отечественная война прервала все работы, а метростроевцев перебросили на оборонительные рубежи вокруг Ленинграда. Шахты и штольни пришлось затопить, чтобы спасти их от обрушения. Сразу после Победы стройку возобновили. Всего через десять лет город получил подземный транспорт, оформленный в помпезном стиле сталинского ампира, как и московское метро тех лет.

Петербургская подземка — глубокого залегания. Большинство станций и тоннелей находится на уровне от 60 до 100 метров под землёй. Это связано с тем, что в 1950-е годы рабочие так и не смогли решить проблему подвижного водонасыщенного грунта. Подземные вестибюли и платформы закладывали там, где основной слой составляет плотная кембрийская глина, которая не пропускает влагу, а в вертикальных стволах шахты пески-плывуны замораживали.

Одна из современных станций — «Международная». Открыта в 2012 году на глубине 65 метров. Фото: No Redeeming Value / Wikimedia
Одна из современных станций — «Международная». Открыта в 2012 году на глубине 65 метров. Фото: No Redeeming Value / Wikimedia

Интересные факты

Первая станция

Метро в Питере открыли 15 ноября 1955 года. Первый участок длиной 10,8 километра соединил «Автово» с «Площадью восстания», которая официально стала первой станцией Ленинградского метрополитена, как «Сокольники» в Москве.

Бумажные билеты

Сначала пассажиры покупали бумажные билеты, а контролёры проверяли их на входе. Спустя три года поставили турникеты, пропускающие по жетонам. Металлические тяжёлые кругляши до сих пор в ходу.

Все пять линий питерского метро проходят под руслами рек. Фото: Александр Брилль / Wikimedia
Все пять линий питерского метро проходят под руслами рек. Фото: Александр Брилль / Wikimedia

Закрытые платформы

В России только в Петербургском метро есть закрытые станции, например «Петроградская» или «Гостиный двор». Там автоматические двери в перегородках, отделяющих платформу от ж/д пути, открываются вместе с вагонными. Бытует мнение, что это сделано для сохранности станции во время наводнения. По другой версии, закрытые более бюджетны. Таким тоннелям не нужна дорогостоящая отделка, так как они спрятаны от глаз пассажиров. Однако последующая эксплуатация показала, что затраты на электроэнергию для моторов дверей, их обслуживание и ремонт во много раз превышают стоимость отделки. К тому же у таких станций  низкая пропускная способность.

«Беговая» на 3-й линии — одна из станций с закрытой платформой. Её построили к чемпионату мира по футболу. Фото: Florstein / Wikimedia
«Беговая» на 3-й линии — одна из станций с закрытой платформой. Её построили к чемпионату мира по футболу. Фото: Florstein / Wikimedia

Затопленный тоннель

В 1974 году на перегоне Кировско-Выборгской линии случилась крупная техногенная авария. Тоннель торопились сдать к XXV съезду КПСС, поэтому технологию работы в водоносных песках нарушили, а ведь давление воды в них составляло несколько атмосфер. Из-за плывуна бетон размыло, и в тоннель между станциями «Площадь Мужества» и «Лесная» хлынула вода. Рабочие с трудом закрыли затворы, чтобы спастись, а тоннели затопило. Здания, расположенные на поверхности, дали трещины, на улицах образовались провалы.

При ликвидации последствий аварии работали 15 замораживающих станций, которые использовали более 6000 тонн жидкого азота. Такой глобальный объём заморозки грунта стал первым мировым опытом. По этим реальным событиям в 1986 году вышел фильм-катастрофа «Прорыв».

Станция-призрак

Проект «Адмиралтейской» одобрили ещё в 1950-х, начали строить в конце 1990-х, а открыли только в 2011 году. Из-за аварии 1974 года тоннель и новую станцию в центре города решили проложить на безопасной от прорыва, почти стометровой глубине.

«Адмиралтейская» была закрыта  пятнадцать лет: внизу её построили, а наверх к наземному вестибюлю вывести не могли. Не хватало технологий для прокладки наклонного тоннеля в тесной исторической застройке. Долгое время электропоезда проезжали без остановки «станцию-призрак», а пассажиры могли в сумраке различить только полутёмный зал. Кстати, с тех пор российские дизайнеры логотип питерской подземки иронично назвали «Символом обвалившегося тоннеля».

Станция на месте церкви

Уличное здание станции «Площадь Восстания» напоминает купол храма со шпилем вместо креста. До сих пор можно увидеть старушек, которые крестятся, глядя на него. Всё потому, что на этом месте почти два века стояла Знаменская церковь. Её снесли для постройки павильона метро.

Отделанную мрамором платформу украшают лепнина и массивные бронзовые люстры. Если присмотреться к каменным плитам, то можно разглядеть останки доисторических моллюсков.

Интересно, что именно на станции «Площадь восстания», построенной на месте храма, находится единственный сохранившийся в питерском метро барельеф И. Сталина. Фото: Kora27 / Wikipedia
Интересно, что именно на станции «Площадь восстания», построенной на месте храма, находится единственный сохранившийся в питерском метро барельеф И. Сталина. Фото: Kora27 / Wikipedia

На что обратить внимание при посещении

Сегодня Санкт-Петербургский метрополитен располагает пятью подземными линиями.

1-я красная Кировско-Выборгская ветка имеет 19 станций. Она первая не только по названию, но и по времени открытия. Здесь находятся богато украшенные вестибюли в традициях сталинского ампира. Станции от «Автово» до «Площади Восстания» включены в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

Платформу «Автово» зарубежная пресса признала одной из красивейших в Европе. В зале установлены 46 колонн, некоторые из них украшены объёмными узорами из стекла. Интересно, что в планах должны были так облицевать все колонны, но к открытию не успели. Позднее Хрущёв ввёл для страны режим экономии и борьбы с архитектурными излишествами. 30 столбов так и остались с мраморным оформлением.

Наружный павильон станции «Кировский завод» похож на античный Парфенон в Афинах, а также Мемориал Линкольну в Вашингтоне. Это изображение украшает пятидолларовую купюру и монету в один цент. Внутри зал вестибюля венчает купол, стоящий на белых колоннах.

«Кировский завод»: длинный перрон под землёй украшают чеканные панно на тему индустриализации и электрификации страны. Фото: Florstein / Wikimedia
«Кировский завод»: длинный перрон под землёй украшают чеканные панно на тему индустриализации и электрификации страны. Фото: Florstein / Wikimedia

Долгое время Питер был единственным городом в России, где метро выходило за черту мегаполиса в пригород. Это станция «Девяткино» 1-й линии, расположенная в посёлке Мурино Ленинградской области.

2-я синяя ветка — 30-километровая Московско-Петроградская линия. Она включает в себя 18 станций и считается рекордсменом по протяжённости.

3-я зелёная линия — Невско-Василеостровская. На ней расположены 12 станций петербургского метрополитена, в том числе метро закрытого типа «Маяковская», «Василеостровская», «Площадь Александра Невского» и «Гостиный двор». На сравнительно недавно открывшейся платформе «Зенит» за стеклянными витринами можно увидеть экспозицию о славной истории футбольного клуба.

Станция «Зенит» построена рядом с одноимённым стадионом на берегу Финского залива. Фото: Лана Ржевская
Станция «Зенит» построена рядом с одноимённым стадионом на берегу Финского залива. Фото: Лана Ржевская

4-я оранжевая Правобережная линия объединяет пока девять станций глубокого залегания. Незаконченную платформу «Театральная» около Мариинского театра пока законсервировали.

На 5-й фиолетовой Фрунзенско-Приморской линии, которая состоит из 15 станций и протянулась под землёй почти на 27 километров, расположена «Адмиралтейская» — глубочайшая в России.

Удивительно, что со «Спортивной» 5-й линии эскалаторы на поверхность выводят пассажиров на два разных острова — Васильевский и Петроградский. На станциях «Спортивная», «Проспект Славы» и «Дунайская» работают не только эскалаторы, но и траволаторы, то есть движущиеся горизонтальные ленты без ступеней.

На «Спортивной» составы идут не по бокам от платформы, а друг над другом. Двухъярусная станция — одна из самых необычных в Питере. Фото: Florstein / Wikimedia
На «Спортивной» составы идут не по бокам от платформы, а друг над другом. Двухъярусная станция — одна из самых необычных в Питере. Фото: Florstein / Wikimedia

Режим работы и цена билетов

Метро в Санкт-Петербурге работает ориентировочно с 05:30 и до 00:30. Время открытия и закрытия у каждой станции своё. Дополнительные выходы некоторых закрываются рано. Например, в 22:00 перекрывают один из выходов метро «Ленинский проспект», «Проспект Ветеранов», «Московская», «Проспект Славы», «Дунайская». В 20:00 — у «Достоевской» и «Технологического института 1». В 23:00 — выход на улицу Михайловская со станции «Невский проспект».

Переходы между линиями действуют до 00:15. Несколько дней в году метрополитен открыт круглосуточно. Например, на Новый год, День города, в «Ночь музеев», на Рождество или Пасху, а также 1–2 мая, 9–10 мая, во время праздника выпускников школ «Алые паруса».

Тарифы в питерской подземке меняются каждый год. С 1 января 2025 года стоимость жетона — 81 рублей, так же, как при оплате банковской картой «Мир». Если в кассе метрополитена приобрести транспортную карту «Подорожник», то цена составит 56 рублей. Повторный проход стоит 75, но если прошло больше 10 минут, то спишется вновь 56.

На «Подорожник» можно «записать» проездной, который действует для метро, троллейбусов, трамваев и автобусов. Цена: 311 рублей за суточный, 598 — за трёхдневный, 1058 — за пятидневный. Отсчёт идёт от первой активации карты.

Цена карты — 80 рублей. Пополнить баланс можно в кассах, терминалах в метро или онлайн. Фото: Лана Ржевская
Цена карты — 80 рублей. Пополнить баланс можно в кассах, терминалах в метро или онлайн. Фото: Лана Ржевская

Советы

  1. Спланировать маршрут, найти нужную станцию метро, определить время движения удобно с помощью интерактивной карты Метро СПб. Скачать её можно через rustore.
  2. При рассчитывании времени поездки нужно учитывать, что в Питере глубокие станции и длинные эскалаторы. Например, на «Адмиралтейской» спуск/подъём в одну сторону занимает более пяти минут.
  3. В питерском метро наряду с современными турникетами есть и старого образца. Они не умеют работать с банковской картой. Нужные турникеты находятся, как правило, с краю.
  4. Для повторной оплаты проезда той же картой действует тайм-аут в одну минуту.
  5. Карта «Подорожник» не привязана к конкретному человеку. Её можно передавать знакомым или родным, которые собираются в Питер.
  6. Если пребывание в Питере закончилось, сдайте «Подорожник» в кассу метро, предъявив паспорт. Тогда возвращают номинальную стоимость карты, но не остаток средств, их лучше «изъездить» полностью. Возможность возврата сохраняется в течение 45 дней с момента покупки «Подорожника».

Какое метро по вашему более красивое: московское или питерское?

Полезные ссылки

Как работает метро в Москве: интервал движения и что делать после закрытия?

Почти двадцать тысяч под водой: 13 глубочайших станций метро в мире

Текст: Лана Ржевская для Яндекс Путешествий

Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!