Характер Ивана Грозного был тяжелым с детства. Воспитанием его занимались мало. Трех лет от роду, в 1533 году остался без отца, Великого князя Василия III. В восемь - потерял мать Елену Глинскую, которую бояре не любили за литовские корни и "нерусское воспитание".
Иван был уверен, что они и "извели ядом" великую княгиню Московскую. Так оно скорее всего и было, потому что власть после смерти Елены Глинской и до исполнения Ивану 15 лет отошла боярам. Временщики, как их называли , поначалу относились к юному князю с презрением. Позже Иван Грозный вспоминал:
"Натерпелись мы с братом лишений и в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было".
Юность Ивана IV, будущего Грозного, проходила в напряженной борьбе за власть. Опасаясь его растущей самостоятельности и влияния, бояре-временщики решили отвлечь подростка от политики. Они стали поощрять его склонность к "невинным забавам" - кутежам и разврату. Если сначала его спальню украшали сенные девки, то вскоре их место заняли знатные боярышни: каждый клан надеялся породниться с великим князем, выдав за него свою родственницу. Однако юный Иван не позволил сердцу взять верх над разумом. Хитростью стравив между собой могущественных опекунов, он вскоре избавился от них всех, продемонстрировав первые проблески того жесткого политического расчета, который станет его визитной карточкой.
В январе 1547 года шестнадцатилетний Иван совершил беспрецедентный шаг, венчавшись на царство и приняв титул, который уравнивал его с императорами. Он стал первым официально коронованным царем всея Руси. Укрепив свою власть формально, он решил обзавестись семьей. В Кремле был устроен грандиозный смотр невест, куда со всех уголков страны привезли около четырехсот девиц знатного происхождения.
Выбор молодого царя оказался неожиданным и мудрым. Его сердце покорила Анастасия - девушка из старинного, но не самого могущественного провинциального рода Захарьиных-Юрьевых.
Законные браки (признанный Церковью)
1. Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева (1547–1560)
Статус: Первая и самая любимая жена, "царица-утешительница".
Брак, заключенный по любви и благословению митрополита Макария, оказался для Ивана Грозного счастливым. Придворные с изумлением отмечали перемены: царь оставил прежние жестокие забавы, стал более сдержанным, а все свободное время проводил с кроткой и умной супругой, которая расцвела в его любви. Современники восхищались ее благочестием и мягким нравом. Анастасия родила шестерых детей, включая наследников - Дмитрия, Ивана и Федора.
Весной 1553 года Иван Грозный тяжело заболел, и лекари объявили его безнадежным. Опасаясь смуты, царь потребовал от бояр присягнуть своему младенцу-сыну, Дмитрию. Однако знать воспротивилась, предпочитая кандидатуру князя Старицкого, двоюродного брата Ивана. Хотя царь выздоровел, этот эпизод посеял первые семена недоверия к боярству.
Вскоре после этого, в том же 1553 году, во время паломничества в Кирилло-Белозерский монастырь, первенец Дмитрий погиб в возрасте около 9 месяцев в результате несчастного случая. Это стала первой страшной личной трагедией, омрачившей счастливый брак.
После этой утраты Иван все чаще предавался буйным пиршествам. Кроткая Анастасия не бранила супруга, но сама тихо угасала от загадочной болезни. Ее безвременная кончина в 1560 году, которую Иван Грозный приписал отравлению со стороны враждебных бояр, стала роковым переломом. Царь, потеряв "утешительницу", окончательно погрузился в пучину подозрительности и мести, что во многом определило мрачный характер его дальнейшего правления.
Подозрения Грозного получили трагическое подтверждение в 2000 году: исследование останков царицы выявило в ее волосах и костях большое количество ртути и мышьяка - главных ядов того времени.
Этот брак имел колоссальные исторические последствия. Именно от Анастасии Романовны ведет свое происхождение династия Романовых: ее племянник, Федор Никитич (будущий патриарх Филарет), стал отцом первого царя из этого рода - Михаила Федоровича.
2. Мария Темрюковна (Кученей) (1561–1569)
Статус: Вторая жена, кабардинская (черкесская) княжна.
Вскоре после смерти первой жены Иван Грозный объявил о желании вновь вступить в брак. На этот раз смотрин не проводили: государственные интересы заставили царя искать невесту за рубежом. Польша и Швеция ответили отказом "дикому московиту", однако на Кавказе нашлась подходящая кандидатура - 16-летняя Кученей, дочь кабардинского князя Темрюка Айдаровича. Этот брак был политическим, призванным укрепить союз с кавказскими народами.
Царю полюбились и белая кожа черкешенки, получившей в крещении имя Мария, и ее черные глаза, но больше всего - ее необузданный нрав. Характер Марии, по некоторым данным, был суровым, и она поощряла жестокие наклонности государя. На охоте она не отставала от мужа в бешеной скачке, а соскочив с коня, сама вонзала клинок в глотку зверю. Наблюдая за казнями, она не прятала лица, как некогда кроткая Анастасия.
Говорили, будто по ее совету царь в 1565 году учредил опричное войско, а ее брат, Михаил Темрюкович, стал одним из самых видных и жестоких опричников. Мария умерла от болезни (вероятно, пневмонии), хотя слухи об отравлении, исходившие от недоброжелателей из окружения царя, ходили постоянно.
3. Марфа Васильевна Собакина (1571)
Статус: Третья жена, выбранная на знаменитом "смотре невест", куда со всей Руси съехались две тысячи девиц.
Ее стремительная болезнь и смерть через две недели после свадьбы (так и не став царской супругой фактически) - одна из главных загадок той эпохи. Официальной причиной назвали "грудную болезнь" (чахотку). Однако Иван Грозный был убежден в отравлении и учинил жестокий сыск. В число обвиненных попал даже брат предыдущей царицы, Марии Темрюковны, которого казнили.
Эта смерть имела катастрофические последствия: царь заявил, что Бог не благословляет его браки. Кончина Марфы дала Ивану формальный повод для следующего, уже четвертого и канонически незаконного брака, что стало вопиющим нарушением церковных правил.
Незаконные браки (не признававшиеся церковью)
Царь, недолго думая, решил жениться на другой участнице смотрин - Анне Колтовской.
4. Анна Алексеевна Колтовская (1572–1574)
Статус: Четвертая жена.
Брак с Анной Колтовской нельзя назвать счастливым. Иван невзлюбил Анну и в конце концов сослал ее в монастырь под именем Дарьи. Существует полулегендарная версия, что Анна, сострадая жертвам, тайно спасала людей, за что и впала в немилость. Короткое замужество совпало с периодом относительной милости царя и отменой опричнины, что приписывали опальной царице. Однако - это только слухи: Иван в те годы уже не слушал никого, тем более нелюбимую супругу. Уникальность ее судьбы в том, что она пережила не только Грозного, но и всех его других жен, скончавшись в 1626 году при царе Михаиле Романове.
5. Мария Долгорукая (1573?)
Статус: Пятая (?) жена.
Самая загадочная из жен. Нет точных доказательств об этом браке. По одной из версий, пятая жена была утоплена в пруду в Александровской слободе, по приказу царя в первую же брачную ночь, когда выяснилось, что она не была девственницей. История о гибели Марии Долгорукой появилась уже после смерти царя, причем за границей, где Ивану Грозному, как и Владу Дракуле, приписывали самые невероятные преступления. Тем не менее пруд в Александровской слободе действительно существовал, и английский посол Джером Горсей писал о нем: "Много жертв было потоплено в нем. Рыбы там питались в изобилии человеческим мясом".
Эта история, скорее всего, является сборным образом жестокости Ивана IV, "приправленным" моралите о грехе прелюбодеяния. Николай Карамзин, автор труда "История государства Российского", не включил Марию Долгорукую в список жен Ивана Грозного. Большинство историков предпочитают использовать осторожную формулировку "по некоторым сведениям" при упоминании о браке с Марией Долгорукой.
6. Анна Григорьевна Васильчикова (1575–1576)
Статус: Шестая жена.
Брак был очень коротким. Свадьба была скромной, присутствовали бояре, высшие думские чины, немного "ближних людей" и родственников Анны. В Новгородской летописи сказано, что происходило в соборной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Александровой слободе.
Анна отличалась тихим и скромным нравом, старалась быть хорошей женой и во всем угождать супругу. Когда влюбленность прошла, Иван Грозный стал отдаляться от жены и снова вести разгульный образ жизни.
Была насильно пострижена в монахини и, вероятно, убита в монастыре. Ее судьба - типичный пример жестокости Грозного. При исследовании ее останков в 2020-х годах в могиле в Суздале были обнаружены следы насильственной смерти (повреждения черепа и подъязычной кости), что подтверждает поздние летописные указания на ее убийство.
7. Мария Федоровна Нагая (1580–1584)
Статус: Седьмая (последняя) жена.
Очередной фаворит Федор Нагой сосватал ему 20-летнюю дочь Марию. Свадьба состоялась в сентябре 1580 года, почти одновременно с браками царских сыновей. Федор женился на Ирине Годуновой, а Иван на Елене Шереметевой. В октябре 1582 года Мария Нагая родила сына Дмитрия. Несмотря на это царь планировал сослать ее в монастырь, чтобы жениться на европейской принцессе.
После смерти Ивана Грозного была с сыном сослана в Углич братьями царя Федора Иоанновича, Борисом Годуновым и другими боярами. После загадочной гибели Дмитрия Углицого в 1591 году была насильно пострижена. Стала ключевой фигурой в политике Смутного времени: признала Лжедмитрия I своим сыном, что легитимизировало самозванца, а затем публично отреклась от него, назвав "расстригой и еретиком". Умерла в 1612 году, застав крах государства и начало освобождения.
Василиса Мелентьева и Иван Грозный
В "брачной летописи" Ивана Грозного упоминается и Василиса Мелентьева, вдова московского дьяка. В отличие от его других жен, она была уже не молода, ей было далеко за тридцать. Скорее всего, не была официальной женой Ивана Грозного, но с высокой долей вероятности была его "постельницей" (наложницей) в течение некоторого времени.
Основная информация о Василисе Мелентьевой исходит всего из двух источников:
- "История о великом князе Московском" Андрея Курбского (эмигранта и врага Грозного, писавшего с явной враждебностью).
- Поздние летописи и исторические сборники XVII века, созданные спустя много десятилетий после смерти Грозного.
Ни в официальных разрядных книгах, ни в дипломатической переписке того времени она не упоминается как царица. Как бы то ни было, но разрешения церкви на этот брак он не спрашивал. Они с Василисой жили невенчанно три года. Поэтому многие современные историки относятся к ее истории с осторожностью, считая полулегендарной.
Что известно из преданий и летописных рассказов?
Считается, что Василиса была женой дьяка Ивана Мелентьева, который, по одной из версий, погиб в походе на Ливонию, а по другой - был убит по приказу царя, чтобы завладеть его женой. Она была из незнатного рода. Василиса появилась при дворе не как царица, а как "постельница" (наложница). Однако легенды описывают, что ей оказывали почести, почти как царице, и она имела значительное влияние.
А потом она исчезла, и на этот счет имеется несколько версий:
- По преданию, Иван Грозный заметил "зрящей око" на молодого князя Ивана Девлетелева, и Василису насильно постригли в монахини в одном из суздальских монастырей.
- Другая версия более драматичная Василиса будто бы изменила царю с князем Иваном Колычовым, разгневанный царь забил его до смерти, а неверную полюбовницу закопал рядом с убитым любовником живьем.
Многоженство Ивана IV Грозного (формально 4-7 браков, в зависимости от трактовки каноничности) было исключительным явлением в истории русской монархии, противоречащим как православным нормам, так и династическим традициям Рюриковичей. Оно отражало глубокий личный, политический и психологический кризис царя и стало одним из факторов династической катастрофы конца XVI века.
Церковь действительно признавала только первые три брака. Все последующие считались блудным сожительством, а дети от них - "чадами блудными", не имевшими прав на престол. Именно это церковное правило стало формальным основанием для устранения царевича Дмитрия Угличского от наследования и привело к пресечению главной линии династии Рюриковичей после смерти его брата, царя Федора Иоанновича, в 1598 году. Таким образом, брачная политика Ивана Грозного напрямую подготовила почву для династического кризиса и Смутного времени.