Найти в Дзене
Автовод со стажем

Может заблокировать двигатель: что такое ДМРВ и как понять, что он вышел из строя

Чем больше на моторе электроники, тем чаще владельцу приходится бегать в автомагазин или автомастерскую. Электронные компоненты чаще выходят из строя, чем механические, хотя есть и исключения из этого правила. Если на двигателе стоит электронный датчик, значит, другого способа эффективно решить проблему у инженеров не было. И лучше всего неисправный датчик заменить или заглушить его «обманкой» для компьютера. Ездить с неисправным датчиком точно не стоит, рано или поздно ЭБУ может «устать» постоянно выдавать «Check engine» и просто заблокировать двигатель. Начнём с хорошей новости - не все автомобили оснащаются ДМРВ или датчиками массового расхода воздуха. Если на двигателе вашей легковушки стоит на всасывающем коллекторе коробка с разъёмом, значит, мотор достаточно современный, мощный и экономичный. Если ДМРВ нет, значит, это бюджетный двигатель небольшой мощности, достаточно старый и надёжный, но в целом неэкономичный. Давайте разбираться, в чём разница. Датчик МРВ напрямую контролиру
Оглавление

Чем больше на моторе электроники, тем чаще владельцу приходится бегать в автомагазин или автомастерскую. Электронные компоненты чаще выходят из строя, чем механические, хотя есть и исключения из этого правила. Если на двигателе стоит электронный датчик, значит, другого способа эффективно решить проблему у инженеров не было. И лучше всего неисправный датчик заменить или заглушить его «обманкой» для компьютера.

Ездить с неисправным датчиком точно не стоит, рано или поздно ЭБУ может «устать» постоянно выдавать «Check engine» и просто заблокировать двигатель.

Что такое ДМРВ и зачем он нужен

Начнём с хорошей новости - не все автомобили оснащаются ДМРВ или датчиками массового расхода воздуха. Если на двигателе вашей легковушки стоит на всасывающем коллекторе коробка с разъёмом, значит, мотор достаточно современный, мощный и экономичный. Если ДМРВ нет, значит, это бюджетный двигатель небольшой мощности, достаточно старый и надёжный, но в целом неэкономичный.

Давайте разбираться, в чём разница. Датчик МРВ напрямую контролирует количество воздуха, протекающего через сечение впускного коллектора. Причём, вроде бы, измерения достаточно точные, и что интересно, меряется мгновенный расход в килограммах воздуха. Сведения эти нужны блоку ЭБУ для вычисления количества бензина, которое нужно впрыснуть в коллектор. Или ещё хуже - непосредственно в камеру сгорания.

У ДМРВ есть помощник - это лямбда-зонд на катализаторной коробке. Эти два устройства обеспечивают наиболее точное выдерживание необходимой пропорции воздух-бензин. Иначе мотор будет работать либо на обеднённой, либо на переобогащённой смеси. В обоих случаях нужной мощности двигатель не выдаст и будет сильно греться.

Принцип работы датчика

Датчик МРВ - это платиновая проволочка или плёнка с напылённым на керамику металлом. Во время работы мотора на проволоку подаётся напряжение и пропускается ток определённой величины. Естественно, чем сильнее нагревается проволока, тем выше её сопротивление и меньше ток. То есть компьютер измеряет отклонения от расчётной величины и делает вывод о количестве воздуха, поступающего в цилиндры.

В современных двигателях без датчика не обойтись. Именно ДМРВ показывает автомобильному компьютеру количество и температуру воздуха в момент запуска двигателя. Это важно, особенно при низких температурах. Двигатель и катализатор ещё холодные, а значит, толку от лямбда-датчика никакого. А нужно впрыснуть точное количество топлива, чтобы оно успело испариться и при этом не залило свечу.

И далее, когда мотор заработает на холостых, весь расход воздуха будет контролироваться ДМРВ, пока не прогреется катализатор. Это для моторов с распределённым впрыском. Для двигателей с прямой подачей топлива поломка ДМРВ не даст запустить мотор вообще. Просто зальёт свечи бензином.

Как работают старые моторы без ДМРВ

Можно спросить - а как же работают старые моторы? У двигателей двадцатилетней давности контроль тоже осуществляется по лямбда-датчику. Только в момент пуска ЭБУ переходит в так называемый асинхронный режим впрыска. Форсунки подают «среднепотолочное» количество топлива, исходя из средних настроек в памяти ЭБУ. А они сильно отличаются от оптимальных. Зато пуск уверенный. То же самое происходит на холостых оборотах. Естественно, экономии никакой, только перерасход бензина и усиление коксования поршневой.

Диагностика и решение проблемы

Обычно факт поломки ДРМВ определяют по неустойчивой работе двигателя на холостых оборотах. Можно даже измерить напряжение на выходных клеммах на разъёме при работающем двигателе. У исправного ДРМВ напряжение будет 1,01-1,03 В. Если измерения показали другой результат, значит, либо платиновая проволока загрязнена пылью и маслом, либо датчик нужно менять.

«Умные головы» рекомендуют не использовать бензин или спирт-ацетон, а купить специальное средство для чистки. И это правильно, так как после гаражного растворителя проволока станет ещё грязнее, чем была.

Второй способ решить проблему - поставить на разъём шунт. Обычно используют переменный резистор, с его помощью подбирают нужную величину сопротивления. Но это не очень хорошее решение. Всё равно, даже после установки «обманки», пуск двигателя будет проще, но мощность упадёт и расход топлива тоже возрастёт.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!