Найти в Дзене
О важном — на книжном

Радужный марафон: синий

Итак, я уже на финишной прямой. Вариантов книг с упоминанием синего в названии, я рассматривала много. И в самый последний момент, когда уже пришло время что-то читать, мне на глаза попалась эта небольшая (по объему) книжка: Курт Воннегут. Синяя борода. Признаюсь, Воннегута я как-то побаивалась, хотя в целом к американской литературе XX века отношусь с большим интересом. В студенческие годы я читала "Бойня №5. Крестовый поход детей". Но в памяти осталась только рефреном повторяющаяся фраза: "Пьюти-фьют. Такие дела". Встречающиеся редкие обзоры на творчество Воннегута создали впечатление, что пишет он абстрактно, сложно... И я сомневалась, надо ли мне это. Но "Синяя борода" произвела на меня огромное впечатление! Аннотация, как часто бывает, несколько неверные ожидания формирует: Один из самых причудливых и загадочных романов Курта Воннегута, в котором он обыгрывает не только "мифологию искусства" XX века, но и архетипы "военной прозы" и мотивы древнегреческой мифологии. Афтобиография

Итак, я уже на финишной прямой. Вариантов книг с упоминанием синего в названии, я рассматривала много. И в самый последний момент, когда уже пришло время что-то читать, мне на глаза попалась эта небольшая (по объему) книжка: Курт Воннегут. Синяя борода.

Курт Воннегут. Синяя борода
Курт Воннегут. Синяя борода

Признаюсь, Воннегута я как-то побаивалась, хотя в целом к американской литературе XX века отношусь с большим интересом. В студенческие годы я читала "Бойня №5. Крестовый поход детей". Но в памяти осталась только рефреном повторяющаяся фраза: "Пьюти-фьют. Такие дела". Встречающиеся редкие обзоры на творчество Воннегута создали впечатление, что пишет он абстрактно, сложно... И я сомневалась, надо ли мне это.

Но "Синяя борода" произвела на меня огромное впечатление!

Аннотация, как часто бывает, несколько неверные ожидания формирует:

Один из самых причудливых и загадочных романов Курта Воннегута, в котором он обыгрывает не только "мифологию искусства" XX века, но и архетипы "военной прозы" и мотивы древнегреческой мифологии. Афтобиография вымышленного художника Рабо Карабекяна, карьера которого потрепела крах из-за некачественной краски, и история таинственной Цирцеи Берман, пытающейся изменить не только его жизнь, но и взгляды на искусство и свое место в нем, служат лишь обрамлением для притчи, по-новому трактующей известный сюжет творца, его Музы и поисков Вдохновения.

Гениальность этого романа в том, что он вполне может быть прочитан без мысли о всякой мифологии, архетипах, аллюзиях и извечных сюжетах. И это тоже интересно. История отдаленно напоминает "Вторую жизнь Уве" например.

Перед нами одинокий, эксцентричный старик. У него недавно умерла вторая жена, оставив ему в наследство огромный дом, с прилегающей территорией и собственным пляжем. Со своей первой женой он не общается, как и с двумя уже взрослыми сыновьями от первого брака. Однаждый на своем частном пляже он встречает случайно туда проникшую молодую женщину Цирцею Берман, которая на деле оказывается супер-популярной писательницей, пишушей под псевдонимом Полли Медисон. Она предлагает глевному герою написать свою автобиографию и на первых порах контролирует его: пишет ли и что именно пишет. После сотой страницы она перестает жестко надзирать за творческим процессом.

Из этой автобиографии мы узнаем полную историю художника армянского происхождения Рабо Карабекяна, невероятно доброго, душевного, ироничного и очень одинокого человека. Нищее детство; родители, выжившие во время геноцида армян в Турции, но так и не справившиеся с этим потрясением, не способные дать ребенку любовь, заботу, ощущение безопасности. Увлечение рисованием и поступление в "ученики" к самому известному американскому художнику-иллюстратору Дэну Грегори. Уход в армию, незадолго до начала Второй мировой войны. Потом война и плен. Стремительная и очень короткая карьера художника - абстрактного экспрессиониста...

Что по-настоящему подкупает в этом герое, что пережив много трагедий и испытаний, он не озлобился. Ни об одном, из тех, о ком он пишет, он не отзывается плохо, со злостью, неприязнью. В каждом подмечает какие-то человеческие черты, каждого понимает, прощает и... жалеет.

-Когда люди, которых я люблю, совершают ужасные поступки, я их просто свежую, а потом прощаю.
-Свежуешь? Это что такое?
-То, что делают китоловы, вытащив тушу кита на борт. Сдирают шкуру, отделяют мясо ворвань, так, что остается один скелет. И я мысленно делаю то же самое с людьми - отделяю плоть, чтобы видеть только душу. Тогда я им прощаю.

Но при чем же здесь синяя борода? Так себя называет сам Рабо Карабекян, как раз упоминая всем известную сказку про жестокого мужа, который давал своим женам полную свободу, кроме одного запрета - нельзя заходит в закрытую комнату.

За домом Рабо был картофельный амбар, который он когда-то давно арендовал под студию у первого мужа своей второй жены 🤯😂. Теперь этот амбар наглухо закрыт и заколочен. Рабо всем говорит, что в этом амбаре то, что он завещает обнародовать после его смерти. Но не говорит, что это, чем разжигает жгучее любопытство у всех, кто знает про амбар.

Я не стану писать, что в амбаре. Не только потому, что это интрига. Но и потому, что к пониманию важности того, что там находится, надо подойти, постепенно знакомясь с обстоятельствами жизни Рабо Карабекяна. Меня пробрало. Меня удивляют отзывы про слабый финал.

Картинка из интернета
Картинка из интернета

Ну а архетипы и мифология? Конечно, там все это тоже есть. Например, когда Дэн Грегори приходит в бешенство, застав своего ученика и свою любовницу выходящими из музея современного искусства. Очень напомнило библейскую сцену изганния из рая) Но это все так ненавязчиво вплетено в сюжет, что незнание или не узнавание отсылок совершенно не мешает получить удовольствие от чтения.

Потрясающая книга. Буду читать Воннегута дальше.