Есть некоторые аниме, насчёт которых так и хочется задать вопрос: да как, вообще, можно было снять ТАКОЕ? (хоть теории заговора строй!). Это же можно сказать про “Kite Liberator” 2008-го, чьё название переведено у нас, как “Кайт Избавительница”. Те, кто видел данное произведение, могут не понять моего негодования; дескать «обычный боевичок, который желательно смотреть с выключенным мозгом; что тут особенного?». Ну… попытаюсь объяснить! Сразу предупрежу: эта тема немаленькая, и, чтобы моя позиция стала более ясна, для начала придётся покопаться в фильмографии режиссёра “Кайт”, Ясуоми Умэцу.
Начну с того, что обозреваемое творение слишком рваное для столь опытного режиссёра, как Умэцу. Чего уж там – оно едва ли вписывается в стандарты качества даже посредственных деятелей индустрии, кои делают упор НЕ на качество произведений, а на их количество (т. е. выделяют каждому проекту крайне жёсткие сроки, при которых не всегда возможно продумать сюжет или создать приемлемую картинку / анимацию!). Во многом благодаря такому подходу индустрии анимешники всегда находят, что посмотреть, и за что поругать очередной японский мультик. Тем не менее, есть кое-что, обязательно присутствующее в более-менее современных аниме, независимо от качества оных; а именно – угодные индустрии «нравственные» детали сюжета. Пусть даже японский сценарист выдаст полнейший бред заместо нормального сюжета – но этот бред должен ХОТЯ БЫ вписаться в негласные, нравственные нормы индустрии! Сами эти нормы варьируются от произведения к произведению; однако имеют общую цель: НЕ научить аудиторию плохому (а в идеале – ещё и научить хорошему!). Притом японское понимание плохого (да и хорошего!) может разительно отличаться от привычного вам. К примеру: как считаете, война – это плохо? Конечно, плохо! Старые аниме того же мнения; вот только эпоха антимилитаризма в японских произведениях давно закончилась, и с 90-х там всё чаще встречаются намёки, что есть вещи похуже войны, например – восстание против официальной власти, убийство в обход закона и… даже добрачный интим. Да, всё это хуже войны, если верить более-менее современным аниме, которые чаще одобряют убийства при официальных военных действиях. А вот за то же убийство в обход закона или же за восстание против правительства анимешный протагонист запросто может быть наказан сюжетом (чаще всего – умертвлён, дабы аудитории неповадно было перенимать его убеждения!). Даже с добрачным интимом случилась абсурдная ситуация: ежели некая героиня аниме станет жертвой «преступления интимного характера», это будет считаться не таким плохим, как если бы она добровольно вступила в добрачную связь (капец логика у этих японцев, да?..). Каким образом всё это относится к аниме “Кайт Либератор” из 2000-х? А дело в том, что “Либераха” является второй частью в дилогии “Кайт”; первая вышла ещё в 1998-м – и уже тогда показывала МНОГОВАТО по меркам аниме-индустрии.
Примечательно, что “Кайт” образца 1998-го сочетает в себе жанры «боевик» и «хентай». Умэцу заморочился, дабы совместить в одном произведении два неодобряемых индустрией жанра, т. е. соблюсти негласные нормы насчёт каждого из них; первым делом упомяну, какие нормы есть у анимешных боевиков! В идеале тамошний главный герой должен быть официальным силовиком (военным, полицейским, etc.), чтобы иметь законное право на убийство. Ежели герой НЕ является таковым, но убивает людей, то может погибнуть, дабы аудитория увидела, чем чревато подобное поведение. А если создатель боевика хочет оставить «гражданского», но негуманного героя в живых, может сделать того… героиней, на которую станет труднее равняться ХОТЯ БЫ мужской аудитории (ибо патриархальная Япония боится мужчин больше, чем женщин!). И, естественно, герой и героиня боевика НЕ должны «грешить» нормальным, добрачным интимом; т. к. уже позволяют себе много нежелательных действий!
Теперь «нравственные» нормы хентая (да, это похоже на оксюморон; однако такие нормы вправду существуют – и соблюдаются!). Во-первых, «бездумно» совмещать хентай с уже упомянутым боевиком – это капец какая крамола. В обоих жанрах лишь те персонажи, что не «грешат» человекоубийствами, имеют право на здоровую половую жизнь. В ином случае они могут рассчитывать разве что на интим «не совсем по обоюдному согласию», причём без возможности оказаться в доминирующем положении (ну, вы поняли, о чём я!). Короче: это соответствует “Кайт” 1998-го. Тем не менее, у того аниме была одна неугодная индустрии особенность, а именно – сам факт сочетания двух жанров, кои даже по отдельности не в чести! Вышестоящим воротилам индустрии едва ли понравилась лазейка, найденная Ясуоми Умэцу, и они могли намекнуть об этом ему, мол «не надо вводить такие особенности в сюжет, только чтобы превращать боевик в хентай; лады?».
«Лады!» – наверное, ответил Умэцу. И, конечно же, после этого он выпустил другой хентайный боевик, под названием “Красотки-головорезы”, использовав уже новую хитрость, чтобы формально не выходить за «нравственные» рамки)) В чём заключалась эта хитрость? В том, что главгерои «грешили» добрачным интимом только в наркоманском сне протагонистки (т. е. в реальности НЕ занимались этим!). Куда блудливее оказались злодеи, однако многие аниме предоставляют отрицательным персонажам больше свободы – всё равно те сюжетно наказываются за злоупотребление этой свободой, т. е. за плохое поведение! К тому же – вышеупомянутые злодеи смогли поразвратничать лишь с роботизированной секс-куклой; не факт, что в годы выхода “Красоток-головорезов” существовало единое мнение индустрии, считается ЛИ такой «досуг» за полноценный добрачный интим. Тем не менее, при создании отдельных моментов Умэцу «наглел» ещё больше; например, в “Красотках-головорезах” три главных героя – двое мужчин и одна девушка, притом никто из них не является официальным силовиком, но все совершают убийства (вдобавок остаются живы-здоровы и на свободе!). Хотя именно героиня чаще «грешит» этим занятием, всё равно ситуация выглядит излишне смелой для аниме того времени.
Листайте галерею:
Чем же обернулся выход “Красоток-головорезов”? Тем, что терпение воротил индустрии лопнуло: их гнев имел катастрофические последствия для всего жанра «хентай» (тот лишился права на продуманные сюжеты, т. е. быстро превратился в шлак!), а Умэцу доснимался. С тех пор его держали подальше от хентая и, вообще, неохотно сажали в режиссёрское кресло. Уж не знаю, каким именно образом, но спустя несколько лет ему удалось выпустить продолжение “Красоток-головорезов”, которое было названо “Mezzo: DSA”, что переводилось у нас, как “Меццо: Игра со смертью”. Само продолжение вышло в формате ТВ-проекта – и уже не имело той отвязности, что была в первоисточнике. К тому же – “Игра со смертью” стала… глупее “Красоток-головорезов”; однако ещё могла развлечь зрителя! Кстати, интересная деталь: крамолу первоисточника слегка сгладило ТВ-продолжение, давшее намёки, что главная героиня является несовершеннолетней, а самый старший из главных героев оказался её опекуном. Таким образом (опять же с точки зрения индустрии!) тот дядя обрёл большее моральное право на убийство; ибо наличие ребёнка, о котором надо заботиться, развязывает руки героям аниме! В наши дни это заметно по тайтлам “Дни Сакамото”, “Папаши-дружбаны” и “Мой домашний герой”; такие сюжеты намекают, что человек с родительскими обязанностями – один из НЕМНОГИХ, кто вправе браться за оружие вопреки нормам закона. И это не крамольное напутствие, как могло бы показаться; ведь, если жизнь потребует от реальных родителей взяться за оружие ради защиты ребёнка, они сделают так даже без оглядки на анимешную мораль и на мнение закона! Тут уж никого не перевоспитать (да и надо ли, учитывая, что в остальное время большинство родителей предпочтёт не лезть во что-то опасное, дабы не рисковать будущим ребёнка?..).
Также из-за “Красоток-головорезов” изменились негласные «нравственные» нормы японских боевиков, точнее – появилось нечто вроде «заниженного лимита убийств». Ведь до этого героиня боевика МОГЛА убивать людей, а уж в каком количестве – было вторичным вопросом. Хотя такое не то чтобы одобрялось индустрией, но тамошние воротилы могли игнорировать это! А введение «заниженного лимита убийств» заставило даже женских персонажей быть гуманнее, т. е. убивать реже (ну, чтобы аудитория понимала, мол «убийство – всё-таки плохое явление; и, ежели к нему можно не прибегать, значит – к нему нужно не прибегать»). С тех пор – если сюжет требовал от героини выйти за пределы «заниженного лимита убийств», та должна была иметь трагичную предысторию (с какой-нибудь жестью!), дабы аудитория уловила, что обычный человек (живущий скучно, но безопасно!) не вправе перенимать деструктивные идеи, демонстрируемые персонажем художественного произведения. Конечно, ещё в “Кайт” 1998-го присутствовала героиня с трагичной предысторией на «интимной основе»; но это было нужно ТОЛЬКО для того, чтобы превратить боевик в хентай, формально не нарушая хотелок индустрии! (вы же помните, что та не одобряет добрачный интим по обоюдному согласию?). Зато протагонистка “Красоток-головорезов” 2000-го уже не имела трагичной предыстории, при этом позволяла себе активно расстреливать и взрывать плохишей – впрочем, до поры до времени; ибо в “Меццо: Игра со смертью” 2004-го эта же протагонистка стала убивать людей заметно реже…
Ну, что: поняли, какое влияние “Красотки-головорезы” оказали на индустрию аниме, т. е. как они тряхнули ту самую индустрию? Конечно, их сиквел оказался менее смелым и даже стал проходняком; но он всё ещё может называться полноценным произведением, пусть и глупеньким (сделаем скидку на то, что режиссёр уровня Умэцу не мог разгуляться в ТВ-формате, потому вынужденно заменял смелые идеи «стерильными», в т. ч. не особо умными!). А вот после этого вышел сиквел “Кайт”, который реально разочаровал! Как думаете – чего следовало ждать от Ясуоми Умэцу, решившегося выпустить продолжение “Кайт” в том же более свободном формате OVA, в котором вышел первоисточник? Уж точно – не того, что получилось в итоге:
Прежде всего, “Кайт Либератор” – это не хентай, хоть и OVA. Ну, тут всё понятно: в 2008-м Умэцу уже не мог снимать то, что снял на рубеже девяностых и нулевых. Кроме того, в “Либераторе” новая протагонистка – школьница, подрабатывающая наёмной убийцей. Вот только почему она решилась заниматься этим делом, да и каким путём пришла в тот бизнес – неясно. Как познакомилась со связным, который передаёт ей заказы, как вышла на подпольного торговца, что снабжает её оружием и патронами, как обучилась навыкам боя – додумайте сами! Будто бы этого мало, наша школьница-убийца ещё и подрабатывает официанткой в кафе; ну, что за чушь?! Я-то думал – люди идут в киллеры, дабы не быть обслуживающим персоналом! Пусть даже сам владелец кафе оказался подпольным торговцем оружием, но разве это меняет хоть что-то? Ещё у протагонистки есть подруга – такая же официантка, имеющая свои секреты. Какие именно? Опять же – додумайте сами; ибо сюжет создал, но так и не раскрыл интригу вокруг этой подружки! Что не менее раздражает – открытая концовка “Либерахи”; можно сказать, аниме просто оборвалось на кульминации. Хоспаде, у здешней протагонистки даже нет чётко выраженной, трагичной предыстории, хотя тут «нужна» эта деталь, учитывая, как много людей расстреляла наша школьница-убийца!
Знаете, на что похоже такое положение дел? На то, что из сюжета вырезана куча материала, который показался «излишне смелым» КОМУ-ТО, кто следил за рабочим процессом Умэцу, уже успевшего продемонстрировать нелояльность хотелкам индустрии! А из того, что осталось невырезанным, этот КТО-ТО милостиво разрешил собрать короткометражку. Ну, а чем ещё объяснить рваный сюжет обозреваемого аниме? Ведь обычно Умэцу создаёт более продуманные произведения, а не подходит к делу, спустя рукава (и обрывая на полуслове КАЖДУЮ подтему сюжета!), особенно – если дело касается продолжения истории, которая небезразлична самому́ Умэцу, и ради которой он даже подпортил отношения с воротилами индустрии! Короче: “Кайт Либераха” – это позор для опытного режиссёра; даже глупая “Игра со смертью” имела полноценный сюжет! К тому же – франшиза “Кайт” никогда не была конвейером по зарабатыванию денег, который рассчитан на количество выпускаемых продолжений, а не на их качество, из-за чего слабо продумывает сюжеты сиквелов / приквелов / спин-оффов / ребутов. Не говоря уж о том, что даже в «конвейерных» франшизах сюжеты хоть немного продумываются и не позволяют себе обрывать подтемы одну за другой, вдобавок имеют бóльшую длительность – уровня полнометражек либо сериалов!
Подведу итог: с аниме “Кайт Либератор” сложилась грустная ситуация, и я не верю, будто это стало результатом случайности или недостаточных творческих способностей режиссёра! Добавлю, что кроме своих фирменных франшиз Умэцу режиссировал парочку проходных, зато соответствующих хотелкам индустрии аниме-сериалов: “Девы Галилея” и “Адвокаты чародеев”. В остальное время он больше рисовал – занимался дизайном персонажей, раскадровкой и анимацией для внушительного количества аниме. В принципе, всё это неудивительно; ведь ему не позволяют снимать именно то, что хочется, а зарабатывать на жизнь надо. Хотя недавно Умэцу выпустил короткометражное аниме “Невинный панк: Механическая девушка”; но я ещё не смотрел это творение, так что не могу добавить ничего конкретного. Ну, разве что поделюсь мыслью: само название “Невинный панк” (Virgin Punk) может быть грустной иронией насчёт негласных хотелок индустрии, безжалостно контролирующей творческий процесс; мол – секса уже не будет…