О том, как работают пчеловоды в Новой Зеландии, как в Якутии получить три тонны мёда за сезон и почему так важно создать новую популяцию «якутской» пчелы, рассказывает предприниматель Марат Залялов.
Слушая сердце
Ещё пять лет назад Марата Залялова, уроженца небольшого рыбацкого посёлка в Республике Саха (Якутия), можно было считать примером настоящего якутского яппи: молодой «айтишник», работающий в высокотехнологичных IT-компаниях, в том числе международного уровня. Престижная работа, радужные перспективы, интересные рабочие проекты и даже «экологичное» хобби, связанное с пасекой и мёдом. Казалось бы, что ещё нужно для счастья? А он послушал своё сердце и занялся тем, к чему на самом деле лежала душа: разведением пчёл.
«По образованию я биолог, и мне всегда хотелось работать на свежем воздухе, создавать то, что полезно для природы и общества в целом, — вспоминает Марат. — Да, сфера IT, в которую я попал и успешно развивался, сама по себе очень увлекательна, это работа с умнейшими людьми и сложными проектами, вовлекающими сотни тысяч и даже миллионы пользователей по всему миру. Но в какой-то момент баланс интересов сместился, и мне стал гораздо ближе спокойный и размеренный темп сельского хозяйства, который полностью зависит от цикла природы».
Так бывший «айтишник» и будущий пчеловод променял виртуальные проекты на реальные, а главным приложением в его смартфоне стало «Яндекс Погода»: пчеловодство — крайне «метеозависимое» дело. Первым шагом к реализации новых планов стала стажировка в Новой Зеландии, куда Марат отправился в поисках передового опыта пчеловодства.
«Новая Зеландия – край промышленных пчеловодов. С 2000-х годов, с наступлением эры мёда манука (мёд, получаемый из нектара дерева манука – ред.), эта небольшая по территории страна стала мировым лидером продаж мёда на глобальном рынке, — объясняет Марат Залялов. — Было очень волнительно поучаствовать в этом глобальном феномене и узнать как можно больше о современной индустрии пчеловодства из первых уст. Подался я в августе как обычный соискатель и довольно быстро получил отклик от работодателя уже к началу сезона».
«Пчелиный» сезон в Новой Зеландии длится с сентября по май. Благодаря счастливому случаю Марат попал на стажировку в одно из старейших хозяйств страны Kintail Honey, которое находится на Северном острове. Это семейное предприятие, работающее с 40-х годов прошлого века под руководством уже третьего поколения основателей, специализируется на мёде, производстве пчелиных маток и пчелопакетов для экспорта в Канаду и опыления садов.
Два насыщенных сезона стажировки принесли уникальный опыт и позволили погрузиться в тонкости работы промышленных пасек. Особенно стажёра поразила культура труда новозеландских пасечников: ежедневная размеренная работа с 8 до 17 часов, без авралов и переработок. Оказывается, эффективное сельское хозяйство может и должно быть сбалансированным — это стало одним из самых ценных открытий той стажировки.
Амгинские «гектары» бесплатно
Вернувшись в Якутию с солидным багажом знаний, Марат Залялов сделал ещё один, решающий шаг к мечте: в 2021 году воспользовался программой «Дальневосточный гектар», которая стала трамплином для реализации его дальнейших планов.
Программа «Гектар» даёт возможность любому гражданину России, вне зависимости от его возраста, бесплатно получить участок земли площадью 1 га на Дальнем Востоке и в Арктике. Для этого нужно всего лишь выбрать свободный участок, подать заявку онлайн с помощью федеральной информационной системы НаДальнийВосток.РФ. Подробнее о программе, а также о процессе подачи заявки можно прочитать на сайте ОсвойГектар.РФ. Там же доступны бесплатные шаблонные бизнес-планы, проекты и чертежи домов.
Есть возможность скооперироваться с соседями или членами семьи: до 10 человек могут объединиться и подать заявку на участок общей площадью до 10 га. После одобрения заявки землю нужно освоить: построить на ней дом, заняться сельским хозяйством или открыть свой бизнес. Через пять лет можно претендовать на оформление «гектара» в собственность или в долгосрочную аренду.
Первую пасеку Марат обустроил на живописном берегу реки Амги, на полученных вместе с членами его семьи четырёх «дальневосточных гектарах». Выбрать участки помогала сосед-пчеловод: в учёт принимался и удобный летний проезд к участкам, и медоносная база из местных луговых трав, и, что немаловажно, наличие коммуникаций — здесь есть электричество и даже высокоскоростной интернет.
Вопрос с оформлением земли решился довольно быстро, тем более что и администрация района была в курсе планов предпринимателя, поэтому весь процесс был максимально упрощён. Оставалось только поставить летний домик, и, конечно, сами ульи. Сегодня «гектарщик» заканчивает обустройство участка, готовится оформить освоенные «гектары» в собственность и намерен подать заявку на получение новых бесплатных «гектаров» — уже для развития эко- и агротуризма.
«Для меня главная ценность программы «Гектар» состоит в том, что она помогает вытаскивать смелых и романтичных людей из городской действительности и даёт им возможность создавать из условного «ничего» новые ценности для общества и для страны в целом», — признаётся предприниматель.
«Сделано в Амге»
Программа «Гектар» предоставила Марату Залялову возможность не только получить бесплатную землю под пасеку на берегу Амги, но ещё и помогла закрепиться в тот самый сложный момент, когда чувствуешь себя новичком, в местном сообществе. Амгинские «гектары» стали настоящей точкой роста: начав разводить своих первых пчёл в этом улусе, предприниматель начал сотрудничать с соседями, такими же энтузиастами пчеловодства, и со временем стал куратором местного профессионального сообщества – Ассоциации «Пчеловоды Амги».
Со временем необходимость расширяться и наращивать производственные мощности побудила предпринимателя взять в аренду ещё несколько участков под пасеки, уже на общих основаниях, так что сегодня пасеки Марата Залялова находятся в трёх разных улусах Центральной Якутии, отдалённых друг от друга на довольно значительные расстояния. Это позволяет обеспечить разнообразие вкусов и сортов в продуктовой линейке: сейчас в ней и разнотравный мёд поймы Амги, и кипрейный мёд из Горного улуса и цветочно-падевый мёд из поймы реки Лены.
«В целом, пчеловодство как отрасль в Якутии переживает подъём, у нас в республике неплохие медосборы: порядка 30 кг мёда с пчелосемьи, причём мёда самого высокого качества. Понятно, что мы не можем сравниться с Приморским или Хабаровским краем, но всё же близки среднему медосбору по стране, — объясняет предприниматель. — Со стороны государства пчеловодческим хозяйствам регулярно оказывается серьёзная поддержка. Ощутимые средства инвестированы в оборудование для откачки мёда, строительство хозяйственных объектов в улусах и большого зимовника на центральной базе в городе. Без этой помощи развиваться было бы гораздо труднее».
Сотрудничество и общение с коллегами по бизнесу переросло в успешную коллаборацию в формате пчеловодческого кооператива. Кооператив «Мёд Амги» создавался «на вырост», как организационная платформа для производственного роста и возможности получения господдержки. Пока в нём не так много участников, но со временем кооператив имеет все шансы вырасти в полноценного сельхозпроизводителя.
В этом году амгинский мёд «заявился» на мировом уровне: продукция пасек из Амги была представлена на международном форуме ApiGlobal и удостоилась серебряной медали «ApiGlobal-2025». Состязание проходило в самой конкурентной категории «Светлый полифлерный мёд», в которой было заявлено около 170 участников, так что пришлось немного поволноваться. Зато престижное второе место в международном конкурсе принесло не только известность зарождающемуся бренду, но и сыграло роль буста продаж: появилось больше заказов, деловых связей и партнёров.
Якутская пчела
Планы на будущее у Марата Залялова не менее масштабные, чем пять лет назад, и некоторые из них лежат уже в новой плоскости: местного воспроизводства пчелосемей внутри Республики Саха. Сейчас пчеловоды Якутии на 99% зависимы от поставок извне, поэтому есть высокий риск завоза пчёл непонятной генетики, притока новых болезней и постоянного роста цен. Такие факторы, как отсутствие долгих традиций пчеловодства в регионе и высокие цены на мёд, обуславливают характер местного пчеловождения. Это так называемая «роебойная» система, при которой пчёл используют для производства мёда, а по окончанию сезона изымают полностью запасы мёда, обрекая их на скорую гибель.
«Чтобы переломить ситуацию, в ближайшем будущем необходимо направить усилия на следующие направления: рост знаний и навыков пчеловодства среди населения, строительство коллективных зимовников на 50-100 пчелосемей в наслегах и собственное воспроизводство пчелосемей местной «якутской» популяции силами местных пасечников. В качестве исходного материала, из которого в будущем, надеюсь, получится выкристаллизовать таких пчёл, выбран среднерусский подвид пчёл, от природы обладающих критически важными для нас хозяйственно полезными признаками: высокая зимостойкость для 8 месяцев безоблётного периода и хорошая мёдопродуктивность. Это большой профессиональный вызов для нашего пчеловодного сообщества и вклад в общее дело сохранения аборигенной российской породы пчёл», — говорит предприниматель.
Возможно, в будущем удастся создать такой изолированный очаг в холодной Якутии, закрытый от влияния внешних неблагоприятных явлений, от которых страдают более южные регионы, и якутский «гектарщик» станет одним из основателей и создателей новой популяции местных пчёл. А это значит, что у Якутии появятся шансы стать родиной не только знаменитых во всём мире бриллиантов, но и нового бренда: якутской пчелы.
Хотите, как наш герой, развивать свой бизнес или основать хозяйство на Дальнем Востоке или в Арктике? Вся подробная информация о программе «Гектар», инструкции и мануалы, модельные решения и даже проекты домов и варианты бизнес-решений доступны на сайте освойгектар.рф.