Найти в Дзене
Почемучкин

Зачем на самом деле нужны гаргульи? Секрет средневековых «монстров», о котором многие не догадываются

Оглавление

Привет, друзья! Вы стоите перед величественным готическим собором. Нотр-Дам в Париже, собор в Кельне или, может быть, храм Святого Вита в Праге. Вы поднимаете голову, чтобы полюбоваться шпилями, уходящими в небо, и вдруг... на вас смотрит чудовище. Каменная пасть оскалена, крылья расправлены, взгляд зловещий. И оно такое не одно — их десятки, сотни! Они сидят на карнизах, свешиваются с крыш и выглядят так, будто готовы спрыгнуть вниз.

Возникает резонный вопрос: зачем на стенах святого храма, места молитвы и света, разместили эту армию демонов, драконов и уродливых зверей? Неужели средневековые архитекторы просто хотели напугать прихожан?

На самом деле, у этих пугающих статуй есть вполне земная, прозаичная и невероятно важная функция. Если бы не они, многие шедевры архитектуры просто не дожили бы до наших дней. Готовы узнать тайну, которая скрывается за каменными клыками? Тогда давайте разбираться, почему эти монстры — лучшие друзья строителей.

1. Не всё то гаргулья, что скалится: Учимся отличать "сантехнику" от декора

Прежде чем раскрыть главную тайну, давайте проведем небольшую ревизию понятий. Мы привыкли называть любую страшную статую на стене собора "гаргульей". Но для искусствоведа или архитектора это грубая ошибка.

Существует два типа изображений:

  1. Химеры (или Гротески): Это просто каменные статуи фантастических существ. Они сидят на балюстрадах, смотрят вдаль и... ничего не делают. Их функция — чисто декоративная и символическая. Знаменитые задумчивые демоны на балконе Нотр-Дама, с которыми так любят фотографироваться туристы, — это именно химеры.
  2. Гаргульи: А вот это — совсем другое дело. Гаргулья всегда выступает из стены, она вытянута вперед, и у нее (это самое главное!) всегда открыт рот или пасть.

И вот здесь мы подходим к разгадке. Слово «гаргулья» происходит от старофранцузского gargouille, что связано со звуком полоскания горла (вспомните наше слово "гарнитур" или английское gargle — полоскать). Гаргулья — это не просто статуя. Это... водосточная труба.

2. Гениальная инженерия Средневековья: Как спасти собор от дождя?

-2

Теперь давайте поговорим как хозяйственные люди. Представьте себе готический собор. Это гигантская махина из камня. У него огромная площадь крыши. Когда в Европе (где дожди — дело частое) начинается ливень, на крыше скапливаются тонны воды.

Куда деваться этой воде?

Если она просто будет стекать по стенам вниз, произойдет катастрофа:

  • Вода будет размывать известковый раствор, скрепляющий камни.
  • Камень начнет темнеть, покрываться мхом и разрушаться.
  • Зимой вода, попавшая в щели кладки, замерзнет, расширится и просто разорвет стены (эффект морозного выветривания).

Средневековые инженеры не имели пластиковых труб и желобов, которые мы используем на дачах сегодня. Им нужно было придумать способ отвести потоки воды как можно дальше от стен и фундамента.

Как работает гаргулья:
Дождевая вода собирается в желобах на крыше, течет к месту сброса, попадает в "спину" гаргульи и с силой вырывается через ее длинную шею и открытую пасть.

Благодаря тому, что гаргулья сильно выступает вперед (иногда на метр и более), вода падает не на стены и не под фундамент, а на мостовую, на безопасном расстоянии от здания. Так что эти страшные монстры — это, по сути, героические сантехники, которые веками спасают храмы от сырости и разрушения.

3. Легенда о драконе: Откуда взялось это странное слово?

Святой Роман руанский
Святой Роман руанский

Конечно, в Средние века народ не довольствовался сухими техническими объяснениями. Людям нужна была сказка. И она у них была!

Существует старинная французская легенда (примерно VII век) о Святом Романе, епископе города Руан. Говорили, что в болотах неподалеку жил страшный дракон по имени La Gargouille (Гаргулья). Он извергал воду и огонь, топил корабли и поедал людей.

Святой Роман с помощью молитвы и одного осужденного преступника (которого использовали как приманку) смог усмирить зверя. Он накинул на шею дракона свою епитрахиль (часть облачения священника) и привел его в город, как послушную собачку.

Жители Руана решили сжечь монстра на костре. Тело дракона сгорело, а вот голову и глотку, закаленные огненным дыханием, огонь не взял. Тогда эту несгораемую голову решили прикрепить на стену местного собора — в назидание нечистой силе и как памятник победе добра над злом. Считается, что именно отсюда пошла традиция делать водостоки в форме драконьих голов.

4. Духовная охрана: Зачем "нечисть" пустили на стены храма?

-4

Но если функция гаргульи — просто отводить воду, почему нельзя было сделать простую каменную трубу? Зачем тратить столько сил, вырезая сложные фигуры львов, собак, обезьян, монахов и демонов?

Здесь вступает в силу средневековая философия, понятная людям того времени, но забытая нами.

Причина №1: "Каменная Библия" для неграмотных
В те времена большинство людей не умели читать. Собор был для них книгой. Скульптуры показывали сцены из Писания, грехи и добродетели. Гаргульи в виде уродливых демонов напоминали прихожанам:
"Снаружи церкви царит хаос, зло и грех. Внутри церкви — покой, святость и спасение". Это был наглядный контраст.

Причина №2: Охранная функция
Как ни странно, гаргульи выполняли роль пугал (или оберегов). Считалось, что подобное отпугивает подобное. Страшные монстры на стенах должны были распугивать настоящих злых духов, не давая им приблизиться к святому месту. Они словно "сторожевые псы" собора.

Причина №3: Юмор и сатира
Средневековые мастера тоже любили пошутить. Часто в виде гаргулий изображали не только монстров, но и реальных людей: жадных монахов, сварливых жен или даже конкретных местных чиновников, которые не заплатили строителям. Представьте: идет дождь, и изо рта каменного чиновника льется поток грязной воды. Народ внизу смеется, мастер доволен.

5. Почему мы так любим их сегодня?

-5

С появлением водосточных труб в XVIII–XIX веках эпоха настоящих гаргулий закончилась. В 1724 году в Лондоне даже вышел закон, обязывающий использовать трубы, идущие до самой земли, так как вода из гаргулий часто обливала прохожих с ног до головы (еще один минус средневековой системы!).

Однако в XIX веке, благодаря реставраторам и писателям (вспомните Виктора Гюго и его "Собор Парижской Богоматери"), мода на гаргулий вернулась. Их стали ставить уже просто для красоты, как дань уважения великому прошлому. Они превратились из утилитарной детали в символ готической романтики и тайны.

Итоги:

Итак, теперь вы знаете правду. Гаргулья — это уникальный пример того, как в прошлом умели соединять красоту, мистику и пользу.

Что мы выяснили:

  • Технически: Гаргулья — это просто красивый конец водосточного желоба, который отбрасывает воду от стен, спасая здание от разрушения.
  • Исторически: Название пошло от легенды о драконе из Руана.
  • Символически: Это стражи, которые напоминают нам о том, что зло должно оставаться за порогом храма.

В следующий раз, когда вы окажетесь в Европе или будете рассматривать фотографии старинных соборов, приглядитесь к этим "монстрам" повнимательнее. Теперь вы увидите в них не просто пугающие статуи, а верных тружеников, которые столетиями, в дождь и снег, охраняют покой великой архитектуры.

Вам понравилась эта экскурсия в историю? Напишите в комментариях, видели ли вы гаргулий вживую и какая из них показалась вам самой страшной или забавной!

Жду вас в комментариях! Подписывайтесь на мой блог "Почемучкин", чтобы не пропустить новые выпуски! Спасибо, что читаете меня! 🧐

Нажмите кнопку "Поддержать" (ладонь с сердечком), чтобы поддержать меня донатиком. Спасибо! 😉