Найти в Дзене
Андрей Якунин | Про авто

«Вы смеетесь?»: владелец Москвич 3 2023 (39.719 км) привез сдавать его в трейд-ин. Сумма оценки удивила владельца

Ситуация на нашем автомобильном рынке продолжает удивлять и шокировать простых водителей, которые привыкли жить старыми категориями. Мы все помним те благословенные времена, когда выезжая из автосалона на новой машине, она теряла в цене максимум десять или пятнадцать процентов. А некоторые модели, вроде той же Toyota Camry или RAV4, через пару лет можно было продать даже дороже, чем покупал. Но эти времена ушли безвозвратно, и на смену им пришла новая суровая реальность китайского и псевдо-отечественного автопрома. История, о которой я хочу вам сегодня рассказать, произошла буквально на днях с одним моим знакомым. В 2023 году он оказался в ситуации, когда старая машина уже просилась на покой, а покупать что-то нужно было срочно. Выбор тогда был, мягко говоря, небогатый. Либо брать «Ладу» без подушек безопасности и АБС, либо смотреть в сторону китайцев, цены на которые уже тогда начали ползти вверх. И тут как раз очень вовремя подоспела новость о возрождении легендарного завода «Москвич

Ситуация на нашем автомобильном рынке продолжает удивлять и шокировать простых водителей, которые привыкли жить старыми категориями. Мы все помним те благословенные времена, когда выезжая из автосалона на новой машине, она теряла в цене максимум десять или пятнадцать процентов. А некоторые модели, вроде той же Toyota Camry или RAV4, через пару лет можно было продать даже дороже, чем покупал. Но эти времена ушли безвозвратно, и на смену им пришла новая суровая реальность китайского и псевдо-отечественного автопрома.

История, о которой я хочу вам сегодня рассказать, произошла буквально на днях с одним моим знакомым. В 2023 году он оказался в ситуации, когда старая машина уже просилась на покой, а покупать что-то нужно было срочно. Выбор тогда был, мягко говоря, небогатый. Либо брать «Ладу» без подушек безопасности и АБС, либо смотреть в сторону китайцев, цены на которые уже тогда начали ползти вверх. И тут как раз очень вовремя подоспела новость о возрождении легендарного завода «Москвич». Маркетологи пели сладкие песни о том, что это наш отечественный продукт, что с запчастями проблем не будет никогда, а гарантия и сервис будут на высшем уровне.

Поддавшись на уговоры менеджеров и общую истерию вокруг новинки, человек решился на покупку кроссовера Москвич 3. Это был автомобиль 2023 года выпуска в довольно неплохой комплектации с вариатором и турбомотором на полтора литра. Обошлась эта покупка ему почти в два миллиона рублей. Если быть точным, то с учетом ковриков, защиты картера, антикора и страховки, сумма в чеке приблизилась к отметке 2 100 000 рублей. Деньги немалые, особенно если учитывать, что по сути это перелицованный китайский JAC JS4, но тогда казалось, что это адекватная цена за новый кроссовер с гарантией.

За два года эксплуатации автомобиль пробежал 39 719 километров. Это абсолютно нормальный, честный пробег для машины, которая ездит каждый день на работу, по выходным на дачу и пару раз сгоняла в отпуск на море. Владелец за машиной следил, все ТО проходил строго по регламенту у официального дилера, масло в вариаторе поменял даже раньше срока, чтобы спать спокойно. Машина не была в такси, не участвовала в ДТП, на кузове нет ни одной царапины, а салон до сих пор пахнет новизной, если не считать легкого аромата китайского пластика, который, кажется, не выветрится никогда.

-2

И вот, спустя два года, у человека появились свободные деньги, и он задумался о смене автомобиля на что-то более серьезное и полноприводное. Естественно, первым делом он решил поехать к тому же дилеру, где и покупал свой «Москвич», чтобы оценить его по системе трейд-ин. Логика была железная. Дилер знает эту машину, вся история обслуживания у них в базе, состояние идеальное, значит, и оценка должна быть достойной. Владелец рассчитывал, что машина потеряла в цене ну максимум процентов двадцать-двадцать пять. В его голове крутилась цифра в 1 500 000 или 1 600 000 рублей, что стало бы отличным первоначальным взносом за новый автомобиль.

Процедура оценки заняла стандартные пару часов. Менеджеры ходили вокруг машины с толщиномером, заглядывали под капот, поднимали на подъемнике и подключали сканер. Владелец пил кофе в зоне ожидания и уже мысленно выбирал цвет своего будущего полноприводного кроссовера. Но когда менеджер по оценке вернулся и сел за стол с распечаткой, лицо его не выражало особого энтузиазма. Он помолчал, постучал пальцами по клавиатуре и озвучил вердикт, от которого у владельца буквально отвисла челюсть.

За двухлетний Москвич 3 с пробегом 39 тысяч километров в идеальном состоянии дилер предложил 1 100 000 рублей. Сначала владелец подумал, что он ослышался или менеджер перепутал цифры. Он переспросил: «Сколько-сколько? Вы смеетесь? Я покупал ее у вас же за два миллиона два года назад!». Но менеджер был абсолютно серьезен и спокоен. Он развернул монитор и показал текущую ситуацию на рынке, которая для первых владельцев «Москвича» выглядит как настоящая финансовая катастрофа.

-3

Оказалось, что в этой ситуации сыграло роль сразу несколько фатальных факторов. Во-первых, сам завод «Москвич» в начале 2024 года устроил аттракцион невиданной щедрость, обвалив цены на новые автомобили 2023 года выпуска. В какой-то момент новый кроссовер в салоне можно было купить за 1 590 000 рублей. Естественно, это мгновенно обрушило вторичный рынок. Зачем кому-то покупать ваш б/у автомобиль за полтора миллиона, если он может пойти в салон, взять автокредит по льготной ставке и купить абсолютно новую машину на гарантии практически за те же деньги?

Во-вторых, репутация модели на вторичном рынке сейчас находится где-то на уровне плинтуса. Огромное количество этих машин попало в такси и каршеринг. Люди видят «Москвич» и сразу думают, что это укатанный экземпляр из-под наемного водителя, который не жалел технику. Продать такую машину частнику за хорошие деньги становится невероятно сложной задачей. Покупатели просто боятся связываться с вариатором, который работал в режиме такси, даже если вы будете мамой клясться, что возили только детей в школу.

В-третьих, это общая проблема ликвидности китайских автомобилей. Дилеры прекрасно понимают, что продать б/у «китайца» намного сложнее, чем условную «Крету» или «Рав 4». Люди до сих пор с недоверием относятся к ресурсу турбомоторов и вариаторов из Поднебесной. Поэтому трейд-ин всегда закладывает огромные риски и маржу, предлагая выкупную цену значительно ниже рынка. Менеджер честно сказал, что они выставят эту машину за 1 350 000 рублей и будут продавать ее месяца три, постоянно давая скидки. А за 1 100 000 они готовы забрать ее прямо сейчас, избавив владельца от головной боли.

В итоге математика получается просто убийственная. Человек купил машину за 2 миллиона рублей. Проездил на ней два года. И теперь его актив стоит 1,1 миллиона. Потеря стоимости составила 900 000 рублей. Это почти 45 процентов от первоначальной цены! Вы только вдумайтесь в эти цифры. Владение «Москвичом» обходилось ему в 37 500 рублей в месяц только на потере стоимости, не считая бензина, страховки и обслуживания. Это цена аренды хорошей квартиры в регионе или платеж по ипотеке. Просто за то, что машина стояла у подъезда и иногда ездила.

-4

Для сравнения, если бы он тогда купил трехлетнюю Toyota RAV4 или Kia Sportage за те же два миллиона, то сегодня он продал бы их за те же два миллиона, а может быть и дороже, учитывая инфляцию. А «Москвич», который позиционировался как спасение отечественного автопрома и доступный автомобиль для народа, оказался финансовой ловушкой, которая высасывает деньги из кармана владельца с невероятной скоростью.

Владелец, конечно же, отказался сдавать машину за такие копейки. Он выставил ее на популярные сайты объявлений за 1 450 000 рублей, надеясь, что найдется покупатель, который оценит состояние и честный пробег. Но за две недели ему позвонили только перекупщики и автосалоны, которые предлагали все те же 1,1 - 1,2 миллиона рублей. Реальных покупателей нет. Рынок перенасыщен предложениями, а желающих покупать подержанный «Москвич» по цене новой «Весты» днем с огнем не сыщешь.

Эта история является отличным уроком для всех, кто сейчас бежит в автосалоны за новыми китайскими автомобилями, ослепленный блеском мониторов и панорамных крыш. Помните, что купить китайскую машину легко, а вот продать ее потом за вменяемые деньги - это настоящий квест. Вы становитесь заложником своего автомобиля, и вам придется ездить на нем до победного конца, потому что продавать его через пару лет будет просто экономически нецелесообразно. Вы потеряете на этом половину стоимости, и эти деньги вам никто не вернет.

Сейчас владелец «Москвича» продолжает ездить на нем, потому что отдавать почти новый автомобиль за бесценок его душит жаба. Мечта о полном приводе откладывается на неопределенный срок, а в голове крутится только одна мысль: «Зачем я вообще связался с этим возрожденным брендом?».

А вы бы рискнули купить двухлетний «Москвич» с вариатором за 1,3 миллиона рублей, или лучше добавили бы и взяли новую «Гранту» на автомате?