Ситуация на нашем автомобильном рынке продолжает удивлять и шокировать простых водителей, которые привыкли жить старыми категориями. Мы все помним те благословенные времена, когда выезжая из автосалона на новой машине, она теряла в цене максимум десять или пятнадцать процентов. А некоторые модели, вроде той же Toyota Camry или RAV4, через пару лет можно было продать даже дороже, чем покупал. Но эти времена ушли безвозвратно, и на смену им пришла новая суровая реальность китайского и псевдо-отечественного автопрома.
История, о которой я хочу вам сегодня рассказать, произошла буквально на днях с одним моим знакомым. В 2023 году он оказался в ситуации, когда старая машина уже просилась на покой, а покупать что-то нужно было срочно. Выбор тогда был, мягко говоря, небогатый. Либо брать «Ладу» без подушек безопасности и АБС, либо смотреть в сторону китайцев, цены на которые уже тогда начали ползти вверх. И тут как раз очень вовремя подоспела новость о возрождении легендарного завода «Москвич». Маркетологи пели сладкие песни о том, что это наш отечественный продукт, что с запчастями проблем не будет никогда, а гарантия и сервис будут на высшем уровне.
Поддавшись на уговоры менеджеров и общую истерию вокруг новинки, человек решился на покупку кроссовера Москвич 3. Это был автомобиль 2023 года выпуска в довольно неплохой комплектации с вариатором и турбомотором на полтора литра. Обошлась эта покупка ему почти в два миллиона рублей. Если быть точным, то с учетом ковриков, защиты картера, антикора и страховки, сумма в чеке приблизилась к отметке 2 100 000 рублей. Деньги немалые, особенно если учитывать, что по сути это перелицованный китайский JAC JS4, но тогда казалось, что это адекватная цена за новый кроссовер с гарантией.
За два года эксплуатации автомобиль пробежал 39 719 километров. Это абсолютно нормальный, честный пробег для машины, которая ездит каждый день на работу, по выходным на дачу и пару раз сгоняла в отпуск на море. Владелец за машиной следил, все ТО проходил строго по регламенту у официального дилера, масло в вариаторе поменял даже раньше срока, чтобы спать спокойно. Машина не была в такси, не участвовала в ДТП, на кузове нет ни одной царапины, а салон до сих пор пахнет новизной, если не считать легкого аромата китайского пластика, который, кажется, не выветрится никогда.
И вот, спустя два года, у человека появились свободные деньги, и он задумался о смене автомобиля на что-то более серьезное и полноприводное. Естественно, первым делом он решил поехать к тому же дилеру, где и покупал свой «Москвич», чтобы оценить его по системе трейд-ин. Логика была железная. Дилер знает эту машину, вся история обслуживания у них в базе, состояние идеальное, значит, и оценка должна быть достойной. Владелец рассчитывал, что машина потеряла в цене ну максимум процентов двадцать-двадцать пять. В его голове крутилась цифра в 1 500 000 или 1 600 000 рублей, что стало бы отличным первоначальным взносом за новый автомобиль.
Процедура оценки заняла стандартные пару часов. Менеджеры ходили вокруг машины с толщиномером, заглядывали под капот, поднимали на подъемнике и подключали сканер. Владелец пил кофе в зоне ожидания и уже мысленно выбирал цвет своего будущего полноприводного кроссовера. Но когда менеджер по оценке вернулся и сел за стол с распечаткой, лицо его не выражало особого энтузиазма. Он помолчал, постучал пальцами по клавиатуре и озвучил вердикт, от которого у владельца буквально отвисла челюсть.
За двухлетний Москвич 3 с пробегом 39 тысяч километров в идеальном состоянии дилер предложил 1 100 000 рублей. Сначала владелец подумал, что он ослышался или менеджер перепутал цифры. Он переспросил: «Сколько-сколько? Вы смеетесь? Я покупал ее у вас же за два миллиона два года назад!». Но менеджер был абсолютно серьезен и спокоен. Он развернул монитор и показал текущую ситуацию на рынке, которая для первых владельцев «Москвича» выглядит как настоящая финансовая катастрофа.
Оказалось, что в этой ситуации сыграло роль сразу несколько фатальных факторов. Во-первых, сам завод «Москвич» в начале 2024 года устроил аттракцион невиданной щедрость, обвалив цены на новые автомобили 2023 года выпуска. В какой-то момент новый кроссовер в салоне можно было купить за 1 590 000 рублей. Естественно, это мгновенно обрушило вторичный рынок. Зачем кому-то покупать ваш б/у автомобиль за полтора миллиона, если он может пойти в салон, взять автокредит по льготной ставке и купить абсолютно новую машину на гарантии практически за те же деньги?
Во-вторых, репутация модели на вторичном рынке сейчас находится где-то на уровне плинтуса. Огромное количество этих машин попало в такси и каршеринг. Люди видят «Москвич» и сразу думают, что это укатанный экземпляр из-под наемного водителя, который не жалел технику. Продать такую машину частнику за хорошие деньги становится невероятно сложной задачей. Покупатели просто боятся связываться с вариатором, который работал в режиме такси, даже если вы будете мамой клясться, что возили только детей в школу.
В-третьих, это общая проблема ликвидности китайских автомобилей. Дилеры прекрасно понимают, что продать б/у «китайца» намного сложнее, чем условную «Крету» или «Рав 4». Люди до сих пор с недоверием относятся к ресурсу турбомоторов и вариаторов из Поднебесной. Поэтому трейд-ин всегда закладывает огромные риски и маржу, предлагая выкупную цену значительно ниже рынка. Менеджер честно сказал, что они выставят эту машину за 1 350 000 рублей и будут продавать ее месяца три, постоянно давая скидки. А за 1 100 000 они готовы забрать ее прямо сейчас, избавив владельца от головной боли.
В итоге математика получается просто убийственная. Человек купил машину за 2 миллиона рублей. Проездил на ней два года. И теперь его актив стоит 1,1 миллиона. Потеря стоимости составила 900 000 рублей. Это почти 45 процентов от первоначальной цены! Вы только вдумайтесь в эти цифры. Владение «Москвичом» обходилось ему в 37 500 рублей в месяц только на потере стоимости, не считая бензина, страховки и обслуживания. Это цена аренды хорошей квартиры в регионе или платеж по ипотеке. Просто за то, что машина стояла у подъезда и иногда ездила.
Для сравнения, если бы он тогда купил трехлетнюю Toyota RAV4 или Kia Sportage за те же два миллиона, то сегодня он продал бы их за те же два миллиона, а может быть и дороже, учитывая инфляцию. А «Москвич», который позиционировался как спасение отечественного автопрома и доступный автомобиль для народа, оказался финансовой ловушкой, которая высасывает деньги из кармана владельца с невероятной скоростью.
Владелец, конечно же, отказался сдавать машину за такие копейки. Он выставил ее на популярные сайты объявлений за 1 450 000 рублей, надеясь, что найдется покупатель, который оценит состояние и честный пробег. Но за две недели ему позвонили только перекупщики и автосалоны, которые предлагали все те же 1,1 - 1,2 миллиона рублей. Реальных покупателей нет. Рынок перенасыщен предложениями, а желающих покупать подержанный «Москвич» по цене новой «Весты» днем с огнем не сыщешь.
Эта история является отличным уроком для всех, кто сейчас бежит в автосалоны за новыми китайскими автомобилями, ослепленный блеском мониторов и панорамных крыш. Помните, что купить китайскую машину легко, а вот продать ее потом за вменяемые деньги - это настоящий квест. Вы становитесь заложником своего автомобиля, и вам придется ездить на нем до победного конца, потому что продавать его через пару лет будет просто экономически нецелесообразно. Вы потеряете на этом половину стоимости, и эти деньги вам никто не вернет.
Сейчас владелец «Москвича» продолжает ездить на нем, потому что отдавать почти новый автомобиль за бесценок его душит жаба. Мечта о полном приводе откладывается на неопределенный срок, а в голове крутится только одна мысль: «Зачем я вообще связался с этим возрожденным брендом?».
А вы бы рискнули купить двухлетний «Москвич» с вариатором за 1,3 миллиона рублей, или лучше добавили бы и взяли новую «Гранту» на автомате?