Чем документальные фильмы отличаются от картин художественных? Правильно, их сюжеты взяты из нашей повседневной жизни, а герои – вполне реальные люди. Этим порой объясняется столь повышенный интерес определённой части зрительской аудитории именно к документальным жизненным картинам. Иногда они вызывают искреннее желание помочь главным героям, и не только сочувствием…
Итак, сегодня мой рассказ именно о них, персонажах фильмов фестивальной программы «Герои документального экрана», в рамках продолжающегося в Пензе Международного кинофестиваля «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина.
В пятницу, 28 ноября до Сурского края докатилось громкое «Эхо» Байкальского международного кинофестиваля «Человек и природа» им. В. Г. Распутина (Иркутск).
Программу фильмов подробно представила модератор, журналист, педагог, член Союза журналистов, пресс-секретарь Иркутского областного отделения СК России (а также и член жюри «МР» – Надежда Зайцева.
Картин было три: «Устремленные в небо» (2024, Россия, реж. Ольга Бельская, 25 мин, 12+); «Зимник» (2025, Россия, реж. Юрий Дорохин, 90 мин, 18+); «Визионер из Артюшкино» (2025, Россия, реж. Илона Вашкелите, 25 мин, 12+).
Первую из них должна была представлять режиссёр Ольга Бельская (она, увы, не приехала из-за болезни), но её коллега прекрасно с этой задачей справилась…
«Фильм, который сняла Ольга Бельская в прошлом году, благодаря Фонду поддержки регионального кино, – об энтузиасте и «сумасшедшем» человеке, который посвятил свою жизнь воспитанию подростков и приобщению их к авиастроению. Да, эта область инженерного воспитания, которая процветала у нас в советский период, но сейчас уже забытая. В этой картине представлен единичный и уникальный эксперимент, который воплощен режиссером в рассказе о главном герое.
Игнат Астафьев сам строит модели для обучения ребят пилотированию. И для того, чтобы найти средства для их создания, он даже разводил стадо кабанов и затем его продавал. Промышленные модели, на которых обычно обучают мальчишек пилотированию, есть в структуре ДОСААФ, но они стоят там мёртвым грузом, потому что никто не желает связываться с таким сложным делом и брать на себя ответственность. Это же риск, – могут возникнуть самые разные внештатные ситуации. А потому человека необходимо серьезно готовить, штудировать технику безопасности во время отрыва летательного аппарата от земли и т.д. Игнату же просто предлагают: давайте мы будем ставить галочки в журнал, доказывающие, что, вы используете эту технику. Тогда, мол, и беспокоиться вам не о чем. Он категорически от этого отказывается и полностью всю ответственность берёт на себя.
Думаю, своё отношение к этому человеку, его решению и самореализации, той миссии, которую он сам на себя возложил, в этом небольшом 25-минутном фильме вы обязательно выразите. Сама же картина погружает нас в тему, оставляя очень много вопросов. Например, авиапланер, который покупает ДОСААФ, стоит миллион триста, а педагогу-энтузиасту его строительство и сварка деталей модели обходится всего в 5.700 рублей. Специалист ведь долгое время работал в объединённой авиакорпорации, где сейчас выпускается МКС-21. Понятно, что это профессионал высокого класса, потому что на таком предприятии стратегического значения иных не наблюдается. Но, как говорится, точно и грамотно поставленный вопрос, – это уже часть ответа. А о таких уникальных личностях, как герой этого фильма – Игнат, просто надо знать, но ведь, к сожалению, так часто они остаются неизвестными».
… Самой продолжительной из представленных документальных картин был «Зимник». Казалось, что за это время зрители картины объехали пол-Сибири. Но предварительно из рассказа Надежды Зайцевой мы узнали весьма интересные подробности о персонажах и условиях их нелёгкой работы…
«Фильм Юрия Дорохина уже успел громко заявить о себе на прошедшем 47-м Московском международном кинофестивале. Кинокритики отметили его как «инъекцию адреналина, которую он вводит в зрителя, будоражит и заставляет задуматься». А ведь начинался проект с простого заказного ролика Иркутской нефтяной компании. Доставка оборудования и продуктов на месторождение в северные территории, – это поистине героический мужской труд, о котором Юрий и его команда решили снять целый фильм. Три оператора в трех машинах одолели эту длительную дистанцию, договорившись с дальнобойщиками. В этой поездке они по-настоящему слились со своими героями. Отсюда – и эффект нашего зрительского присутствия. Картина эта эпического плана. Понимаю очарованность авторов суровой красотой и масштабами этой территории, но в фильме есть и своё отличие. Зрители встретили его очень горячо, и я поняла, что у людей ощущается живая потребность видеть что-то настоящее. Мы понимаем, что они выбрали всё это и ради дохода. Но не только деньги волнуют героев, – все они несут свою ответственность за свои семьи, которые, как тыл, находятся на материке. Они к нему возвращаются, что вполне читается и даже представляется в картине.
Фильм стал победителем в номинации «Лучшее документальное кино» на нашем кинофестивале «Человек и природа», попал и в номинацию кинопремии «Золотой Орёл». Думаю, что это закономерно. И вы это примите, когда посмотрите картину».
…А вот к герою картины Илоны Вашкелите «Визионер из Артюшкино» у зрителя с самого начала появилась искренняя симпатия, у многих даже и мысленное желание ему помочь, но…
«Фильм, созданный кинематографистами «Ленфильма», тематически сливается с вашим кинофестивалем. Речь в нем идет о человеке, который возрождает былые забытые традиции сельского бизнеса на российской северной территории. Сегодня это воспринимается уже как вызов в своей решительности и ответственности, которая почему-то не принимается местным населением. Этот конфликт также является поводом для нашего размышления и понимания – кто мы такие? Почему в то время, когда человек пытается что-то сделать, проводит рядом с нами какой-то свой эксперимент, – это вызывает чувство протеста, желание его уничтожить и просто избавиться от него?! Причём, так оно в итоге всё и закончилось, – это я выяснила у авторов фильма. Наш герой был вынужден покинуть эти края, потому что жители подали в суд. А чтобы продолжить свой эксперимент и выполнить ту задачу, которую он перед собой поставил (возделывание и удобрение земли без помощи химикатов, добавления других искусственных компонентов), ему нужно лишь использовать природные циклы и саму природу для её саморегулирования. Это позволило бы дать приличный приплод и хороший урожай. Суть эксперимента заключается именно в этом. А потому картина также дает нам хороший повод для размышления…»,– справедливо считает Надежда Зайцева.
…И действительно, ведь именно документальное кино способно творить настоящие чудеса, рассказывая о таких героях из жизни, делая их труд, пронизанный личным энтузиазмом и желанием эти чудеса сотворить, – достоянием широкого круга зрителей!.. И снова здесь приходит на ум наш, поистине «шукшинский герой», со своими новыми романтическими проектами, но постоянно натыкающийся на противостояние со стороны практичных и циничных «реалистов», – военный пенсионер Виктор Небога. Думается, что когда-нибудь и о нём снимут картину…
Вчерашнюю документальную программу завершил фильм другого цикла – «Время героев», который продолжил рассказ, ранее начатый на фестивале, – на тему СВО.
«На острие копья» (2025, Россия, реж. Михаил Буров и Олег Некишев, 53 мин, 28+).
Впечатлениями от просмотра этой картины я попросил поделиться учителя истории средней школы №47 (второй корпус) Дмитрия Акимцева. Что интересно, вместе со своими учениками они дружно пишут историю микрорайона Пенза-4 (но это уже история для отдельного рассказа)…
«Фильм впечатляет своим визуальным стилем. В самом начале приём съемки ручной камерой создает эффект присутствия, – кажется, что ты наблюдаешь происходящее в реальном времени. Далее, в заставке, мы видим дым, пронизывающий окружающее пространство, но не поглощающий его, а также отражение пламени в глазном яблоке человека, взирающего на ужас войны. И это только начало, – далее картина продолжит визуально впечатлять, но это не ограничивается лишь эффектной, но пугающей картиной, он наполнен и важным смыслом. Как человек, далекий от военного дела, контурно понимаю, что труд этот катастрофически тяжел, и те, кто связал свою жизнь с этим нелегким делом, – люди с большой буквы. Но вот в сознании отдельных представителей человеческого социума (не могу сказать, больше или меньше их становится) профессия Родину защищать – это блеск начищенных сапог, льготы и ранняя пенсия. А ведь все куда сложнее! Сапоги начищают до блеска, отколупав от них грязь после долгих и изнурительных походов, а все блага заработаны потом и кровью. Картина «На острие копья» погружает зрителя в эти детали, – посмотришь, и еще раз осознаешь, какой он нелегкий, этот солдатский труд. Еще тут к месту и теоретические детали военной науки побеждать, – для расширения кругозора и возможности понять, потянешь или нет? Считаю, что возрастные ограничения картины 18+, – это неправильно, ведь слишком «шелковое» поколение мы взращиваем. Оно должно быть более функциональным и понимающим, а для этого необходимы соответствующие эмоциональные качели. В реальной жизни – лучше не надо! А вот экранные потрясения помогут что-то, да понять», – считает Дмитрий Акимцев.
…Да, сегодняшний рассказ о программе 3-го фестивального дня решил полностью посвятить документальным фильмам, как отдельной теме. Рассказ о представленной в конкурсной программе картине «Ароматное сердце» (2023, Казахстан, реж. Максим Кодаров, 2 часа 4 мин, 18+) логичнее будет перекинуть в завтрашний утренний обзор, поскольку он также будет полностью посвящён именно конкурсным кинолентам (о документальных картинах режиссера, члена жюри кинофестиваля «МР» Арсена Аракеляна, которые он представит сегодня в зале краеведческого музея, расскажем затем отдельно). Поэтому особо приглашаем любителей кино на сегодняшние субботние конкурсные картины фестиваля в киноконцертный зал «Пенза», начиная с 10 часов утра. До встречи!