Найти в Дзене

Отголоски бальзамирования покойников в кубачинском языке

Наткнулся в Словаре на неизвестное мне кубачинское слово: Къирбакьи -уничтожить, истребить, нанести урон. И есть еще слово “Къир” - смола, асфальт, битум, вар. В связи с этим вопрос: эти слова как-то связаны между собой или это просто созвучные слова? Как они могут быть связаны спросите вы? Ну, например известно что в некоторых культурах, египетской в частности, бальзамировали покойников. А это предполагает использование где-то битума, где-то различных смол. Мы знаем что кубачинцы до принятия ислама хоронили покойников скармливая тело стервятникам. Но чтобы бальзамировали? Но, не имея привычки сразу отбрасывать любые, самые фантастические версии, я начал копать такскать информацию и докопался. Битум в погребениях Кавказской Албании и Атропатены (современный Азербайджан и южный Дагестан) Наиболее убедительные археологические свидетельства применения битума в погребальных целях на территории, граничащей с Персией, относятся к античной и раннесредневековой Кавказской Албании (I в. до н.

Наткнулся в Словаре на неизвестное мне кубачинское слово: Къирбакьи -уничтожить, истребить, нанести урон.

И есть еще слово “Къир” - смола, асфальт, битум, вар.

В связи с этим вопрос: эти слова как-то связаны между собой или это просто созвучные слова?

Как они могут быть связаны спросите вы?

Ну, например известно что в некоторых культурах, египетской в частности, бальзамировали покойников. А это предполагает использование где-то битума, где-то различных смол.

Мы знаем что кубачинцы до принятия ислама хоронили покойников скармливая тело стервятникам.

Но чтобы бальзамировали?

Но, не имея привычки сразу отбрасывать любые, самые фантастические версии, я начал копать такскать информацию и докопался.

Битум в погребениях Кавказской Албании и Атропатены (современный Азербайджан и южный Дагестан)

Наиболее убедительные археологические свидетельства применения битума в погребальных целях на территории, граничащей с Персией, относятся к античной и раннесредневековой Кавказской Албании (I в. до н.э. – VII в. н.э.).

Находки в могильниках Ширвана и Мильской степи (Азербайджан):

В погребениях I–V вв. н.э. (период парфянского и сасанидского влияния) тела умерших обмазывались природным битумом — вероятно, для предотвращения гниения и символической «запечатки» тела. Битум мог поступать из месторождений Нафталан или Гобустана, где он выходит на поверхность естественным образом и был известен с глубокой древности.

Источники:

Алиев В. Г. «Кавказская Албания» (Баку, 1960), с. 124–127. Упоминает использование битума в погребениях как «антисептического и ритуального средства».
Мусаев К. «Археология Азербайджана: эпоха эллинизма и античности» (Баку, 1992), стр. 189–192: описаны скелеты, покрытые черной смолистой массой, идентифицированной как природный битум.
Chaachoo M. S. «Funerary Practices in Caucasian Albania», Baku Archaeological Review, 2015. Подтверждает использование битума в погребениях элиты в Габале и Огузе.

Смолы и бальзамические смеси в погребениях Дагестана и Чечни (Северный Кавказ)

В пещерных некрополях Дагестана (особенно в Ахтынском, Рутульском, Цахурском районах) и Чечне (горы Джейрахского района) обнаружены мумифицированные останки с признаками обработки смолистыми и дёгтеобразными веществами.

Характер находок:

Ткани и кожа некоторых тел пропитаны темной смолистой субстанцией, напоминающей древесный дёготь или горную смолу.

В сосудах рядом с телами находили остатки ароматических смол (вероятно, можжевеловой или сосновой).

Некоторые черепа и ткани покрыты тонким слоем черного лакоподобного материала, по химическому составу схожего с битумом или смолой теребинта.

Источники:

Ашурбеков Т. А., Гаджиев М. С. «Погребальные пещеры Дагестана: предварительные результаты исследований». Материалы по археологии Дагестана, вып. 12, Махачкала, 2006. С. 45–62. Упоминается «смолистое покрытие на коже и одежде», предположительно для защиты от разложения.
Давудов О. М. «Погребальные традиции народов Северо-Восточного Кавказа в средние века». Махачкала, 1994. С. 78–81: описаны случаи обработки тел «черной смолой», возможно, местного происхождения.
Пахомов Е. А. «Археологические находки в Чечне», Кавказский археологический сборник, 1955. Отмечает наличие «смолистых пятен на погребальных тканях» в пещере Боржом-Кел.

Кубачинский язык не вчера образовался и даже не во времена зороастризма. Ему как минимум 2500 лет.

И возможно и предки кубачинцев, в те давние времена применяли такой способ захоронения. А почему собственно нет?

Ведь что такое, скажем так, бальзамирование (хотя это не совсем то что проделывали египтяне) - это обмазывание трупа смолой или природным битумом. Которого было в достатке на территории Кавказской Албании. Выходцами из которой и считаются по одной версии предки кубачинцев.

А обмазывание - это “къирра ваакьий”. Которое со временем утратив свое значение и смысл, стало символом уничтожения т.е къирваакьий”.

Не могу утверждать что прав, но как версия, мне кажется выглядит логично.