Найти в Дзене
Человек за легендой

Грета Гарбо: "Быть кинозвездой - малоприятная профессия"

Грета Гарбо: Тайна, рожденная в нищете Грета Гарбо - это не просто имя, а вечный символ, синоним загадочности и утонченности "золотого века" Голливуда. Ее образ, окутанный дымкой молчания и отстраненности, стал легендой, ведь за исключением тех лет, когда карьера Гарбо только начиналась, она никогда не давала интервью, не подписывала автографы, не присутствовала на премьерах своих фильмов и не отвечала на письма поклонников. Грета Гарбо Детство, окрашенное страхом Будущая икона экрана, Грета Ловиса Густафсон, родилась 18 сентября 1905 года в бедном рабочем квартале Стокгольма. Ее родители, горожане в первом поколении, вели жизнь, полную лишений и тяжкого труда. Чтобы прокормить троих детей и дать им хоть какое-то образование, они считали каждую копейку. Атмосфера постоянной нужды, страха перед голодом и болезнями стала темным фоном детства Греты и навсегда оставила шрам на ее душе. "Я росла странным ребенком. Почти не спала, ночами бродила по дому. С детства я жила с предчувствием, что
Оглавление

Грета Гарбо: Тайна, рожденная в нищете

Грета Гарбо - это не просто имя, а вечный символ, синоним загадочности и утонченности "золотого века" Голливуда. Ее образ, окутанный дымкой молчания и отстраненности, стал легендой, ведь за исключением тех лет, когда карьера Гарбо только начиналась, она никогда не давала интервью, не подписывала автографы, не присутствовала на премьерах своих фильмов и не отвечала на письма поклонников.

Грета Гарбо
Грета Гарбо

Детство, окрашенное страхом

Будущая икона экрана, Грета Ловиса Густафсон, родилась 18 сентября 1905 года в бедном рабочем квартале Стокгольма. Ее родители, горожане в первом поколении, вели жизнь, полную лишений и тяжкого труда. Чтобы прокормить троих детей и дать им хоть какое-то образование, они считали каждую копейку. Атмосфера постоянной нужды, страха перед голодом и болезнями стала темным фоном детства Греты и навсегда оставила шрам на ее душе.

"Я росла странным ребенком. Почти не спала, ночами бродила по дому. С детства я жила с предчувствием, что вот-вот что-то случится, " - вспоминала она годы спустя. Это гнетущее предчувствие несчастья было ее обычным состоянием.

Семейный уклад был хрупким. Отец, Карл Альфред Густафсон (1871-1920), работавший помощником мясника, вернулся с Первой мировой войны инвалидом, его здоровье было безнадежно подорвано. Мать, Анна Ловиса (1872-1944), до самого отъезда дочери в Америку не покладая рук трудилась на фабрике по изготовлению джема, пытаясь удержать семью на плаву.

Когда Грете не было и пятнадцати, семейное горе из абстрактного предчувствия стало явью: ее отец скончался от туберкулеза. Ухаживая за ним, юная девушка, столкнувшись с лицом смерти и нищеты, дала себе клятву: сделать все возможное, чтобы вырваться из этого порочного круга.

Грета и ее родители. Дом в котором родилась Грета
Грета и ее родители. Дом в котором родилась Грета

Случай, изменивший судьбу

После смерти отца мечты об учебе пришлось оставить. Грета бросила школу и устроилась продавщицей в шляпный отдел крупного стокгольмского универмага. И именно здесь судьба подарила ей первый шанс. Однажды, для нового рекламного каталога, руководство решило сэкономить на моделях и попросило сняться саму Грету - миловидную и статную продавщицу.

Фотографии оказались не просто удачными - они были магическими. Камера поймала не только правильные черты лица, но и необъяснимую внутреннюю глубину. Ей тут же предложили подработать моделью. Для девушки, считавшей каждую крону, это был дар небес.

Во время одной из таких фотосессий она познакомилась с состоятельным промышленником Максом Гумпелем - первым мужчиной в ее жизни. Ни о каком браке с наследницей из трущоб, конечно, речи не шло, но этот короткий роман оставил ей на память бриллиантовое кольцо и еще более жгучее желание вырваться из нищеты.

-3

Рождение Гарбо

Настоящий поворот в ее судьбе произошел в июле 1922 года, когда Грета встретила режиссера Эрика Петшлера. Он разглядел в застенчивой манекенщице потенциал и дал ей крошечную роль в комедии "Бродяга Петер". Так состоялся ее кинодебют.

Несмотря на робость перед камерой, Грета с фанатичным упорством решила стать актрисой и поступила в престижную Стокгольмскую Королевскую школу драматического искусства. Однако каждый выход на сцену давался ей с невероятным трудом.

"Я всегда была застенчивой, слишком скрытной, чтобы заставить себя предстать перед толпой зрителей. Да и в павильоне присутствие посторонних людей мешало мне сконцентрироваться", — признавалась она много лет спустя.

Именно здесь, в школе, ее заметил гениальный режиссер Мориц Стиллер. Он стал ее творческим отцом, тираном и пророком. Стиллер не просто предложил ей первую крупную роль - графини Элизабет Дона в "Саге о Йесте Берлинге" (1924) - он создал сам феномен "Гарбо". Именно ему принадлежала идея сменить заурядную фамилию "Густафсон" на звучное и таинственное "Гарбо". Он лепил ее, учил и гордился своим совершеннейшим кинематографическим открытием.

Фильм "Сага о Йесте Берлинге
Фильм "Сага о Йесте Берлинге

Путь к мировой славе

Успех фильма "Сага о Йесте Берлинге" в Европе был оглушительным. Когда фильм увидел выдающийся немецкий режиссер Георг Вильгельм Пабст, он был потрясен. Увидев искреннюю, лишенную театральной аффектации игру Гарбо, он воскликнул: "Такое лицо встречается раз в столетие!" - и утвердил ее на главную роль в своей картине "Безымянный переулок" (1925). Ее натурализм стал революцией на фоне утрированных эмоций, принятых в немом кино.

А тем временем Мориц Стиллер, одержимый своей протеже, уже вел переговоры с Голливудом. Предложение вице-президента студии Metro-Goldwyn-Mayer Луиса Б. Майера оказалось своевременным. 19-летняя Гарбо стояла на пороге новой жизни: финансовой независимости, лучших ролей в мире и головокружительной славы.

Немецкий фильм "Безымянный переулок" или "Безрадостный переулок" (1925)
Немецкий фильм "Безымянный переулок" или "Безрадостный переулок" (1925)

Американская одиссея Греты Гарбо: между славой и одиночеством

Первые месяцы в Америке стали для Греты Гарбо испытанием на прочность. Даже поддержка Морица Стиллера не могла рассеять гнетущее чувство одиночества, тоски по дому и родным, усугубленное языковым барьером и острым, физическим неприятием голливудского лицемерия - с этой фальшью она так и не смогла свыкнуться до конца своих дней.

Студия Metro-Goldwyn-Mayer поначалу была в замешательстве: что делать с этой замкнутой, неулыбчивой северянкой? Она была полной противоположностью жизнерадостным, ухоженным "куколкам", бывшим тогда в моде. Ее аскетичная красота казалась чужеродной.

Грета Гарбо в фильме "Поток"
Грета Гарбо в фильме "Поток"

Но стоило зажужжать кинокамере, как происходило чудо. Известный режиссер и сценарист Билли Уайлдер позже вспоминал:

"Чудо Гарбо - это чудо целлулоида. На пленке ее лицо полностью преображалось, становясь ликом звезды, на котором зритель читает все тайны женской души. Случай Гарбо - это случай рождения звезды на пленке».

Студия, наконец, нашла ей нишу - амплуа роковой женщины. В фильме "Поток" (1926) ей пришлось играть темпераментную испанку, но именно сдержанная, почти холодная игра Гарбо в сочетании с ее экзотической внешностью заворожила публику. Карьера актрисы стремительно пошла в гору, в то время как карьера ее наставника, Морица Стиллера, в Голливуде не сложилась. Через полтора года он, преследуемый неудачами, уехал в Швецию, где в 1927 году скоропостижно скончался. Гарбо была разбита, считая его своим единственным другом и вдохновителем. До конца жизни она помнила его заветы:

"Не сплетничай и не делай никаких замечаний о других людях. Лучше помолчи. Каждый человек уникален. Будь сама собой".

Еще одним ударом стала смерть сестры Альвы, скончавшейся от рака в 24 года.

На съемках мелодрамы "Плоть и кровь" (1927) вспыхнул бурный роман между Гарбо и ее партнером, звездой MGM Джоном Гилбертом. Их химия была настолько естественной, что им не приходилось ничего изображать - камера ловила подлинную страсть.

Фильм ""Плоть и кровь" (1927)
Фильм ""Плоть и кровь" (1927)

Однако сама актриса не испытывала опьянения от успеха, лишь изнурительную усталость, раздражительность и стыд за примитивные, на ее взгляд, сценарии:

"Я очень испугалась, когда поняла, что обречена на веки вечные играть роли женщин-вамп. И я отказалась выйти на съемочную площадку. В руководстве MGM подумали, что я сошла с ума... Но я просто потеряла голову, чувствовала себя униженной, усталой... Главная проблема состояла в том, что я не ощущала себя настоящей актрисой, особенно когда осталась без Стиллера".

Единственным утешением были гонорары, но когда выяснилось, что Гилберт получает 10 000 долларов в неделю, а она - лишь 750, по его же настоянию Гарбо устроила первую в своей карьере забастовку. Когда глава MGM Луис Б. Майер пригрозил увольнением, она хладнокровно заявила о готовности вернуться в Швецию. Студия капитулировала: новый контракт гарантировал ей 5000 долларов в неделю и всего два фильма в год.

Грета Гарбо и Джон Гилберт
Грета Гарбо и Джон Гилберт

Джон Гилберт трижды делал ей предложение, но Гарбо, проводя с ним почти все время, неизменно отвечала отказом. По-настоящему свободной она чувствовала себя лишь наедине с собой. Гилберт как-то раз обнаружил, что она исчезла. Найдя возлюбленную на океанском побережье, он увидел ее стоящей по щиколотку в воде, умиротворенно смотрящей в даль. Он не посмел ее потревожить. После очередного отказа выйти за него замуж Джон Гилберт скоропалительно женился на актрисе Ине Клер, но брак распался через два года. Гилберт, стал злоупотреблять алкоголем и скончался от сердечного приступа в 1936 году. Гарбо не стала комментировать его смерть.

С приходом звукового кино после премьеры кинокартины "Певец джаза" в 1927 году многие звезды немого экрана сошли с дистанции. Но Гарбо прошла и это испытание. Ее голос - низкий, хрипловатый, с шведским акцентом - стал не недостатком, а изюминкой. О фильме "Анна Кристи" (1930) афиши кричали: "ГАРБО ГОВОРИТ!". Картина имела оглушительный успех, став самым кассовым фильмом года и получив три номинации на "Оскар".

Фильм "Анна Кристи"
Фильм "Анна Кристи"

Ее амплуа не изменилось: она по-прежнему была женщиной-искусительницей, как в коммерчески успешной кинокартине "Мата Хари", к которой сама актриса относилась с пренебрежением. Устав от однотипных ролей, Гарбо неожиданно сбежала на родину, демонстративно не желая возвращаться. Чтобы вернуть звезду, Луис Б. Майер предложил ей беспрецедентные условия: 250 000 долларов за фильм и еще более вольный график. Сама же Гарбо с присущим ей прагматизмом объясняла возвращение тем, что банк, где хранились ее сбережения прогорел: после стольких лет работы она не желала "остаться на бобах".

Фильм "Вдохновение" (1931)
Фильм "Вдохновение" (1931)

После возвращения она снялась в "Кристине" - одной из немногих картин, о которой отзывалась с теплотой. Это была последняя совместная работа с Гилбертом, чья карьера в звуковом кино рухнула. Гарбо сумела настоять на его кандидатуре, отчасти потому, что, как она позже призналась:

"Честно говоря, я не представляла, как можно играть в интимных сценах с совершенно незнакомым человеком".

К 30 годам она стала самой кассовой актрисой MGM, но ее равнодушие к славе лишь росло. Заработанные миллионы сковали ее по рукам и ногам, превратившись в золотые наручники.

В 1939 году в надежде на новые кассовые рекорды студия решила изменить ее образ, предложив роль в комедии Эрнста Любича "Ниночка". Гарбо предстала в образе суровой советской партработницы, отправленной в Париж и постепенно "оттаивающей" под влиянием любви. Главным событием стало то, что в этом фильме Гарбо впервые рассмеялась. Рекламная кампания с триумфом провозглашала: "ГАРБО СМЕЕТСЯ!". Хотя сборы не оправдали ожиданий, для самой актрисы эта роль стала одной из самых любимых.

Фильм "Ниночка"
Фильм "Ниночка"

Однако следующая попытка отойти от образа женщины-искусительницы, "Двуликая женщина", где Гарбо не только смеялась, но и танцевала, обернулась провалом. Публика не приняла ее в новом амплуа, а критики разнесли фильм в пух и прах.

"Я почувствовала себя разочарованной и опустошенной," - признавалась
Фильм "двуликая женщина"
Фильм "двуликая женщина"

Согласно голливудской легенде, Гарбо однажды произнесла свою коронную фразу: "Я хочу, чтобы меня оставили в покое," - и навсегда покинула "фабрику грез". Реальность была более прозаичнее. С началом Второй мировой войны Луис Б. Майер, считая иностранных актеров потенциальной угрозой, начал чистку. Поскольку фильмы Гарбо уже не приносил былых баснословных доходов, ее карьера была без лишнего шума завершена.

Грета Гарбо
Грета Гарбо

Актриса восприняла уход спокойно. К 1940 году она стала миллионершей, и призрак нищеты, преследовавший ее всю жизнь, наконец-то отступил. Мысли о возвращении были: еще десять лет она рассматривала предложения и даже подписывала контракты, но проекты срывались. Окончательное решение покончить с кинематографом она приняла лишь в 195-х, навсегда оставшись самой желанной и неразгаданной тайной Голливуда.

Личные отношения Греты Гарбо: дружба, сотрудничество и романтические "слухи"

Любовный треугольник: Грета Гарбо, Джордж Шлей и Валентина

Личная жизнь кинодивы с завершением карьеры стала более насыщенной. Среди ее возлюбленных были известный дирижер Леопольд Стоковский, диетолог Гейлорд Хаузер, бизнесмен Джордж Шлей. Отношения с последним продлились более 20 лет.

Джордж Шлей был успешным адвокатом и бизнесменом русского происхождения. Он и его жена, дизайнер Валентина, были частью богемных кругов Нью-Йорка. Именно через Валентину, которая создавала для Гарбо одежду, актриса и познакомилась с парой в конце 1940-х годов.

Грета Гарбо и Джордж Шлей
Грета Гарбо и Джордж Шлей

После знакомства Гарбо и Джордж Шлей стали практически неразлучны. Их отношения быстро вышли за рамки простой дружбы, и Шлей взял на себя множество ролей в жизни Гарбо.

Он стал постоянным компаньоном Гарбо. Их видели вместе на прогулках в Нью-Йорке, в ресторанах, в путешествиях по Европе. Он был ее спутником на всех светских раутах. Он взял на себя управление ее финансовыми и деловыми вопросами, давал советы по инвестициям. Гарбо, известная своей нерешительностью и подозрительностью, полностью доверяла его деловой хватке.

Грета Гарбо и Джордж Шлей
Грета Гарбо и Джордж Шлей

В отличие от многих, Шлей умел справляться с ее сложным характером, меланхолией и знаменитой потребностью в уединении. Он стал ее главной эмоциональной поддержкой и защитником от внешнего мира.

Но ситуация сложилась крайне деликатная. Джордж Шлей был женат на Валентине Шлей, которая до этого была подругой и портным Гарбо. Фактически, Шлей не уходил от жены, но при этом открыто жил в треугольнике.

Гарбо и супруги Шлей жили в одном элитном доме на Манхэттене (450 East 52nd Street): Гарбо в своей квартире, а Шлей с Валентиной - в своей, этажом выше или ниже (по разным данным).

Распорядок дня был выстроен особым образом: утром Шлей спускался к Гарбо, они завтракали и планировали свой день, иногда он оставался ночевать у нее. Он сопровождал ее на все мероприятия, в то время как его законная жена вела свой собственный образ жизни. Этот странный ménage à trois (жизнь втроем) продолжался много лет и был источником постоянных спекуляций и скандалов в прессе. Валентина, по свидетельствам, тяжело переживала эту ситуацию.

Были ли они любовниками? Это главная загадка их отношений. Ни Гарбо, ни Шлей публично не комментировали природу их связи.

-16

Большинство биографов и современников склоняются к тому, что их отношения были не только платоническими. Их неразлучность, интимность и то, как Шлей посвящал ей все свое время, указывают на глубокую романтическую связь. Для многих он был "любовником всей ее жизни" после ухода из кино.

Некоторые считают, что Гарбо, известная своей сексуальной отстраненностью, видела в нем прежде всего сильного покровителя и друга. Их связь могла быть глубоко эмоциональной, но не физической.

Отношения трагически оборвались со смертью Джорджа Шлея в 1964 году. Он умер от сердечного приступа во время их совместного отпуска на французском курорте Кап-д'Ай. Эта смерть стала тяжелейшим ударом для Гарбо. Она потеряла самого близкого человека.

-17

Ситуация усугубилась тем, что Валентина Шлей, приехав забрать тело мужа, категорически запретила Гарбо присутствовать на похоронах. Это положило конец и ее общению с Валентиной. Хотя обе женщины продолжали жить после смерти Джорджа Шлея в одном доме, но Гарбо ощущая неприязнь Валентины, старалась выходить из квартиры в те часы, когда риск столкнуться с ней был ничтожно мал. Кроме того, ситуацию усугублял тот факт, что большая часть его состояния, акции фабрик, дома в Италии, Франции отошли Гарбо.

Джордж Шлей стал для Гарбо тем, кто заменил ей семью. Он был человеком, который смог организовать ее жизнь и обеспечить ей то уединение и безопасность, которых она так жаждала. Его смерть оставила в ее жизни пустоту, которую ей так и не удалось заполнить до конца своих дней.

Неразгаданная тайна Гарбо и Битона: дружба, слухи и бессмертные портреты

Тем не менее, некоторые биографы главной любовью Гарбо считают другого человека - Сесила Битона. Другие же придерживаются противоположной точки зрения: если с Джорджем Шлеем актрису связывали глубокие, доверительные и, вероятно, романтические чувства, то отношения с Битоном основывались на творчестве и дружбе.

Сесил Битон, один из самых влиятельных фотографов и дизайнеров XX века, сделал несколько самых знаковых и интимных портретов Греты Гарбо. Их первая профессиональная встреча состоялась в 1932 году в Голливуде, когда студия MGM наняла Битона для съемок звезды. Эти сессии положили начало их долгому творческому союзу.

Грета Гарбо глазами Сесила Битона
Грета Гарбо глазами Сесила Битона

Сесил Битон смог запечатлеть не только публичный образ "божественной" Гарбо, но и ее скрытную, задумчивую, уязвимую натуру. Его снимки часто были лиричными, элегантными и подчеркивали ее природную красоту без излишней гламуризации.

Одни из самых известных фотографий Гарбо - это работы Битона. Например, снимок 1946 года, где она стоит в платье от Dior на фондовой бирже Нью-Йорка, или более поздние портреты, сделанные уже после ее ухода из кино.

Характер их личных отношений до сих пор является предметом спекуляций и загадок, что вполне соответствовало мистификации, окружавшей саму Гарбо.

Бесспорно, что между ними возникла глубокая духовная и интеллектуальная связь. Они оба были перфекционистами, ценителями искусства и довольно замкнутыми личностями. Их дружба длилась десятилетия, хотя ходили упорные слухи о романе между ними. Сесил Битон, которого считали бисексуалом, был явно очарован Гарбо. В своих дневниках он писал о ней с восторгом и обожанием, иногда на грани одержимости. Некоторые биографы считают, что у них мог быть кратковременный роман в 1930-х годах, но подтверждений этому нет.

-19

Большинство исследователей склоняются к тому, что их отношения были в первую очередь платоническими, но невероятно глубокими. Грета Гарбо, известная своей нелюдимостью, доверяла Битону, как немногим другим. Они вместе путешествовали, проводили время в Нью-Йорке и Лондоне, их видели на прогулках и в музеях.

-20

Основной источник информации об их отношениях - это дневники Сесила Битона. Он подробно описывал их встречи, разговоры и свои чувства к ней. Его записи - это взгляд со стороны Сесила Битона: восхищенный, порой драматичный, но всегда полный любви и уважения к своему кумиру.

"У нее крупные зубы, похожие на хорошо подобранные по размеру жемчужины, глаза у нее светлые, а ресницы столь длинны, что касаются ее щек. Цвет ее лица поражает какой-то неземной белизной. Своими плавными и томными движениями она напоминает пантеру или русалку, и пусть она высока ростом, есть в ее внешности что-то от эльфа".

Гарбо, в свою очередь, также писала ему письма (хотя и более сдержанные), которые свидетельствуют о ее теплых чувствах и доверии к нему.

Грета Гарбо глазами Сесила Битона
Грета Гарбо глазами Сесила Битона

Их близкая дружба постепенно сошла на нет в 1970-х годах. Точные причины неизвестны. По некоторым сведениям, виной тому могли стать финансовые разногласия или общая усталость Гарбо от долгосрочных привязанностей, что было для нее характерно.

По другой версии, их роман закончился "предательством", как считала Грета Гарбо. Сесил Битон опубликовал дневники "Счастливые годы", благодаря которым читатели со всего мира смогли прочитать его переписку с известной актрисой.

"Пожалуйста, черкни хоть пару строчек своему пылкому поклоннику. Если тебе не о чем писать, будь добра, ответь на следующие вопросы: Ты срезала плющ? Ты сделала упражнения на канате? Ты еще сильнее загорела после моего отъезда? Спишь ли ты достаточное количество времени? Тебе снятся сны? Ты гуляешь часами вдоль берега? Все это для меня крайне важно."

Грета Гарбо не смогла простить ему "предательства", что он открыл миру их личные отношения. После смерти Сесила Битона в конце 70-х появилась информация, что, когда Битон пережил инсульт и пожелал с ней встретиться, она приехала повидаться с ним и попрощаться.

Эта история действительно циркулирует, в основном, в бульварной прессе и менее проверенных биографических очерках. Нет никаких записей в дневниках самого Битона (которые он скрупулезно вел до конца), нет писем от Гарбо, нет свидетельств от его близких друзей или семьи. Кроме того, такой эмоциональный, публичный поступок был бы абсолютно несвойственен Гарбо, она десятилетиями выстраивала стену вокруг себя. Такие истории часто возникают вокруг знаменитостей, чтобы "закрыть" эмоциональную дугу их сложных отношений, придав им красивый, драматический финал.

Грета Гарбо глазами Сесила Битона
Грета Гарбо глазами Сесила Битона

Отношения Гарбо и Битона можно охарактеризовать как "любовь души" или глубокую духовную дружбу между двумя творческими гениями.

Для Битона Гарбо была величайшей музой, "иконой стиля" и объектом бесконечного восхищения, чей образ он помог создать и увековечить.

Для Гарбо Битон был доверенным лицом, понимающим художником и одним из немногих людей, с кем она могла быть собой вне экрана.

Их союз оставил миру не только коллекцию прекрасных фотографий, но и одну из самых элегантных и загадочных историй дружбы в истории XX века.

Сесил Битон умер в своем доме 18 января 1980 года, Грета Гарбо пережила его на 10 лет.

"Жизнь может быть прекрасной, если знаешь, что с ней делать," - говорила Грета Гарбо. Была ли она счастлива, пережив смерти своих близких? Кто знает? В последние годы она редко выходила из своей нью-йоркской квартиры. Фотографы продолжали караулить звезду около ее дома, но кроме широкополой шляпы, темных очков и длинных седых волос запечатлеть ничего не могли.

Грета Гарбо скончалась в день Пасхи 15 апреля 1990 года в возрасте 84 лет. Хотя конкретная причина смерти в официальных заявлениях для широкой публики не уточнялась, известно, что в последние годы она страдала от различных возрастных заболеваний. По сообщениям прессы и биографов, ее здоровье постепенно ухудшалось, и она перенесла несколько курсов лечения от почечной недостаточности и других заболеваний.

Свое миллионное состояние оставила единственной родственнице - дочери брата - Грей Рейсфилд.

Журнал Premiere поместил Гарбо на восьмое место в списке самых великих кинозвезд всех времен. Она также присутствует на пятом месте в рейтинге легенд киноэкрана по версии Американского института кино.

-23

Если вам понравилась статья, ставьте "лайки", делитесь своим мнением в комментариях и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал. Ваши лайки помогают продвижению канала. Спасибо за поддержку.