Найти в Дзене
Психология шамана

Шаман 2025. Кто он на самом деле?

Когда-то слово «шаман» вызывало настороженность. Сегодня, наоборот, все чаще ищут и обращаются. И между этими двумя точками лежит много страхов, странных новостей, мифов и недопониманий. То в хронике напишут, что «шаман вовлекал людей в опасные ритуалы», то в каком-нибудь федеральном издании расскажут о человеке, которого задержали за «сатанинские практики», добавив ему ярлык шамана. И каждый раз хочется спросить: почему слово, которое изначально означало и лечение, и связь с глубиной, и работу с природой, вдруг стало звучать как что-то опасное. Ответ простой. Там, где человек не понимает, он начинает придумывать. Так поверх реального шаманизма вырос образ дикого лесного колдуна, который кому-то что-то обещает, кого-то подчиняет, кого-то пугает. Хотя настоящий шаманизм вообще не про это. Если говорить честно, шаманизм всегда был работой с природой. Наши предки видели мир живым. У каждой стихии, явления природы или же природного объекта было лицо. Гроза могла рассердиться. Дерево могл

Когда-то слово «шаман» вызывало настороженность. Сегодня, наоборот, все чаще ищут и обращаются.

И между этими двумя точками лежит много страхов, странных новостей, мифов и недопониманий. То в хронике напишут, что «шаман вовлекал людей в опасные ритуалы», то в каком-нибудь федеральном издании расскажут о человеке, которого задержали за «сатанинские практики», добавив ему ярлык шамана. И каждый раз хочется спросить: почему слово, которое изначально означало и лечение, и связь с глубиной, и работу с природой, вдруг стало звучать как что-то опасное. Ответ простой. Там, где человек не понимает, он начинает придумывать. Так поверх реального шаманизма вырос образ дикого лесного колдуна, который кому-то что-то обещает, кого-то подчиняет, кого-то пугает. Хотя настоящий шаманизм вообще не про это.

Если говорить честно, шаманизм всегда был работой с природой. Наши предки видели мир живым. У каждой стихии, явления природы или же природного объекта было лицо. Гроза могла рассердиться. Дерево могло защитить или дать знак. Ветер мог принести новости или знаки. Тогда это был естественный способ объяснить силу, которую человек не мог контролировать. Так и появлялись духи грозы, духи деревьев, духи солнца. Не как мистические существа, а как собирательный образ огромной природной силы. Шаманы, волхвы, друиды, знахари — все они делали одно и то же. Работали с землей, водой, огнем, телом человека, его дыханием, его ритмами, его состояниями. Не власть, не подчинение, а взаимодействие.

Сегодня люди снова тянутся к этой глубине. Ритм бубна, например, вообще не про магию. Это физиология. Когда человек слышит ровные низкие удары, тело постепенно переходит в состояние мягкости. Парасимпатическая система включается, как будто кто-то нажимает кнопку успокоения. Дыхание становится глубже. Напряжение отступает. И внутри появляется пространство, где можно прикоснуться к тем эмоциям, которые долго были спрятаны. Это и есть работа. Не экстаз, не потеря контроля, а возвращение к себе.

Настоящий шаман никогда не нарушает волю человека. Он не может заставить, подавить, манипулировать страхом или обещать невозможное. Никаких "я сейчас изменю твою судьбу за один ритуал". Этого нет. В реальности шаман только сопровождает. Он держит пространство, чтобы человек мог пройти свои процессы, а не сбежать от них. Даже когда тело трясет или идут слезы, шаман не управляет человеком, а помогает ему освободиться от того, что давно требует выхода. Это уважение, а не власть.

Я всегда говорю - "помогающая" работа держится на ответственности. Для меня шаманизм не про контроль и не про ощущение собственной силы. Это проводничество. Я не спасаю людей, если они не хотят быть спасены. Я не беру в зависимость, не навязываю услуги, не обещаю чудес. Я соединяю психологию и шаманизм, потому что эти две системы удивительно точно поддерживают друг друга. Психология помогает объяснить и структурировать процесс, шаманская работа помогает дойти туда, куда обычная логика не всегда достает. И всё это строится на уважении к границам человека. Настоящий шаман всегда знает, что сейчас можно, а что нельзя. И если человек не готов, его нельзя трогать. Я никогда не беру на себя роль всезнающего. Я объясняю, что происходит, и даю возможность ученику или клиенту делать самому. Это важнее любой красивой практики.

Шаманизм сегодня сильно изменился. Это уже не только костер и ночные пляски (хотя это тоже бывает). Это работа с дыханием, звуком, вниманием, телом, внутренними процессами. Это контакт с родом, с памятью, с глубинной частью человека. Шаман XXI века помогает человеку услышать свое тело, свою силу, свой род. Помогает убрать лишнее напряжение, вернуть равновесие, восстановить опору. Это не чудеса. Это честная, живая работа, которая касается очень реальных вещей.

И если говорить прямо, шаман XXI века не герой легенд и не герой криминальных новостей. Это человек, который умеет слышать. Себя, природу, другого человека. И который помогает другому человеку услышать самого себя. Чтобы закрылись старые страхи. Чтобы жизнь перестала быть хаотичной. Чтобы стало легче дышать. Чтобы появилось место для настоящего. И в 2025 году это особенно важно. Потому что мы живем в время, когда иллюзии больше не работают. Люди тянутся к честности, к настоящему, к внутренней тишине. И шаманизм, каким бы древним он ни был, остается про одно и то же. Про уважение к жизни. Про связь. Про порядок. Про человеческую силу, которая никогда не кричит, а просто есть.