Найти в Дзене
У Клио под юбкой

Императорская кухня: от щей до трюфелей

Что ели властители одной из величайших империй мира? Купались ли они в роскоши, поглощая рябчиков и ананасы, как пророчил Маяковский, или же, подобно своим подданным, хлебали щи лаптем? Начнем с первого императора. Пётр Великий, прорубивший окно в Европу, в еде оставался истинно русским человеком. Никаких французских изысков и сложных соусов. Его меню было простым и сытным, как у зажиточного купца или солдата. Студень с чесноком, кислые щи, каши, квашеная капуста — вот что составляло основу рациона царя-реформатора. Единственной «заморской» слабостью Петра был голландский сыр, к которому он пристрастился во время Великого посольства. А еще император любил перловку. Да-да, ту самую, которую проклинают поколения солдат. Он называл ее «любимой романовской» и ел с маслом и укропом. В этом был весь Петр: практичность, простота и никакой мишуры. Екатерина Великая, немка по происхождению, но русская душой, привнесла в придворную кухню утонченность. Ее стол ломился от диковинных яств: пулярды

Что ели властители одной из величайших империй мира? Купались ли они в роскоши, поглощая рябчиков и ананасы, как пророчил Маяковский, или же, подобно своим подданным, хлебали щи лаптем?

Начнем с первого императора. Пётр Великий, прорубивший окно в Европу, в еде оставался истинно русским человеком. Никаких французских изысков и сложных соусов. Его меню было простым и сытным, как у зажиточного купца или солдата. Студень с чесноком, кислые щи, каши, квашеная капуста — вот что составляло основу рациона царя-реформатора.

Единственной «заморской» слабостью Петра был голландский сыр, к которому он пристрастился во время Великого посольства. А еще император любил перловку. Да-да, ту самую, которую проклинают поколения солдат. Он называл ее «любимой романовской» и ел с маслом и укропом. В этом был весь Петр: практичность, простота и никакой мишуры.

Екатерина Великая, немка по происхождению, но русская душой, привнесла в придворную кухню утонченность. Ее стол ломился от диковинных яств: пулярды с трюфелями, гато, экзотические фрукты. Но сама императрица, склонная к полноте, старалась держать себя в рамках.

Ее день начинался с крепчайшего кофе со сливками — настолько крепкого, что лакеи, допивавшие остатки, едва держались на ногах от сердцебиения. Любимым же блюдом государыни была разварная говядина с солеными огурцами. Но и тут не обошлось без императорского шика: мясо подавали под соусом из вяленых оленьих языков.

Павел I, вечный борец с наследием матери, объявил войну и кулинарной роскоши. «Маменькины повара» были разогнаны, а на кухне воцарился порядок и... сосиски. Да, император обожал сосиски с капустой, запивая их рюмочкой кларета. Щи, каши, котлеты — меню Павла напоминало рацион офицера, а не самодержца. Но подавалось все это великолепие на драгоценном фарфоре — статус обязывал.

Александр I, победитель Наполеона, был педантом во всем, включая еду. Его день был расписан по минутам: чай с гренками утром, фруктовый перекус в десять, обед ровно в четыре. Император обожал ботвинью — холодный суп на кислом квасе. Он ел его круглый год, даже зимой, шокируя иностранных послов. Однажды государь отправил кастрюлю любимой ботвиньи английскому послу. Повар дипломата, не поняв русской души, решил, что суп остыл, и... разогрел его. Можно только представить лицо посла, когда он пробовал горячий квас с вареными огурцами.

Николай Павлович был настоящим аскетом. Он не пил вина (только воду!), ел мало и просто. Его гастрономической страстью были соленые огурцы. Пять штук — ровно столько требовалось императору ежедневно. Еще он любил гречневую кашу в горшочке и пожарские котлеты. Легенда гласит, что котлеты эти появились случайно: в трактире Пожарского в Торжке не оказалось телятины для заказанных царем котлет, и трактирщик рискнул сделать их из курицы. Император был в восторге, и блюдо стало хитом придворной кухни.

Освободитель крестьян Александр II был страстным охотником. И обеды его часто проходили в лесу, на пеньках, но с хрусталем и крахмальными скатертями. Александр любил дичь, особенно медвежатину. Медвежья печень, зажаренная на углях сразу после охоты, была для него высшим деликатесом. В остальном же его стол следовал европейской моде того времени, без особых чудачеств.

Александр III, царь-миротворец, обладал богатырским аппетитом и простым вкусом. Щи, каша, поросенок с хреном — вот что он любил. Но была у него и маленькая слабость: он обожал заправлять простую еду изысканными соусами. Соленый огурец с соусом Cumberland из портвейна и смородины? Почему бы и нет! А еще император любил рыбалку. В финских шхерах он сам ловил рыбу, которую тут же жарили и подавали с вареной картошкой. И в этот момент властелин 1/6 части суши был, пожалуй, самым счастливым человеком на свете.

Николай II, последний император России, был скромен в еде, как и его отец. Он любил простые, сытные блюда. Лапша с голубятиной, гречневая каша, жареные пельмени — вот его меню. На завтрак ему часто подавали «калужское тесто» (старинный десерт из ржаных сухарей и меда). Уже в ссылке, в Тобольске и Екатеринбурге, рацион царской семьи скуднел с каждым днем. Изысканные соусы сменились пшенной кашей и картофельными котлетами. Но даже тогда, перед лицом гибели, последние Романовы сохраняли достоинство, не жалуясь на судьбу и довольствуясь тем малым, что у них осталось.

Понравилось - поставь лайк и напиши комментарий! Это поможет продвижению статьи!

Также вас могут заинтересовать эти подробные статьи-лонгриды:

Времена меча и топора: военная драма Древней Руси от Калки до Куликова поля

Мормонские войны. Акт первый: американский пророк

Оформив подписку на премиум вы получите доступ ко всем статьям сразу и поддержите мой канал!

Поддержать автора и посодействовать покупке нового компьютера