Друзья, всех приветствую! Сегодня предлагаю обсудить один важный аспект Карибского кризиса, который чуть было не закончился катастрофой. А именно - внезапный выход на арену международной политики полковника ГРУ советского Генштаба - Олега Пеньковского.
Похоже, что его короткое выступление в качестве "шпиона всех времён и народов" - это очень важная часть создания внезапной кризисной ситуации в Холодной войне.
Пеньковский как он есть.
За 16 лет Олег Пеньковский сделал блестящую карьеру. Прошел от политрука артиллерийской батареи в 1939 году до старшего помощника военного атташе при посольстве СССР в Турции в 1955 году. Это была карьера политического активиста, а не военного. Её необходимыми звеньями были, например, помощник начальника политотдела по комсомольской работе, старший инструктор по Комсомольской работе. А с 1940 по 1941 год мы наблюдаем быстрый взлет от уровня московского артиллерийского училища до политического управления московского военного округа. Понятно, что здесь идет речь не о военных, а о политических заслугах. В 1942 1943 году Пеньковский уже офицер по особым поручениям Военного совета Московского военного округа. Военный совет в годы войны - это орган, который объединял военное командование, а также государственные и партийные органы конкретного региона.
К концу войны в свои 25 лет Пеньковский уже адъютант командующего артиллерией 1-го Украинского фронта Варенцова. В 1945 году был назначен командиром легкого артиллерийского полка. И даже успел повоевать и получить два ранения.
В послевоенные годы продолжилась его карьера штабного офицера. Обучение сначала в военной академии имени Фрунзе, а потом в военно-дипломатической академии Советской армии. Оттуда Пеньковский по распределению попал в ГРУ (Главное разведуправление Генштаба МО СССР) . То есть из политико-административной работы Пеньковский переходит на траекторию дипломатии и шпионажа.
В 1955-1956 году Пеньковский уже старший помощник военного атташе при посольстве СССР в Турции. И одновременно - резидент ГРУ. Однако карьеры резидента не задалась. В Стамбуле на базаре Пеньковский пытался сбыть драгоценности для личного обогащения. И обнаружил другие признаки, как тогда говорили - "морального перерождения".
Морально-политическая неустойчивость Пеньковского привела к его отзыву из-за границы и увольнению из ГРУ. Однако Пеньковский недолго находится не у дел. Его фронтовые знакомства быстро вернули его на службу. И уже в 1958 году он опять - старший офицер ГРУ. А в 1960 году переведен на работу в 3-е научно-техническое управление в этой почтенной организации.
Под конец своей карьеры Пеньковский еще и совмещает должность заместителя начальника Управления внешних сношений Госкомитета по координации научно-исследовательских работ при Совмине СССР. Именно там он получает доступ к важнейшим военно-техническим секретам Советского Союза. И там же он оказывается завербован британской разведкой. Вербовка произошла в апреле 1961 года. А арест состоялся в октябре 1962 года.
За эти полтора года Пеньковский нанес чудовищный ущерб обороноспособности СССР, не сопоставимый больше ни с чем в военной истории. Он передал западным разведкам данные о более 600 советских разведчиках ГРУ и КГБ. А также множество данных о разработках советского ВПК.
Но главный удар по СССР на тот момент - это 5000 секретных документов, где описываются технические детали советских ракетных технологий. Именно благодаря этим деталям Пентагон получил представление о том, как выглядят позиционные районы советских межконтинентальных баллистических ракет и ракет средней дальности. Благодаря этим данным, американцам стало понятно, то именно искать на снимках авиационной и спутниковой фоторазведки.
Именно благодаря шпионской работе Пеньковского командование США удостоверилось, что по количеству развернутого ракетно-ядерного оружия Советский Союз отстает от Штатов примерно десятикратно.
На Западе сейчас доминируют мнение, что именно благодаря сведениям Пеньковского администрация президента Кеннеди не была слишком уж встревожена развертыванием советских ракет на Кубе. Что убежденность в слабости СССР помогла предотвратить Карибский кризис, и не нажимать "красную кнопку". И во всём этом сильно помог шпионаж Пеньковского. Броские заголовки типа "Шпион, который спас мир" - наполняют просторы интернета.
От "Массированного возмездия" к "Гибкому реагированию"
Однако надо вспомнить, что в начале 1950-х годов стратеги США выдвинули доктрину "Массированного возмездия", то есть упреждающего ядерного удара по СССР и соцлагерю. При этом оговаривался широкий спектр поводов, но главную причину затем озвучил Дж. Кеннеди: подавляющее военно-техническое превосходство Америки. И отказ от этой доктрины к 1961 году стал результатом утраты этого превосходства.
О переходе от одной доктрины к другой можно почитать здесь:
В определённом смысле эта утрата была иллюзией, которую удалось создать в головах американской элиты, особенно её молодого поколения. Именно для него советский "Спутник", "Лунник" и начальное космическое первенство СССР стало крушением картины мира, в которой космос и будущее должны были быть американскими по определению. Представители старшего поколения вроде Эйзенхауэра и Даллеса, относились к советским космическим чудесам спокойно-скептически. В отличие от молодёжи, которая потребляла американское космическое будущее через средства масскультуры, "старики" пропустили мимо все эти "технологические грёзы" американского общества 1950-х годов. Для них американское техническое могущество было не природной данностью. Они видели, как оно было создано. И продолжали верить в проверенные его рецепты.
Рецепты времён Эйзенхауэра были чисто военные, силовые. Наращиваем запасы водородных бомб и воздушных заправщиков. Ведём глубокую авиаразведку территории соцлагеря. Укрепляем военные блоки по его периметру. Размещаем там баллистические ракеты для внезапного удара по аэродромам противника. У него появились ракетные базы? Значит - будем искать базы, их не может быть слишком много.
С администрацией Кеннеди всё было иначе. Эти были близки к панике из-за Спутника и сбитого Пауэрса. В определенном смысле правящие круги "глубинного государства" США выбрали команду Кеннеди, как пригодную к реалиям, в которых в мире происходила деколонизация. Где вновь образующиеся государства очень нервно реагировали на поведение "с позиции силы", и всякого рода колониальные замашки. Поэтому операцию по свержению режима Кастро на Кубе, которую в Штатах готовили по образцу переворота в Гватемале 1954 года - правительство Кеннеди начало - и сразу же "слило", испугавшись позиции ООН.
Поэтому же продолжили уступать нажиму "доктрины Хрущёва": СССР декларировал, что будет силой принуждать бывшие колониальные империи к отказу посягать на независимость освобождаемых колоний. Как это уже случилось с Великобританией и Франций в Египте в 1956 году. Как позднее случилось с Голландией в Индонезии в 1962 году. И египетское и индонезийское правительство выбрало тогда советскую ориентацию. Укрепляя советское правительство в уверенности, что путь к коммунизму универсален, и СССР будет лидером для освобождающегося человечества. А что до военной силы, то у нас тоже теперь есть "водородная бомба" и атомные субмарины. А по ракетно-ядерному оружию мы - лидеры, и по космосу - лидеры. И даже можем сократить армию на эйфории ракетных побед.
Полагая, что Запад удалось убедить в советской мощи и ракетном лидерстве, с 1961 года Хрущёв пробует решить проблему Берлина.
Берлинский вопрос
Западный Берлин был "брешью" в системе Варшавского договора. Американцы, британцы и французы держали военную базу прямо на территории ГДР. И препятствовали любым попыткам установить суверенитет ГДР над Западным Берлином и коммуникациям к нему с территории ФРГ. Если же принять во внимание, что Западная Германия не признавала правительство ГДР, считая эту территорию - "временно оккупированной" ("доктрина Хальштейна"), и что она же была принята в состав блока НАТО, а по решению Парижской конференции 1954 года была объявлена «единственным представителем» всего немецкого народа в международных делах - то именно Западный Берлин мог в любой момент стать "спусковым крючком" новой войны в Европе. Это было гораздо хуже, чем проблема двух Корей, двух Вьетнамов, а также Гонконга и Тайваня на востоке Евразии.
После провала попытки Голландии развязать войну с Индонезией, и провала попытки США свергнуть революционное правительство на Кубе, а также после триумфа Гагарина - Хрущёв решает, что момент решения Берлинского вопроса настал. Запад должен убрать свою базу из ГДР. Либо прямо передав Западный Берлин под контроль правительства ГДР, либо (после объявления Берлина "вольным городом") отказаться от принадлежности этой базы блоку НАТО, и вместо натовского флага поднять там флаг ООН.
В общем-то по международному праву позиция Хрущёва по берлинскому вопросу была безупречной: Западный Берлин - есть юридический нонсенс и непрерывная агрессия против стран ОВД. Которую пора остановить, раз баланс сил качнулся в пользу СССР.
Встреча Хрущева и Кеннеди по Берлину состоялась в июле 1961 года в Вене. Но ещё в апреле этого года Пеньковский начинает передачу на Запад добытых им советских секретов. Материалы, переданные Пеньковским, убеждали аналитиков ЦРУ и Пентагона, что разрыв в стратегических вооружениях между США и СССР столь велик, что "Советы" нескоро его сократят. Кстати, это оказалось правдой: для выхода на примерное равенство с США по ракетно-ядерному оружию Союзу пришлось затратить ещё десять лет. То есть получалось, что СССР не готов к ядерной войне, и будет избегать серьёзной конфронтации. Этим надо воспользоваться!
Венская встреча кончается ничем. Кеннеди предлагает Хрущёву решить вопрос Берлина "когда-нибудь потом", пугает его тем, что если пойдёт на уступку, то в США усилятся "консервативные силы" (?). Предлагает Хрущёву ценить сложившийся "статус кво". А какой может быть статус, если сохранение фактической натовской оккупации ГДР при "доктрине Хальштейна" чревато геополитическим кризисом Варшавского договора?
Хрущёв с удивлением видит, что Кеннеди просто смеется над ним.
В итоге с августа 1961 года правительство ГДР идёт на отчаянный шаг: начинает возведение двойного забора вокруг западной части Берлина, раз уж СССР почему-то не может решить вопрос. Со своей стороны США готовятся наращивать силы в Западном Берлине, и сносить любые заграждения между западной и восточной частью города. То есть, наращивая военный вес ФРГ, Штаты в то же время не дают создать полноценную границу между двумя Германиями, готовясь силой решить вопрос объединения двух Германий - в пользу ФРГ.
В это же время правительство Кеннеди начинает готовить операцию "Мангуст", то есть - силовой вариант свержения правительства Кастро на Кубе с привлечением сил армии и флота. Хотя вот только что в апреле 1961 года Кеннеди отказался поддерживать гораздо более "мягкий" вариант создания оппозиционного эмигрантского правительства на острове.
К этому моменту советские "космические чудеса" конца 1950-х - начала 1960-х годов подходят к концу: из ракеты-носителя Р-7 ОКБ Королёва удалось выжать всё, на что она была способна. Новые советские прорывы (запуск орбитальных станций, луноходы и спускаемые "Венеры") - требовали новой ракеты, и будут достижимы тоже лет через десять. Что теперь показывать Западу?
Реальный военный результат от космических достижений в СССР будет готов только к концу 1960-х годов: спутники фоторазведки, спутники связи, "глобальная ракета".
Попыткой "показать мощь здесь и сейчас" стала подготовка по инициативе Хрущёва испытания 100-мегатонной бомбы (в ноябре 1961 года). Бессмысленное с военной точки зрения. Говоря современным языком - чистый "пиар" и "демонстрация уровня".
Однако ещё раньше, в октябре 1961 года, произошёл второй Берлинский кризис. Штаты поторопились с переброской в Берлин бульдозерных танков, чтобы начать снос линии разграничения между двумя частями города. Советское правительство выдвинуло танки навстречу. Произошел знаменитый "инцидент у КПП "Чарли"". Штаты первыми отвели свои танки.
Для Кеннеди стало понятно, что "Советы" пока не готовы отступать, для этого нужны акции в других местах планеты. На очереди были Куба и Вьетнам.
Империи готовят ответный удар.
В это время ВВС США занимались развёртыванием в Штатах почти тысячи шахтных ракет "Минитмен", неуязвимых для существующих советских МБР. Военно-морские силы США развёртывали первую десятку атомных ракетных субмарин в Атлантике и в Средиземном море. также полностью неуязвимых и ненаблюдаемых для "Советов". ЦРУ доводило до ума спутники фоторазведки "Кей Холл". Программа довооружения США должна была завершиться во второй половине 1960-х годов.
На этот же период Кеннеди наметил ещё и космическую победу США в "лунной гонке". Поскольку данные о существующих ракетно-космических возможностях СССР у него теперь тоже были на столе.
К этому же периоду будет готов социальный взрыв в ГДР, куда НАТО затем должна была вмешаться, спасая берлинцев. Риторика Кеннеди "Я - берлинец" для такого хода событий уже была готова.
Чувствуя этот внезапный перелом политики Запада, правительство Хрущёва сделало отчаянный шаг и прибегло уже совсем не к "пиарной" акции: к тайной операции по переброске контингента вооруженных сил на Кубу. Сейчас известно, что с нашей стороны акция называлась "операция "Анадырь"".
Продолжение последует... Вот оно:
Друзья, не забываем ставить лайки, или подавать интересные мысли в комментариях. Обсудим!
А ещё можно заглянуть на наш Канал и посмотреть, есть ли ещё что-нибудь интересное: