«Путёвка в жизнь», «Сволочи», «Пацаны», - три фильма о трудных подростках…
Сегодня вашему вниманию я предлагаю обсудить тему трудных подростков, практически беспризорников. Выбор фильмов связан временными рамками борьбы страны с беспризорниками и, считай, малолетними преступниками в 20х-80х годах прошлого столетия.
И если фильмы "Путёвка в жизнь" (почти по Макаренко 20-х) и "Пацаны" (почти взятые из тогдашней жизни 80-х) не вызывает каких-то возражений, являясь классикой отечественного кинематографа, перенёсшие на экран практически то, что видел каждый в своё время, то фильм "Сволочи" (о 40-х) может вызвать неприятие, связанное с изначально скандальным и неоднозначным отношением к происходящих в нём событиям. Стоит отметить, что фильм, вышедший в 2006 году, т.е. в период всё ещё очернения нашей прошлой, советской жизни, продолжал череду домыслов и вымыслов. Не существует фактов подтверждающих происходящее. Но фильм, как художественное произведение по повести В. Кунина) есть, и трагедия ребят и взрослых в нём присутствует. Мне бы хотелось, чтобы вы не зацикливались на понятии "диверсанты", так как ребят можно называть и "партизанами" , каковыми они и являлись бы на самом деле, если бы это была правда. Сколько ребят-подпольщиков было на оккупированных территориях, подрывающих мосты, спускающих эшелоны с рельс, поджигающих склады и комендатуры (те же молодогвардейцы). Проблема в другом, как подростки оказались за решёткой, а не у станков на заводах, не в госпиталях у постели раненых, а предпочли воровать и убивать сторожей, мирных жителей и милиционеров (как это показано в начале фильма, тем более что такие случаи документально подтверждены), а сбивались в банды. НО, слава богу, были и другие ребята. Например, мой свёкор в 1944 году в 17 лет ушёл на фронт, приписав себе 1 год...
И ещё. Давайте попробуем сконцентрироваться на решениях проблемы, предлагаемых режиссёрами и реализованных артистами в фильмах.
Часть 1. «Путёвка в жизнь», СССР, Межрабпомфильм, 1931 г.
Режиссёр: Николай Экк. Сценаристы: Александр Столпер, Николай Экк, Регина Янушкевич.. Оператор: Василий Пронин. Композитор: Яков Столляр. Художники: Иван Степанов, Борис Десницкий.
Актёры: Николай Баталов (Николай Сергеев, организатор трудовой коммуны ОГПУ для беспризорников), Йыван Кырля (Мустафа "Ферт"), Михаил Джагофаров (Колька "Свист", Николай Ребров), Михаил Жаров (Фомка "Жиган")…
Информация о фильме с сайта Кино-Театр.РУ: Первый звуковой советский фильм. Первые годы советской власти. Руководитель трудовой коммуны Сергеев берёт на перевоспитание детей - беспризорников.
Что увидела я. А увидела я подростков всех трёх фильмов: беспризорников (хоть без дома, хоть с домом; хоть с родителями, хоть без них). Главенство старших над младшими – заманивают в банду за хлеб-колбасу (водку, селёдку) и пускают их вперёд – на воровство, на бандитизм, на нож-камень. «Свобода» от учёбы, работы, ответственности.
И как в "Сволочах" фильм начинается с ограбления и убийства милиционера.
Но если на пути таких ребят встречается хороший, добрый, честный, уверенный в себе и в ребятах человек, то тогда есть возможность, что трудные подростки, хулиганы и воры (если только они не беспредельщики, и не сознательные убийцы), обязательно встанут на путь исправления.
Так и в этом старом, но , по – прежнему, актуальном фильме. Мне нравится в нем пролетарская прямота. Вот ребята едут в трудовую коммуну, расположенную в храме.
Первые эксперименты (по Макаренко почти) : группа беспризорников направляется к вокзалу, переходят трамвайные пути – трамваи туда-сюда снуют, Сергеев (Н. Баталов) весь в сомнениях – убегут/не убегут; а вот он даёт деньги вору-беспризорнику на еду и ждёт – придёт/не придёт. Так возникает доверие.
В Коммуне ребята трудятся, сапоги шьют, мебель делают… вроде всё нормально. Вот веточку железнодорожную должны сделать .
Сергеев уехал – а враги, в виде старых паханов, не дремлют – и водочка, и девочки… главное - восстановить банду, а для этого надо разложить ребят, на свою сторону сманить... (Не кажется ли вам, что приёмчиками похожими всё время пользуются силы тёмные?)
Сошли с катушек нетвёрдые подростковые души – пошли крутить, крушить, уничтожать всё подряд – и станки, и жильё… русский бунт бессмысленный и беспощадный…
Но паханов и их малина накрывается медным тазам, благодаря уже окрепшим в социальном плане ребят. Так им и надо. Однако главарь Фомка "Жиган" (арт. Михаил Жаров) убегает.
Ребята с энтузиазмом строят дорогу. Это по-видимому всё-таки в крови нормальных людей - делать жизнь лучше и иметь возможность увидеть результат своего труда, чтобы можно было сказать потомкам :"Здесь и моя частичка труда есть".
PS. Это нормально, ибо только своим примером можно направить подростка в нужное русло... Да и не только подростка. Так что в принципе Антонов из "Пацанов" прав - необходимо научиться уважать самого себя.
И, когда дорога уже построена Жиган хочет подорвать мост , но на его пути встаёт Мустафа "Ферт" (арт. Йыван Кырля). К сожалению, Жиган его убивает. Сколько не смотрела в своё время этот фильм, всегда переживала, да и сегодня как-то жалко стало пацана.
Последние кадры – поезд едет по путям, ребята радостно его встречают, а на переднем лафете тело погибшего Мустафы… Мы всё равно победили!
Об актёрах. Ну, уж что говорить о Николае Баталове и Михаиле Жарове. Профессионалы высший класс. Жарову всегда удавались роли пройдох, паханов - он со своей мимикой просто великолепен. Да и Йыван Кырля (Мустафа "Ферт") своей необычной внешностью очень вписывается в канву фильма. Хорошо играет, душевно, что беспризорника, что нормального рабочего подростка.
Хороший фильм. Жаль, что дети его не видят. Им бы понравилось, правда, он чёрно-белый…
Оценка: 10 баллов из 10.
Часть 2. «Сволочи», Россия, ПЦ "Парадиз", ПКТК "РИТМ", 2006 г.
Режиссёр: Александр Атанесян. Сценаристы: Владимир Кунин, Александр Атанесян. Оператор: Дмитрий Яшонков. Композитор: Аркадий Укупник. Художник: Максим Фесюн.
Продюсеры: Георгий Нерсисян, Тагуи Карапетян (II), Самвел Манасарян, Юрий Кушнерёв, Юрий Гусятников, Армен Адилханян (иcп.), Константин Кикичев, Мартин Адоян
Актёры: Андрей Панин (Вишневецкий), Андрей Краско (дядя Паша), Александр Головин (Кот), Сергей Рыченков (Тяпа), Владимир Андреев (Кот в наши дни), Владимир Кашпур (Тяпа в наши дни)…
Информация о фильме с сайта Кино-Театр.РУ. По повести Владимира Кунина. Великая Отечественная война. Для выполнения секретного правительственного задания из заключения освобождается полковник Вишневецкий. Бывшему альпинисту поручается набрать мальчишек 14-15 лет, сирот, которых никто никогда не будет искать. Подростков отправляют в потайной горный лагерь, где они проходят специальную подготовку. Им предназначено уничтожить альпийскую военную базу...
Другой источник из Интернета. 1943 год. Полковник Вишневецкий получает правительственное задание: подготовить диверсионную группу бойцов-смертников, которая должна блокировать действия отборных немецких соединений «Эдельвейс». Группа набирается из отчаянных мальчишек 14-15 лет, сирот, которых никто не будет искать. Подростков отправляют в потайной горный лагерь, где они проходят специальную подготовку. Им предназначено уничтожить фашистскую военную базу и погибнуть, поскольку «носители особо секретной информации» не должны оставаться в живых.
PS. Прежде, чем вы будите читать то, что я увидела и т.д. я хочу обратить ваше внимание на следующее. Я не разбираю сюжет, правда-не правда, было - не было, не сравниваю с другими фильмами. Не это главное, а главное в том, что предшествует самому фильму - постановление о том, как государство решает проблему подростковой преступности, назначая в 1943 году наказание с 14 лет вплоть до расстрела. Согласны вы с этим или нет? Я уже напрямую спрашиваю. Может быть вас хоть это оторвёт от обсуждения другой темы.
Что увидела я. Фильм начинается с жёстких кадров ограбления и убийства сторожа и милиционеров – явно беспредельщики…
Идёт война, а малолетки занимаются разбоем. Явно беспризорники – есть, пить, жить надо вот и сбиваются в стаи, где «свои мастера на все руки» - кто форточник, кто карманник…Их ловят, и , ясное дело, ничего не делают, хоть взрослых бы расстреляли, но они несовершеннолетние – значит им всё дозволено, нет для них закона… Однако в 1943 году выпускается постановление , где за особо тяжкие преступления, дети достигшие 14 лет, приравниваются к взрослым, вплоть до высшей меры....
... Создаётся некий военизированный лагерь в горах – лагерь диверсионных групп, в принципе невозвращенцев, состоящий из подрастрельных несовершеннолетних. Во главе лагеря двое взрослых из сидельцев сталинских лагерей – Вишневецкий(арт. Андрей Панин) и дядя Паша (арт. Андрей Краско). Кроме них внутри лагеря военные, вокруг военные и ещё один заградотряд, чтоб подростки не сбежали.
В принципе через весь фильм проходит дружба, поддержка друг друга двух пацанов - Кота (Чернов) (арт. Александр Головин) и Тяпы (Тяпкин) (арт. Сергей Рыченков).
В фильме есть всё – и непослушание, и бунт, и подставы, и предательства, убийства и во время драк, побега, предательства, и во время прыжков с самолёта. Всё, что и должно быть в подобных группах несовершеннолетних, где в любом случае кто-то стремится и отстаивает своё право на главенство даже в таких условиях (банда есть банда).
Пацаны учатся стрелять, собирать автоматы, кидать ножи, лазить по скалам, прыгать с парашютами, работать со взрывчаткой. Ясно, что они готовятся к подрыву склада с бензином где-то в горах, в лагере немецкой группы «Эдельвейс»..
PS. Меня удивило, что в фильме нет никаких патриотических речей, идеологически направленных нравоучений. То ли это пустая трата времени и нет смысла тратить силы на бесполезные увещания о стране, о войне, о враге. Это с одной стороны. А с другой, о чём говорить с убийцами мирного населения в военное время?
И вот они вылетают на задание: двое Кот и Тяпа должны прыгнуть из самолёта на 10 секунд раньше других. А остальные пацаны, человек 8, должны прыгнуть позже.
Получилось , что двое - основная группа; остальные – отвлекающая группа без возможности остаться в живых – немцы расстреляют в воздухе…
Подростки справляются с заданием и остаются живыми, Кот подорвался на мине, но выжил… И вот она встреча 9 мая через 30 лет - они встретились ( арт. Владимир Андреев и Владимир Кашпур) и вместе смотрят на горы, как когда-то…
Вот такой фильм…
PS. Фильм, который, как ни странно, меня направляет в наше время. Наших доморощенных «подрывников», «поджигателей», «послушников», которых полиция ловит и при этом стыдливо закрывают им лица . Ах, нельзя, они же малолетки, несовершеннолетние, предающие и продающие за 30 серебряников, а то и вовсе за игрушку в гаджетах, своих родных и близких, своих друзей и простых людей, парней, которые за них проливают кровь в очень сложной войне, суть которой понятна не всем… А казалось бы – что тут непонятного? Лет 40-30, как душат наш язык, посягают на нашу свободу, фашистскую гниду под бок подсадили и питают её деньгами, оружием, при этом братским народам голову свинтили… Более 30 лет разлагают наш народ деньгами, ничегонеделанием, халявой, наркотиками, срамными женщинами в саунах, мошенничеством, болтовнёй либерти всякой, разлагают ложью, завистью, забывчивостью о нашей богатой культуре и не видит это только слепой и ведомый испокон веков известными болтунами оттуда … У нас время мирное, а старшие подонки свои и чужие (за бугром) так и остались провокаторами, и им нужна дань в виде неокрепших душ. В фильме не от хорошей жизни пацаны бегают по складам – родителей нет, дома нет. У нас же другая беда – при живых родителях нет дома, не дома в виде крыши над головой, а дома в виде семьи. А если есть семья, то родителям не до детей, больше пьют да колются, не работая, порой живя на детские пособия… Вот и растут такие малолетки, пополняя ряды трудных подростков, банды преступников. Может быть не стоит отдавать их в сомнительные частные детские реабилитационные центры (рехабы), а всё-таки вернуться к государственной системе , типа коммуны?
Об актёрах. Мне очень понравились обе пары Панин – Краско и Головин - Рыченков .
Мне кажется, что если бы Вишневецкого играл другой актёр, а не Андрей Панин не было бы того драматизма и даже трагедии всей ситуации, таящиеся внутри этого великолепного актёра и которые можно заметить только по неожиданно поднятым к зрителю глазам. Ему их и жалко и не жалко.
Такая же ситуация с Андреем Краско. Только в данном случае этот актёр открыт и его отеческая открытость показывает его отношение к этим заблудшим душам. Оба понимают, что пока ребята здесь они живут, а там за воротами, их бы давно не было. Но чем ближе к концу, тем больше становится неотвратимость ситуации, к которой они их готовили...
Часть 3. «Пацаны», СССР, Ленфильм, 1983 г.
Режиссёр:Динара Асанова. Сценарист: Юрий Клепиков. Оператор: Юрий Векслер. Композиторы: Виктор Кисин, Виталий Черницкий. Художники: Владимир Светозаров, Наталья Васильева.
Актёры: Валерий Приёмыхов (Павел Антонов, директор лагеря ), Андрей Зыков (Вова Киреев), Евгений Никитин (Олег Куренной, помощник директора), Ольга Машная (Маргарита Киреева, сестра Вовы)
Информация о фильме с сайта Кино-Театр.РУ: Начальник летнего спортивно-трудового лагеря, выпускник института физкультуры собрал "трудных" подростков, многие из которых состояли на учёте в милиции, и сумел стать для них другом и хорошим наставником.
Что увидела я. Фильм начинается с «исповеди» командиров-подростков трёх отрядов из трудового лагеря, где директор Павел Антонов (арт. Валерий Приёмыхов ) – кто они, что они, почему они трудные подростки – пьют, курят, воруют по мелочам, дерутся…
Из зала суда в лагерь попадает 15-летний пацан Вова Киреев (арт. Андрей Зыков). Собственно говоря, на глазах этого несовершеннолетнего и происходят основные события.
Напоминаю, это 80-е годы. Семьи есть, но проблемы в них остаются. Часть родителей пьёт, части – не до детей. Некоторые болтаются по улицам, попадая в разные компании и под влияние более взрослых ребят. Например, у Вовы мамы нет, папа – пьёт и разных женщин приводит, у него есть сестра – только это не спасает его от улицы и свершения мелких преступлений; пацан никогда не знал что такое родительская любовь. Из защитной речи Антонова перед судьями: « Парню 15 лет … не читает – ему стыдно за себя, за сестру, за отца»…
PS. Ничего не напоминает? Видите ли вы параллель с сегодняшним днём? Правда, я не помню, чтобы в то время «детишки-подростки, включая и девочек» с такой маниакальной настойчивостью убивали своих родных и близких, известия о которых периодически встречаются в современных новостях. Но вернёмся к кино.
В лагере ребята, конечно, работают по - бригадно на поле – сено убирают,
что-то строят, как бы соревнуясь друг с другом. При этом у них есть ансамбль с гитарами, с ударными установками… Они работают, играют, отдыхают, купаются… Читать, правда, не читают…
В то же время, как и в остальных лагерях у них есть родительский день, куда приезжают родители со своими тараканами и водкой в том числе...
Но в лагере тоже всё не так просто. Вместе с Павлом Антоновым работает его помощник Олег Куренной (арт. Евгений Никитин). У них разные подходы к работе с трудными подростками: Один за жёсткость, другой – за человечность.
Например, Антонов перед каждым ужином за огромным столом, как молитву говорит: «Пусть каждый подумает о том добром поступке, что он совершил в этот день». Только это работает с теми, кто может или умеет взглянуть в себя. Такие тоже есть, но их мало.
Однако, когда появляется водка – возникает бунт беспощадный и бессмысленный: ломается, поджигается, уничтожается ужин.
Когда Павел появляется и видит этот разгром, то он пытается объяснить, что такое хлеб… совесть… Сложный момент. И когда «детишки» говорят : "Простите!» он отвечает : «Не прощаю».
В конце Антонов формулирует свою основную мысль работы с трудными подростками , связанная с попыткой достучаться до совести, расшевелить гражданское сердце, так, чтобы было стыдно перед самим собой… Это очень сложная задача, которая может быть подвластна только работе всех «родители + школа + государство». Одному учителю физкультуры, пусть и сильному внутренне и правильному, но одиночке, этого не одолеть…
Фильм заканчивается на очень тревожной ноте, ибо Вова, похитив стартовый пистоле, поехал домой, чтобы защитить и отомстить за сестрёнку, которая чуть не отравилась газом из-за отца… И Антонов пытается догнать мальчишку, чтобы уберечь его от ещё большей беды… За ним бежит часть лагеря…
Динара Асанова, как всегда, ставит сложные вопросы и даёт только намётку на выход из сложной ситуации, как бы говоря : решать вам.
Об актёрах. Мне очень нравится артист и писатель Валерий Приёмыхов. В нём есть какая-то внутренняя сила веры … Хотя в какой-то момент его внешнее спокойствие переходит во взрыв , похожий на разрыв аорты (во время бунта) – это бешенство от того, что всё, что он пытается делать уходит в песок, и совесть не просыпается в этих бездушных пацанах…
Хорошо сыграл и главный герой Вова в исполнении Андрея Зыкова. Очень искренне играл. Запомнились его грустные глаза.
Посмотрите этот фильм, если ещё не видели. Там ещё звучат хорошие песни. И всё-таки этот фильм производит лично на меня странное впечатление. Я пересмотрела его перед тем, как писать, то есть посмотрела глазами человека XXIвека, перешагнувшего беспредел 90-х и живущего в наше непростое время. Остались те же пороки, только к ним прибавились булинг в школе и во дворе, наркотики, Интернет, желание идти на пенсию в возрасте 12 лет, которому вторит великовозрастный папаша (как рекламируют сейчас усиленно – жесть , оштрафовать бы за такую рекламу, а не гонять целыми днями по всем каналам), полная беспринципность, и нежелание читать книги… Фильм не дал мне ответ, кроме необходимости тройственного союза СЕМЬЯ_ШКОЛА_ГОСУДАРСТВО.
Общая оценка: 8 баллов из 10.
А что думаете вы о фильмах и о жизни?