Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Царское Село. Не пропустите легенды великой резиденции в Москве.

Где: Государственный исторический музей, Выставочный комплекс Адрес: Москва, Площадь Революции, 2/3 До: 13 апреля 2026 В Государственном историческом музее открылась шикарная выставка “Сокровища императорских резиденций. Царское Село”. Здесь представлены предметы из знаменитой Янтарной комнаты, изысканный фарфор и наикрасивейшее стекло, уникальная авторская мебель из редчайших сортов дерева. Сделайте себе запоминающийся новогодний подарок, посетите эту блестящую выставку, и хорошее настроение в преддверии Нового года вам обеспечено! В допетровские времена на этом месте находилась шведская усадьба Сарская мыза, что означает – «на высоком месте». После победы России в Северной войне название постепенно русифицировалось и превратилось в «Саарское село». Петр I подарил эти земли своей второй жене Екатерине I, так поместье со временем переименовали в Царское село.
Изначально Екатерининский дворец был небольшим двухэтажным зданием из камня. При Екатерине I его называли «каменными пал

Где: Государственный исторический музей, Выставочный комплекс

Адрес: Москва, Площадь Революции, 2/3

До: 13 апреля 2026

Комплекс мемориальных предметов из малахита и бронзы. 1820-1830-е гг.
Комплекс мемориальных предметов из малахита и бронзы. 1820-1830-е гг.

В Государственном историческом музее открылась шикарная выставка “Сокровища императорских резиденций. Царское Село”.

-2

Здесь представлены предметы из знаменитой Янтарной комнаты, изысканный фарфор и наикрасивейшее стекло, уникальная авторская мебель из редчайших сортов дерева. Сделайте себе запоминающийся новогодний подарок, посетите эту блестящую выставку, и хорошее настроение в преддверии Нового года вам обеспечено!

В допетровские времена на этом месте находилась шведская усадьба Сарская мыза, что означает – «на высоком месте». После победы России в Северной войне название постепенно русифицировалось и превратилось в «Саарское село». Петр I подарил эти земли своей второй жене Екатерине I, так поместье со временем переименовали в Царское село.

Модель Большого Царскосельского дворца. Санкт-Петербург, автор проекта А.В.Квасов 1744
Модель Большого Царскосельского дворца. Санкт-Петербург, автор проекта А.В.Квасов 1744


Изначально Екатерининский дворец был небольшим двухэтажным зданием из камня. При Екатерине I его называли «каменными палатами о 16 светлицах». Роскошный дворец лазурного цвета с белоснежными колоннами появился при Елизавете Петровне благодаря гению Растрелли.

Ваза. Венгрия, Фарфоровая мануфактура Херенд 2007
Ваза. Венгрия, Фарфоровая мануфактура Херенд 2007

Задуманная императрицей Екатериной II для прогулок и философских бесед и осуществленная Чарльзом Камероном галерея расположена на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка. По высоте Камеронова галерея совпадает с Екатерининским дворцом, но из-за того, что она стоит на пологом склоне, высота ее нижнего этажа по мере удаления от дворца значительно возрастает за счет постепенного повышения цоколя. Императрица часто прогуливалась на галерее, очень её любила, восхищалась открывающимися с нее видами.

Ф.Я.Алексеев Вид на Камеронову галерею и Агатовые комнаты со стороны Фрейлинского садика. Россия, 1823
Ф.Я.Алексеев Вид на Камеронову галерею и Агатовые комнаты со стороны Фрейлинского садика. Россия, 1823

Значительная часть выставки демонстрирует личные вещи российских самодержцев.

Стол перламутровый. Османская империя, 1780-е дерево, перламутр, черепаха, золото, металл, бархат
Стол перламутровый. Османская империя, 1780-е дерево, перламутр, черепаха, золото, металл, бархат

Уникальный столик, поверхность которого облицована перламутром, а набор на крышке в виде розы и меандра выполнен из панциря черепахи, повторяет европейский тип стола для карточных игр. Отличие заключается не только в необычном для европейской мебели оформлении, но и в том, что внутренняя сторона, обычно обтянутая сукном и предназначенная для игры, полностью покрыта перламутром. За этим столом не предполагалось вести карточные игры. Это уникальное ювелирное изделие мебельного формата. По одной легенде, это подарок Екатерине II от турецкого султана Абдул-Гамида I, по другой – столик привёз из Турции фаворит Екатерины, Григорий Потёмкин.

Настольные лампы с экранами для защиты глаз от яркого света распространились с начала XIX в. и получили название “миракль” (от фр. “miracle” – чудо). Мерцающее пламя свечи за экраном создавало иллюзию ожившей картинки.

Рафаэлевский сервиз чашка, с блюдцем, тарелка пирожковая, икорница, салатник. Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод 1883-1903
Рафаэлевский сервиз чашка, с блюдцем, тарелка пирожковая, икорница, салатник. Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод 1883-1903

Коллекция фарфора русской и европейской работы представлена парадными декоративными вазами, декоративной пластикой и сервизами. Один из них, названный «Рафаэлевский», является персональным заказом Александра III специально для Царского Села (1883 г.). В основе его художественного решения лежит переработка знаменитых росписей Лоджий Рафаэля Ватиканского дворца, осуществленных великим Рафаэлем Санти и его учениками.

Предметы в технике буль де неж ваза, чашка с блюдцем. Мейсенская фарфоровая мануфактура XVIII в.
Предметы в технике буль де неж ваза, чашка с блюдцем. Мейсенская фарфоровая мануфактура XVIII в.

Техника, при которой поверхность предметов полностью покрыта мелкими лепными цветами, называется "бульденеж” (от фр. "boule de neige" - "ком снега"). Эти россыпи цветов невероятно эффектно расцвели на Мейсенском фарфоре.

Коробка с крышкой в форуме летучей мыши. Китай 1736-1795
Коробка с крышкой в форуме летучей мыши. Китай 1736-1795

Особое место среди исторических коллекций Царского Села занимает собрание изделий Дальнего Востока. В период расцвета царскосельской резиденции, при императрице Елизавете Петровне, по проекту архитектора по проекту Б.-Ф. Растрелли во дворце был устроен Китайский кабинет.

-12

Роскошная ваза красного лака с ручками в виде драконов была поднесена императору Николаю II от имени китайского императора Пу И. Интересно, что Пу И тогда было три года, и он стал последним императором династии Цин. Ваза большая (125 сантиметров в высоту) и настолько искусно выполнена, что захватывает дух. Орнаменты фона, сплошь покрывающие поверхность между медальонами, имеют благопожелательный смысл.

Предметы сервиза для чая и шоколада. Китай, мастерские Гуанчжоу 1740-1750-е гг. медь, эмаль
Предметы сервиза для чая и шоколада. Китай, мастерские Гуанчжоу 1740-1750-е гг. медь, эмаль

Этот сервиз не из фарфора, как можно сначала подумать, а из меди. Чашечка чуть больше кофейной, из чего специалисты заключают, что она для шоколада.

Шкатулка для рукоделия. Франция, 1820-е серебро, сталь, бумага, шелк, стекло, зерево, дерево, перламутр, ткань
Шкатулка для рукоделия. Франция, 1820-е серебро, сталь, бумага, шелк, стекло, зерево, дерево, перламутр, ткань

Супруга Павла I, императрица Мария Федоровна, считалась искусной мастерицей. Ей принадлежала эта шкатулка для рукоделия.

Наряду с мундирами императоров и великих князей в коллекции хранятся детские мундиры царственных наследников и дамское мундирное платье императриц и великих княжон. Одно из них — шефское мундирное платье Екатерины II по форме Лейб-гвардии Семеновского полка, выполненное из бархата с отделкой из золоченого галуна, вошло в состав выставки. Пуговицы на нем настоящие армейские.

Мундирное платье 1766 г. принадлежало Екатерине II
Мундирное платье 1766 г. принадлежало Екатерине II

Ментик офицера лейб-гусарского полка, отороченный мехом, был сшит для полугодовалого Великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II.

Ментик офицера л.-гв. гусарского полка Санкт-Петербург, 1818 г. сукно, мех соболя, металл, шнур позолоченный, сутаж позолоченный, саржа шелковая
Ментик офицера л.-гв. гусарского полка Санкт-Петербург, 1818 г. сукно, мех соболя, металл, шнур позолоченный, сутаж позолоченный, саржа шелковая

Сабля Зу-Л-Факар – подарок Николая I сыну Александру. Обратите внимание, что у нее раздвоенный клинок. Никакого утилитарного смысла в этом нет. Дело в том, что, согласно Корану, у пророка Мухаммеда был обоюдоострый меч, но данная сабля – итог неправильного перевода Корана.

В «Царском Селе» находится одна из крупнейших в России коллекций придворных экипажей. Несколько прибыли на выставку, в том числе детская коляска, подаренная Екатериной II младшим внукам Николаю и Михаилу.

Особая коллекция, являющаяся символом Царского Села, объединила произведения, выполненные из янтаря XVII — начала XVIII в. Фридрих Вильгельм, император прусский, желая закрепить союз с Петром I, подарил ему сокровище, произведение искусства — кабинет из балтийского янтаря.

-20

Янтарные панели, детали кабинета были настолько хрупкими, что ящики пришлось нести на руках из Петербурга до самого Царского Села. Оригинальная Янтарная комната была утрачена в годы Великой Отечественной войны и воссоздана в 1979-2003 гг. Но уникальная коллекция небольших по размеру предметов из янтаря, сформировавшаяся в резиденции за полтора столетия существования Янтарной комнаты, была вывезена в эвакуацию и сохранилась. На выставку привезли шедевры этого собрания, которые обычно находятся в фондах.

Морская пенка (сепиолит) – минерал, из которого делали курительные трубки. Заядлым курильщиком был не только император Александр III, собравший коллекцию трубок оригинальной формы, но и его супруга.

Трубка с изображением императора Александра III Франция 1881-1894 морская пенка, янтарь, кость.
Трубка с изображением императора Александра III Франция 1881-1894 морская пенка, янтарь, кость.

Живописный ряд выставки украшает работа Карла Брюллова «Святая царица Александра, возносящаяся на небо». Это портрет великой княгини Александры Николаевны, рано ушедшей любимой дочери императора Николая I.

К.П.Брюллов Святая царица Александра, возносящаяся в небо (портрет Великой княгини Александры Николаевны) Санкт-Петербург, 1845 холст, масло
К.П.Брюллов Святая царица Александра, возносящаяся в небо (портрет Великой княгини Александры Николаевны) Санкт-Петербург, 1845 холст, масло

Адини, как Александру звали в семье, в юности восхищала всех своей утонченной красотой и обаянием, обладала редким по тембру голосом. Невообразимым было стечение народа в Петропавловской крепости во время похорон, где у гроба в последнем почетном карауле стояли офицеры Преображенского полка, шефом которого она была. Именно они заказали икону самому прославленному художнику своего времени Карлу Брюллову с изображением Александры Николаевны в образе ее святой покровительницы для собственной полковой церкви. Брюллов относился к юной княжне с искренней симпатией, не раз писал ее портреты и разделял общее горе с императорской семьей, за свою работу художник платы не взял.

Чаша (братина) для жжёнки с чарками. Санкт-Петербург,  фирма Сазиков 1873 серебро,эмаль, литье, гравировка, золочение
Чаша (братина) для жжёнки с чарками. Санкт-Петербург, фирма Сазиков 1873 серебро,эмаль, литье, гравировка, золочение

Жжёнка – крепкий алкогольный напиток популярный среди русской аристократии второй половины XIX века. Несколько бутылок рома, коньяка и вина вливали в чашу, туда же добавляли апельсины и специи. Напиток поджигали, а на решетку поверх миски клали сахарную голову. Когда сахар, растаяв, оказывался в чаше, пламя заливали шампанским.

Наслаждайтесь фотографиями с выставки, а если есть такая возможность, то посмотрите вживую.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша Елена Сегал,

Популяризатор искусства

#Исторический_музей #Царское_село #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты #куда_пойти_на_праздники