Найти в Дзене
СВЯТЫЕ ONLINE

Сделать счастливым другого человека. Формула успеха семьи Поповых

Александр и Мария Попова, ученые-биологи, родители 10 детей, оставив научную карьеру в Москве, тем не менее, не прекратили заниматься наукой. Однако теперь их исследования служат самым высоким целям: созданию системы воспитания и образования ребенка в православной семье. В основе этой системы, которой управляет Господь, лежит, по мнению супругов, любовь мужа и жены. Продолжаем публиковать материалы беседы студента МГИМО Даниила Дорофеева и ученицы 11-го класса Елизаветы Легойды с Александром и Марией Поповыми. Первую часть читайте здесь. Даниил Дорофеев: – Многие считают, что наука и вера в Бога несовместимы. Вы с этим согласны? Александр Попов: – Нет, у меня занятия наукой и вера в Бога никогда не вступали в противоречие. Я в Бога верю с пяти лет, а научной деятельностью занимаюсь с тринадцати лет. Одно другому никогда не мешало. Мария Попова: – Мне всегда было понятно, что наука – вещь относительная. А вера и Истина абсолютны и неизменны, в отличие от научных фактов и всего изменяем
Оглавление

Александр и Мария Попова, ученые-биологи, родители 10 детей, оставив научную карьеру в Москве, тем не менее, не прекратили заниматься наукой. Однако теперь их исследования служат самым высоким целям: созданию системы воспитания и образования ребенка в православной семье. В основе этой системы, которой управляет Господь, лежит, по мнению супругов, любовь мужа и жены.

Продолжаем публиковать материалы беседы студента МГИМО Даниила Дорофеева и ученицы 11-го класса Елизаветы Легойды с Александром и Марией Поповыми.

Первую часть читайте здесь.

Наука и религия

Даниил Дорофеев:

– Многие считают, что наука и вера в Бога несовместимы. Вы с этим согласны?

Александр Попов:

– Нет, у меня занятия наукой и вера в Бога никогда не вступали в противоречие. Я в Бога верю с пяти лет, а научной деятельностью занимаюсь с тринадцати лет. Одно другому никогда не мешало.

В семье все должно быть красиво. Последние штрихи перед записью интервью
В семье все должно быть красиво. Последние штрихи перед записью интервью

Мария Попова:

– Мне всегда было понятно, что наука – вещь относительная. А вера и Истина абсолютны и неизменны, в отличие от научных фактов и всего изменяемого в нашей жизни. Я всегда была убеждена, что наука отвечает только на вопрос «как?». Она изучает материальный мир, и поэтому весьма ограничена в понимании главных жизненных вопросов. А вопросы «почему?», «зачем?» и «откуда?» совершенно не в ее компетенции. Я наукой тоже занимаюсь, можно сказать, с детства, с 14 лет, и никогда никакого противоречия не ощущала, и мои учителя передо мной выбор – одно или другое – никогда не ставили.

-3

И я до сих пор люблю научную работу. Даже, как оказалось, не могу перестать ею заниматься. Несмотря на то, что я ушла из института, я все равно занимаюсь разработкой учебных пособий по домашнему образованию. Это тоже научная деятельность. Но просто я уже изучаю не мозг, а учебные системы. И должна на основании этого изучения сконструировать новую систему образования и воспитания. То есть аналитический склад ума никуда не делся.

Моя задача в том, чтобы мои исследования служили христианской цели, служили моему Православию.

Это значит, я должна найти ответы на очень важные вопросы. Например, как мне в отношениях с детьми улучшить себя? Как мне семейную жизнь улучшить?

Елизавета Легойда:

– То есть вы занимаетесь наукой ради себя?

Мария Попова:

– В христианстве есть вещи, которые кажутся порой парадоксальными. Мы знаем фразу Амвросия Оптинского: «Спаси себя и хватит с тебя». А с другой стороны, как же быть тогда с заветом Христа: «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф. 7:12), если ты занимаешься своим спасением так эгоистично. Это вопрос с открытым ответом. Мы в течение всей жизни ищем, как этот парадокс разрешить, и каждый находит свою меру.

Христианство содержит много парадоксов. Когда человек спасается сам, вокруг него, по слову преподобного Серафима, спасаются тысячи
Христианство содержит много парадоксов. Когда человек спасается сам, вокруг него, по слову преподобного Серафима, спасаются тысячи

«Моей жизнью управляет Господь»

Елизавета Легойда:

– Мария, а у вас как изменилось за эти 22 года, когда вы вместе с Александром, представление о любви, о чувствах?

Мария Попова:

– Как ученый-нейрофизиолог я считаю, что происходит некоторая деформация отношений. А как женщина понимаю, что чувства есть, их много, и они разные. Человек не может жить без эмоций – он в этом случае просто нездоров. Но чувства должны знать свое место: они не могут управлять моей жизнью. Если полагаться только на эмоции, то долго не протянешь. Влюбленность заканчивается через месяц. Можно еще выдержать 2-3 года, а потом – все: я живу с каким-то непонятным человеком, чужим, мы слишком разные. И вообще в этом нет смысла.

Ни чувства, ни разум не должны управлять моей жизнью. По большому счету, она в руках Божиих
Ни чувства, ни разум не должны управлять моей жизнью. По большому счету, она в руках Божиих

Точно так же и с разумом. Он очень неумный, он все время говорит, что делать, как нам получше устроиться. И он тоже должен знать свое место. Я не могу полагаться на руководство разумом в моей жизни, потому что он слишком самостоятелен. Для разума и мозга как бы чересчур важен мой личный комфорт, он заботится, чтобы я не слишком напрягалась, он просчитывает любую ситуацию в моих интересах.

Моей жизнью управляет Господь. Это Он дает мне кучу всего самого лучшего для того, чтобы я свои вопросы решала. Меня это иногда то раздражает, то пугает, иногда кажется, зачем мне это дали, это мне совершенно не нужно. Лучше бы мне дали другую жизнь, я прожила бы ее гораздо лучше.

Но то, что я думаю – не важно, потому что магистральная линия определяется не мною.

И это каждый человек может сказать про себя. У каждого бывают такие ощущения. И поэтому мне хочется держаться за то, что сверхценно для меня. То есть не имеет житейской цены. Например, если я православная, то мне должна быть ценнее семья, чем я сама по себе. Потому что Господь создает человека для семьи. Не знания, труд и сила делают человека человеком и венцом творения.

Елизавета Легойда:

– То есть любовь выходит за рамки чувства «нравится – не нравится». Тогда что такое любовь к мужу?

Мария Попова:

– У меня есть ответ, но он совершенно не книжный. Я сама поняла вот что. Мне интересно, важно для сердца и души делать счастливым другого человека.

Заниматься своим счастьем бессмысленно, потому что сам человек не может сделать себя счастливым. Ну, он может себя накормить, но ведь это еще не счастье.

Так устроен духовный мир, что счастья можно достичь, делая счастливым другого.

-6

Даниил Дорофеев:

– Александр, а как ваше чувство изменилось за эти годы?

Александр Попов:

– Это странное чувство – любовь. Пока я был моложе, думал, что вот у меня будет очень клевая, красивая, умная жена. Понятное дело, она меня будет очень любить. И моих детей тоже. Она будет постоянно что-то вкусное мне готовить, убираться в квартире. А что, если окажется все не так? Если она не будет любить меня и моих детей? Тогда я что-нибудь такое сделаю, чтобы она меня полюбила.

Конечно, со временем я расстался с этими мыслями.

Человека невозможно исправить.

Даже сам себя человек не может изменить. А самое главное, что мужчины и женщины – это абсолютно разные создания. Совмещение этих двух начал невозможно. Это ситуация изначально обреченная.

И мы должны жить в этой обреченной ситуации, вооружившись по возможности каким-то радостным жизнелюбием и разумной веселостью.

Но не питая иллюзий, что мы своими силами можем ее исправить.

Разумная веселость и жизнелюбие помогают во всем. Герои проекта с ведущими Даниилом Дорофеевым и Елизаветой Легойдой
Разумная веселость и жизнелюбие помогают во всем. Герои проекта с ведущими Даниилом Дорофеевым и Елизаветой Легойдой

Даниил Дорофеев:

– А что в семье важнее – любовь между супругами или любовь супругов к детям?

Александр Попов:

– Конечно, любовь между супругами. Жена все-таки у меня одна. А дети – что-то хоть и очень важное, но не первое.

Мария Попова:

– Да, это однозначно: муж важнее всего.

Семейный оркестр Поповых. Папа в нем - главный
Семейный оркестр Поповых. Папа в нем - главный

«Ничто не может посягать на наш союз»

Елизавета Легойда:

– Александр сказал, что ему хотелось, чтобы жена была красивой, умной и любила бы мужа. Что надо делать, чтобы оставаться красивой и при этом рожать детей? Опять же, есть стереотипы, что материнство портит и фигуру, и внешность, и отношения с мужем...

Александр Попов:

– Ну, конечно, как-то мы с течением жизни ухудшаемся и портимся, ведь отличаются молодая картошка и прошлогодняя.

Мария Попова:

– Я с самого начала семейной жизни не собиралась сдавать свои позиции. Считала, что надо устроить все так, чтобы у нас с Сашей было бы наше время. Чтобы мы больше времени проводили друг с другом, чтобы у нас его не отнимало что-нибудь другое – дети или наша работа. Это все не может посягать на наш союз. Ничто внешнее не может нам мешать. Потому что для нас слишком ценно то, что мы вместе.

И – да – я должна быть в хорошем состоянии, насколько это возможно. Для этого делать то, что делают все, и у кого есть дети, и у кого их нет. Надо больше отдыхать, гулять вместе, заниматься тем, то приносит душе радость. И не раз в год, а каждый день. Это помогает оставаться в хорошем состоянии и настроении.

Мне кажется, что сегодня у нас много свободы и очень много возможностей. Горизонт огромный. Незарегулированная жизнь, можно делать осознанный выбор. И почему бы тогда мне его не сделать в сторону того, что я считаю хорошим и правильным, пусть даже сопротивление среды великовато.

У нас с Сашей должно быть только наше время
У нас с Сашей должно быть только наше время

Даниил Дорофеев:

– Если бы у вас была возможность поставить семейную жизнь на паузу и месяц пожить только для себя, вы бы этим воспользовались? Как бы вы провели это время?

Александр Попов:

– Конечно, воспользовался бы. Я бы книжку написал. Моя жена написала, а мне обидно.

Мария Попова:

– На паузу я ничего бы не ставила. Ну, может, съездила куда-нибудь. Но я и так часто езжу. Нет, у меня никакой потребности освободиться от семейных забот.

Занимайтесь тем, что дает силы душе!

Елизавета Легойда:

– Очень многие люди не способны найти время заниматься тем, что доставляет им удовольствие.

Александр Попов:

– Это потому, что им в детстве говорили, что нужно делать не то, что хочется, а что от тебя требуют. А то, что хочется, делать не надо. И именно так устроена вся современная система воспитания – заставить человека делать то, что он не хочет. И желательно, чтобы так было всю жизнь.

Но я считаю, что надо заниматься вещами, которые дают силы твоей душе.

-10

Это такая же существенная необходимость для человека, как делать зарядку, например, с определенного возраста. Иначе ты просто придешь в некондиционное физическое состояние. Да, есть необходимость выполнять работу, которая может не нравиться, например, давать траву корове. Этим действительно надо заниматься. Но точно так же есть вещи, которыми надо заниматься для души, и они не являются прихотью или роскошью. Они необходимы для того, чтобы быть счастливым, довольным человеком.

Мария Попова:

– Когда ты делаешь только то, что от тебя требуют, в этом нет любви, нет свободы. Это просто какая-то яма, в которую корову даже посадить неприлично. Я всегда с негодованием смотрела на такие вещи. Зачем это?

Когда я стала ученым, я познакомилась с концепцией выученной беспомощности (это теория, описывающая состояние сознания существа, утратившего ощущение связи между собственными действиями и их результатами). Это подтвердило мое ощущение, что так не должно быть.

Я должна понять, что мне нужно, чтобы быть счастливым человеком, и этим заниматься.

Знаете, часто можно услышать, в том числе от как бы «специалистов по саморазвитию» или «психологов», что верх осознанности в том, чтобы человек сформулировал, чего он хочет. Но на самом деле это уровень нематоды (микроскопический круглый червь). Потому что дальше надо задавать себе вопрос: это хорошо или плохо? Этого надо хотеть или нет? И главное, зачем все это?

-11

Человек должен разобраться со своей «выученной беспомощностью». И решить, что действительно важно и возможно в жизни, а что просто бред, который необходимо отбросить. Это трудно? Да, все плохое делается легко, все хорошее достается трудом. Можно вообще не рефлексировать. Вода скатывается вниз. Можно вот так катиться и дойти до нуля. А можно сделать осознанный выбор в сторону того, что я считаю хорошим и правильным, пусть даже сопротивление среды велико.

Женщине сегодня разрешается делать все что угодно, кроме самого важного. Именно того, чего она хочет – быть женой и матерью. Если я считаю, что это главное, то, скорее всего, не найду поддержки ни в СМИ, ни в какой-то администрации, ни в обществе, которое будет считать, что если ты сидишь дома и рожаешь, то больше ни на что не способна.

Даниил Дорофеев:

– Тогда надо искать ответ на вопрос: зачем нужна семья?

Мария Попова:

– И если мы ответим на этот вопрос, мы сможем отделить главное от второстепенного, лишнего. А главное – это дети и семья. Лишнее надо просто отсеять. Оставить только то, что связано с душой: наша способность творить и делать других счастливыми.

Семья - это малая церковь, которая держится трудами и молитвой
Семья - это малая церковь, которая держится трудами и молитвой

Семья – это не «зачем», а «почему». Потому что, создавая семью, нечто новое во Вселенной, чего раньше не было, мы делаем наших близких счастливыми людьми. И в этом мы реализуем себя, находим свое место и смысл нашей жизни.

Семья – это малая церковь, единственный источник в мире счастливых людей, их больше неоткуда взять.

Земное счастье человек обретает только в семье – вот зачем семья совершенно необходима современному человеку!

Проект реализуется фондом «Медиа просвещение» в содружестве с кинокомпанией «Фома Кино», режиссером Верой Водынски и продюсером Анастасией Легойдой при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Александр Трушин

Фото Владимира Ештокина и из архива семьи Поповых