Константин Маковский, пожалуй, самый гламурный и дорогой русский художник XIX века. «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью, — говорил о себе живописец. — Успел написать несметное количество картин. Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству».
На заглавном портрете изображена третья жена художника, его любовь и муза.
Маковский был трижды женат.
Первый брак Константина Маковского с актрисой Еленой Бурковой сложился гармонично. Супруги чудесно дополняли друг друга. Их роднили схожие вкусы и интересы. Кроме того, Елена привнесла в богемную жизнь мужа уют и покой.
Увы, но союз Елены и Константина продлился недолго. Елена умерла от туберкулёза, оставив художника вдовцом.
Год спустя на балу Константин Егорович встретил 15-летнюю красавицу — Юленьку Леткову. Разница в возрасте между женихом и невестой была 20 лет.
Венчание состоялось лишь через год: по законам того времени нужно было дождаться 16-летия невесты. Юлия Павловна отказалась от консерватории и карьеры певицы. Зато она стала хозяйкой в богатом доме модного художника. Константин Егорович всячески баловал свою молодую супругу и постоянно писал ее портреты.
Их первенец не дожил до года. Юлия Павловна уезжала в Ниццу, чтобы отвлечься и поправить здоровье.
За годы супружества Юлия Павловна подарила мужу ещё троих детей. После рождения детей семейная жизнь Маковских со стороны напоминала идиллию.Казалось, что счастью в их семье не будет конца.
Но идиллия разбилась. Возможно, первые трещины появились вместе с болезнью Юлии Павловны, которая заболела плевритом, долго лечилась заграницей, вследствии чего супруги жили порознь, художник бывал в семье наездами.
Константин Маковский отправился на Всемирную выставку в Париж, в которой участвовали и его полотна. Там он познакомился с 20-летней Марией Алексеевной Матавтиной и увлекся ею.
Новая любовь Маковского — Мария Матавтина — была моложе Юлии Павловны на 10 лет. Примерно столько же времени понадобилось художнику, чтобы получить окончательный развод со второй супругой и оформить законные отношения с новой избранницей. За это время у Маковского родилось трое детей от новой возлюбленной.
Мария Алексеевна обожала мужа. Она не была столь ослепительно прекрасна, как Юлия Павловна, зато была менее самоуверенной и капризной.
Художник не раз отмечал, что безмерно счастлив в этом браке. У супругов родился четвёртый ребёнок. Счастье длилось 17 лет. Оборвалось со смертью художника от несчастного случая. Лошади, испугавшись трамвая, понесли, коляска, в которой ехал Маковский, перевернулась. От сильнейшего удара он не оправился, скончался на операционном столе.
Его третья супруга пережила его лишь на четыре года.
Юлия Павловна Леткова прожила еще 39 лет и скончалась в Париже.
А картинами с изображением этих прекрасных женщин, важных в судьбе и творчестве Константина Маковского, мы любуемся и восхищаемся до сих пор.
Чета Брюлловых
Профессор архитектуры Александр Павлович Брюллов известен, прежде всего, как автор многих замечательных проектов зданий в Санкт-Петербурге и пригородах, один из главных архитекторов по «возобновлению Зимнего дворца» после декабрьского пожара 1837 года.
Более тридцати лет А.П.Брюллов отдал преподаванию в Императорской Академии художеств. Однако художественное наследие Александра Брюллова открывает и другие грани его таланта — первоклассного рисовальщика, акварелиста, литографа, одного из лучших портретистов первой половины XIX века.
В 1831 году Александр Павлович Брюллов женился на баронессе Александре Александровне фон Раль (1810—1885), младшей дочери придворного банкира барона Александра Александровича фон Раля.
Брюллов прожил в удачном браке с женой 46 лет. В доме супругов в Петербурге, а в летние месяцы на даче в Павловске, бывали К. Брюллов, М. Глинка, Нестор Кукольник, Н. Гоголь. Сама Александра Александровна была талантливым музыкантом, и в их гостиной устраивались музыкальные вечера.
С большой теплотой вспоминал о семье Брюлловых художник Фёдор Иордан:
"Много приятных дней и вечеров провел я в этом семействе. Его гостеприимство было, можно сказать, образцовое. Бывало, сядем в 5 часов за стол в прекрасно устроенной в саду столовой и просидим до 11 часов ночи. Время проходило незаметно среди весёлых и шумных разговоров. Не менее приятно проводил я у них время в городе. »
В семье Брюллова родилось девять детей; трое старших сыновей и дочь умерли малолетними.
В 1872 году вышел в отставку с государственной службы. Умер 9 (21) января 1877 года в своём особняке. Похоронен в Павловске на городском кладбище. Его могила признана памятником архитектуры федерального значения.
Чета Кустодиевых
Юлия Евстафьевна Прошинская — жена Бориса Кустодиева, которая была для художника всем: и верной самоотверженной женой, и самой большой любовью, и преданным другом, и музой-вдохновительницей, и ангелом-хранителем. Она была неотъемлемой частичкой самого Бориса, который волею судьбы оказался в инвалидной коляске.
Повстречались и познакомились они в Костромской губернии, где Кустодиев искал сюжеты для картин. В январе 1903 года пара обвенчалась в Петербурге.
В браке родились дети: Кирилл, Ирина и Игорь. Младший сын умер в младенчестве. Юлия во всём поддерживала мужа, она разделила с ним не только успех, но и все тяготы болезни.
Один из счастливых моментов в жизни молодой семьи увековечен на знаменитой картине «Утро». На ней жена Юлия купает первенца Кирилла. Картина была написана в 1904 году в Париже, куда Бориса отправили за успешное окончание Академии художеств.
Юлия была опорой художника, в последнее десятилетие, когда он обездвижел, — его деловым агентом, ходатаем, хранительницей и защитницей очага.
Он по-настоящему любил свою жену. Это видно по его картинам, на которых он всегда изображал супругу только в светлых тонах и с лёгкой улыбкой на лице, светящемся добротой.
Жена была с ним рядом до последних минут... За более чем пятнадцать лет - ни одного упрека или жалобы на усталость, ни одного нарекания на злую долю. Умер художник теплым майским днем от скоротечного воспаления легких.
Юлия Евстафьевна умерла в 1942 году, в суровые дни блокады Ленинграда от голода.
Образ этой красивой, самоотверженной, добросердечной женщины остался навсегда вработах Бориса Михайловича Кустодиева.
Как оказалось, нельзя просто рассказать о портрете. За ним всегда скрывается судьба художника. Быть женой талантливого человека, творца, Художника очень сложно и ответственно, ибо ответ приходится держать перед историей своего Отечества.
Навряд ли жёны художников думали об этом. Они просто были рядом, вдохновляли, оберегали и любили. И остались в истории культуры запечатлёнными в работах их гениальных мужей, ставших шедеврами живописи.
Жду ваших размышлений на эту тему, которая не закончена, ибо нет конца жизни и творчеству. Подписывайтесь на мой канал, и мы продолжим наши беседы. Всегда рада гостям моего канала.
Предлагаю посмотреть другие мои публикации:
#портрет жены художника Константина Маковского #портрет жены художника Александра Брюллова #портрет жены художника Бориса Кустодиева #художники России #женские портреты #о живописи