Добрый день, дорогой читатель! Насколько тебя раздражают частые заправки при езде по трассе? Меня очень сильно, особенно, если вы едете "в два руля" - то есть на одну машину два водителя. Во вступлении я дам свои соображения о том, как я считал запас хода.
Самой грустной машиной с точки зрения запаса хода по трассе являются маленькие машинки "А" класса, в которых установлен крайне куцый бензобак. В качестве примера возьмём крайне узнаваемый в СНГ Daewoo Matiz.
В рассматриваемом нами примере машинка обладает мотором объёмом 0.8 литра, с расходом по трассе 6.3 литра на 100км и баком 35 литров. Воспользовавшись "в лоб" калькулятором мы получаем запас хода на таком баке, примерно, 550км по трассе. Казалось бы, конечно это немного, но не критично. Я ярый сторонник того, что водитель-любитель (коим являюсь я и 90% людей, имеющих водительские права), должен планировать свой маршрут так, чтобы за один день проезжать не более 500км. Для себя именно такое расстояние, методом проб, я определил как безопасное. Меня в этом не переубедить, да у меня есть такой опыт, как проезд 1500км за одни сутки, но это никому ненужные подвиги, всегда лучше проехать на 100км за день меньше, чем переоценить свои возможности и проехать лишний 1км, который может стать роковым.
На стандартной машине всегда нужно оставлять бак на половину полным, этому есть масса причин, которые мы отдельно рассмотрим в другой раз. Получается, в случае с матизом, мы делим 550км пополам и наш запас хода, между заправками, который мы можем без опасений растрачивать, составляет 275км. Если трасса пустая, а мы движемся с разрешёнными 90км/ч, нас ждёт такое удовольствие, как заправка раз в 3 часа.
Какие машины с завода имеют большой запас хода?
В большинстве автомобилей производитель старается сохранить унификацию при производстве различных комплектаций. Без переделок самый большой запас хода будут иметь машины у которых есть комплектация с очень прожорливым двигателем и полным приводом, а в нашем случае мы выбрали младшую версию, без полного привода и с двигателем 1.6 в случае бензина или вообще дизельный. Второй признак потенциально большого бака - просторный задний ряд. Тут нам приходится обратить внимание на автомобили "D" класса. Причина очень проста - производитель зачастую рад бы куда-то запихнуть бак побольше, но не всегда это возможно, особенно, на машине с маленьким дорожным просветом.
Skoda Superb II, оснащалась как двигателем 3.6 литров и полным приводом, с расходом по трассе 7.4 литра, так и двигателем 1.8 литра бензин, передний привод, с расходом 5.9 литра, так и дизелем 1.6, с расходом 4.4 литра. Во всех трёх комплектациях использовался одинаковый бак на 60 литров. Запас хода на трассе составил бы: 800, 1000 и 1350км соответственно.
Вывод напрашивается сам собой - в случае, если мы хотим избежать переделок, канистр, но нам важен запас хода - малообъёмный дизель и механическая коробка передач вне конкуренции.
Увы, дизель у нас не слишком распространён, поэтому, в дальнейшем будем говорить больше про варианты для бензина. Конечно же, первым в голову приходит гибридный автомобиль, показывающий крайне приятные результаты экономичности, даже по трассе, при скорости, около, 70км/ч. Гибриды у нас распространены ещё меньше дизеля, поэтому вариант интересный, но редко применимый у нас, да и не слишком практичный, если цель именно путешествие по трассам.
Машины пригодные для установки ГБО
Не вдаваясь в технические подробности, когда речь идёт об увеличении запаса хода через установку ГБО, нам нужна машина, в которой установлен двигатель с классическим - распределённым впрыском. Найти, хотя бы относительно, свежую машину D класса, с двигателем малого объёма и с распределённым впрыском задача не из лёгких. Рассмотрим в качестве претендента на эту роль Opel Insignia 1-го поколения с двигателем A16XER, объёмом 1.6 литра.
На данном авто установлен бак объёмом 70 литров. В связке с двигателем 1.6, механической коробкой передач, обещанный расход по трассе составляет 5.9 литра. Примем, для простоты дальнейшего счёта его за 6 литров (Тем более, мы планируем утяжелить машинку, примерно, на 150кг).
Изначальный запас хода в 1150км, как можно было догадаться, нас не удовлетворяет, поэтому будет установлено ГБО. В нишу запаски здесь можно установить тороидальный балон на 63 литра (Обязательно проверяйте фактические размеры перед заказом балона), также в большинство крупных седанов уместно смотрится цилиндрический балон на 80 литров. Конечно же, в погоне за большим запасом хода мы не будем выбирать один или второй. Нужно применить установку обоих балонов через тройники. Имея суммарный объём двух балонов в 143 литра, мы получим, около, 115 литров фактического объёма доступного для заправки, потому что в балоны для ГБО устанавливается специальный клапан, препятствующий полной заправки, предохраняющий балоны от избыточного роста давления.
Расход на газу мы примем увеличившимся на 20% относительно бензинового расхода. 7.2 литра на 100км. Конечно же, речь как всегда идёт об идеальных условиях. Но в этих идеальных условиях, мы получаем 1600км непосредственно на газу.
Прибавим это к запасу хода на бензине, получаем 2750км. Для красивой цифры добавим в багажник канистру на 15 литров, чтобы добить запас хода без заправок, до 3000км.