Найти в Дзене
Картины рассказывают...

Виржини Демон-Бретон. Художница, жена художника

Французская художница Виржини Демон-Бретон (1859–1935) — одна из тех ярких фигур, чьё имя долгое время оставалось в тени, хотя её вклад в развитие европейского искусства и женского творчества огромен. Художница с выдающимся техническим мастерством, автор мощных и эмоциональных полотен, она также стала активной защитницей прав женщин в художественной среде, добившись для них доступа к профессиональному обучению. Жозе Мария Велозу Салгаду. Портрет Виржини Демон-Бретон, 1894. Частная коллекция Она родилась в 1859 году в семье Жюля Бретона — известного художника-реалиста, мастер жанровых сцен и сельских мотивов. Мать Виржини также происходила из художественной семьи. Неудивительно, что девочка начала рисовать буквально с раннего возраста. Домашняя мастерская стала её первой художественной школой: отец обучал дочь рисунку, композиции и работе с натурой, чему в то время женщины редко имели доступ. Такое семейное окружение сыграло решающую роль в формировании её художественного стиля и позв

Французская художница Виржини Демон-Бретон (1859–1935) — одна из тех ярких фигур, чьё имя долгое время оставалось в тени, хотя её вклад в развитие европейского искусства и женского творчества огромен.

Художница с выдающимся техническим мастерством, автор мощных и эмоциональных полотен, она также стала активной защитницей прав женщин в художественной среде, добившись для них доступа к профессиональному обучению.

Жозе Мария Велозу Салгаду. Портрет Виржини Демон-Бретон, 1894. Частная коллекция
Жозе Мария Велозу Салгаду. Портрет Виржини Демон-Бретон, 1894. Частная коллекция

Она родилась в 1859 году в семье Жюля Бретона — известного художника-реалиста, мастер жанровых сцен и сельских мотивов. Мать Виржини также происходила из художественной семьи.

Неудивительно, что девочка начала рисовать буквально с раннего возраста. Домашняя мастерская стала её первой художественной школой: отец обучал дочь рисунку, композиции и работе с натурой, чему в то время женщины редко имели доступ. Такое семейное окружение сыграло решающую роль в формировании её художественного стиля и позволило ей выйти на профессиональный уровень значительно раньше многих сверстниц.

Уже в двадцатилетнем возрасте она начала выставляться на Парижском салоне — главной художественной площадке Франции, что свидетельствует о высоком уровне её ранних работ. Критики отмечали точность её рисунка, умение передавать характер модели и выразительность сцен, в которых она стремилась показать реальную жизнь людей.

Ребенок на рыбалке. Частная коллекция
Ребенок на рыбалке. Частная коллекция
Девочка с гирляндой из полевых цветов,  1892. Частная коллекция
Девочка с гирляндой из полевых цветов, 1892. Частная коллекция

Важным этапом её жизни стало замужество в 1880 году. Она вышла замуж за художника-пейзажиста Адриана Демона. После свадьбы она взяла двойную фамилию, став Демон-Бретон.

Супруги переехали в Булонь-сюр-Мер, портовый город на севере Франции, и Демон-Бретон получила новый круг сюжетов и наблюдений. Здесь художницу особенно заинтересовала жизнь семей рыбаков.

Измученные. Музей изящных искусств, Лилль, Франция
Измученные. Музей изящных искусств, Лилль, Франция
Сын рыбака, 1892. Частная коллекция
Сын рыбака, 1892. Частная коллекция
После шторма. Частная коллекция
После шторма. Частная коллекция
Бретонский моряк, 1893. Частная коллекция
Бретонский моряк, 1893. Частная коллекция

Женщины, ожидающие возвращения мужей, матери с детьми, бытовые сцены прибрежной жизни — всё это нашло отражение в её полотнах. Она создавала изображения, в которых сочетались реалистичность, эмоциональная выразительность и уважение к повседневному труду.

Встреча. Частная коллекция
Встреча. Частная коллекция
Морские волки, 1884. Музей изящных искусств Гента
Морские волки, 1884. Музей изящных искусств Гента

Многие её картины посвящены матерям и детям, и в них угадывается внимательное знание бытовых деталей, психологических нюансов и эмоциональных состояний. Ведь она и сама была мать. Такие работы занимают важное место в её наследии и часто рассматриваются исследователями как ценный источник понимания роли женщины в обществе того времени.

Первые шаги, 1882. Частная коллекция
Первые шаги, 1882. Частная коллекция

Под апельсиновым деревом, 19 в. Частная коллекция
Под апельсиновым деревом, 19 в. Частная коллекция
На пляже, 1883. Музей Орсе, Париж
На пляже, 1883. Музей Орсе, Париж
В воду!, ок. 1898. Королевский музей изящных искусств Анвера.
В воду!, ок. 1898. Королевский музей изящных искусств Анвера.
На чистом воздухе, ок. 1907. Музей изящных искусств де ла Виль де Пари, Париж
На чистом воздухе, ок. 1907. Музей изящных искусств де ла Виль де Пари, Париж
Мать и дитя в апельсиновой роще. Частнаяколлекция
Мать и дитя в апельсиновой роще. Частнаяколлекция
Рыбачка с детьми, 1881. Частная коллекция
Рыбачка с детьми, 1881. Частная коллекция
Маленькие чайки. Частная коллекция
Маленькие чайки. Частная коллекция

Виржини Демон-Бретон стала одной из самых узнаваемых художниц своего времени. Она получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже 1889 года, стала кавалером Ордена Почётного легиона и была принята в Королевскую академию искусств в Антверпене. Её достижения имели особое значение, поскольку женщинам в тот период чрезвычайно сложно было добиться признания в профессиональной среде.

Святая мать, ок. 1900. Частная коллекция
Святая мать, ок. 1900. Частная коллекция
Сын далеко, 1914. Частная коллекция
Сын далеко, 1914. Частная коллекция

Сегодня наследие Виржини Демон-Бретон привлекает всё больше внимания. Её произведения хранятся в музеях Франции и других стран Европы и Америки, а её вклад в развитие художественного образования и продвижение женщин в профессии оценивается как значительный и исторически значимый.

Она оставила после себя не только богатое художественное собрание, но во многом благодаря ей многие женщины получили возможность профессионально заниматься искусством.

Музеи
137 тыс интересуются